ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ПИТЕР НЬЮМАН «СТРАННИК» [18+]
27.01.2022

КОЗА, МЛАДЕНЕЦ И НАЁМНИК: 

ПИТЕР НЬЮМАН «СТРАННИК» [18+] 

ПЕРЕВОД: А. Путилин 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, 2021

Отсутствие очевидной угрозы порождает беспокойство. Когда нет настоящей проблемы, у разума остается простор для домыслов.

Если вы поклонник игры Death Stranding от Хидэо Кодзимы, этот роман вам обязательно понравится – своим сеттингом, сюжетом и особенностями персонажа. Такой же мрачный мир, как в Death Stranding, в котором безраздельно царствуют силы зла. Мутанты, демоны, проклятая земля. А где-то далеко есть Сияющий Град - последний оплот людей. Именно туда и направляется весьма странный молчаливый герой со своим волшебным мечом, младенцем и козой.

Роуд-стори - возможно самый популярный тип сюжета для множества постапокалиптических и фэнтезийных произведений. Во многом он похож на классическую игровую канву: некто перемещается из точки А в точу В с определенной целью. У него есть оружие или он добывает его по дороге. По пути он все время попадает в опасные приключения – кого-то спасает и обретает союзников, кого-то убивает. Вот и вся история, на первый взгляд.
Таких произведений сотни. Отличительная их черта – особый типаж главного персонажа: наемника, воина или следопыта. Или, например, как в случае с Death Stranding, обычного доставщика грузов.
Для Питера Ньюмана это первый роман. И сюжетные клише в нем граничат с абсолютно новым видением и откровенными находками. Взяв за основу роуд-стори, он пошел дальше, отработав тоже вроде бы расхожую схему «воин + младенец», но сделав это совершенно по-своему. Не так оригинально, как Кодзима, у которого младенец ББ – одновременно и спутник, и необходимый элемент снаряжения героя. Но все равно неплохо.
Осознанно или нет, Ньюман по максимуму использует все возможности этой схемы, а попутно упаковывает в роман и все концепты, которые ему когда-либо приглянулись.

Сотни деталей «Странника» вызовут в памяти начитанного и вовлеченного в мир игр человека, множество ассоциаций. Тут и мутанты из «Биошока», и боди-хоррор, и намеки на «Безумного Макса», и отсылки к С. Ланье и его «Путешествию Иеро».

Безумная и просто фееричная фантазия Ньюмана скрепляет вроде бы знакомые всем элементы в дикие очертания. Хотя местами сюжет немного затянут и однообразен, буйство авторской фантазии все компенсирует. К тому же, некая замедленность действия помогает воспринимать мир «Странника» - тяжелый, мрачный и наполненный бесконечным ужасом.
У Ньюмана есть и специфика стиля: роман от начала до конца написан в настоящем времени, что дает дополнительную иллюзию участия в живом и достоверном игровом пространстве. Автор накладывает один слой отчаяния на другой, не давая своему герою никакой возможности высказаться. И это буквально так: герой не произносит ни одного слова. Странник всегда молчит, и этим он нравится. Мы не слышим его мыслей, не видим его внутренней рефлексии, он для читателя – закрытый феномен. Младенец тоже молчит, только плачет. И коза, как и все остальные, выдает свои эмоции безмолвно.

В итоге на протяжении всей истории читатель вынужден самостоятельно разгадывать загадку Странника. Кто он и куда идет? Зачем ему ребенок и где он его взял? Для многих подобная авторская скрытность неприемлема, но поверьте – в ней вы найдете особое очарование. Никто не будет вкладывать вам в голову готовые мысли, и вы, также как и сам Странник, будете предоставлены самим себе.
Это очень любопытное произведение на стыке жанров - постапокалипсиса, тёмного фэнтези и weird-хоррора, стилистические и сюжетные недостатки которого с лихвой окупаются авторской смелостью и новаторством.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы