ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

СЮЗАННА КЭХАЛАН «РАЗУМ В ОГНЕ. МЕСЯЦ МОЕГО БЕЗУМИЯ» [18+]
03.11.2021

ВЫЖИТЬ И ПОМОЧЬ ДРУГИМ: 

СЮЗАННА КЭХАЛАН «РАЗУМ В ОГНЕ. МЕСЯЦ МОЕГО БЕЗУМИЯ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Ю. Змеева 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Бомбора, 2020

Мозг словно рождественская гирлянда. Когда все работает, лампочки светят ярко, и даже если одна погаснет, адаптивные способности мозга таковы, что остальные по-прежнему будут сиять. Но порой бывают повреждения такого рода, что даже одной перегоревшей лампочки достаточно, чтобы погасла вся цепь.

Душевное здоровье – очень хрупкая и весьма условная конструкция, которая может рухнуть в одночасье. И от этого падения не застрахован никто. Если вы с подозрением относитесь к книгам, чьи обложки буквально усыпаны фразами из серии «Лучший бестселлер по версии New York Times» или «Невероятно. Глубоко. Эмоционально. Стивен Кинг» и вы не переносите навязчивый пиар, преодолейте страх и неприятие, потому что эта история совсем другая.
Перед нами мастерски выписанный автофикш – текст, который погружает читателя в один невероятно сложны и безумно отчаянный месяц из жизни автора. Сюзанне Кэхалан было 24 года, она только устроилась на серьезную работу в редакцию газеты The New York Post. Но внезапно все изменилось. Началось все с того, что ей стало казаться, будто ее кусают клопы. Затем начались приступы мигрени, бессонница, появилась апатия, усталость. До того как узнать правильный диагноз, Сюзанне пришлось пройти немало обследований. За это время ее мучили приступы, которые сама она не помнила, а восстановила лишь по рассказам своих родных. Один врач посчитал, что она страдает болезнью Пфейфера, другой — менингитом, третий решил, что у нее просто проблемы с алкоголем. Девушке становилось все хуже. Но одному из неврологов пришла неожиданная идея - доктор Сухэл Нажар предложил пациентке рисунок-тест, который обычно проходят те, у кого предполагают инсульт или болезнь Альцгеймера. Сюзанна нарисовала циферблат, где все цифры расположены с правой стороны. Это признак воспаления в правом полушарии мозга, которое отвечает за то, что мы видим слева. Так выяснилось, что ее заболевания совсем не психическое, а носит аутоиммунный характер – это анти-рецепторный энцефалит. Проще говоря, мозг девушки был атакован собственной иммунной системой.

Когда мы вернулись в палату, он вспомнил пословицу, которая помогла мне сосредоточиться на позитивном. – Если тебе легко, что это значит? – спросил он. Я молча взглянула на него. – Значит, ты летишь в пропасть, – с вымученной бодростью проговорил он, наклоняя руку и показывая склон горы. – А если тебе трудно? Еще один непонимающий взгляд. – Значит, поднимаешься в гору.

Благодаря вниманию и не безразличию одного врача Сюзанну удалось спасти. Хотя заболевание очень редкое, на момент описываемых событий в мире было зарегистрировано всего 216 случаев. Началось изнурительное лечение, которое длилось больше года и стоило больше миллиона долларов. Тот месяц, что она провела в психиатрической клинике, Сюзанна полностью забыла. События в книге восстановлены по дневникам отца и рассказам матери. И от этого еще страшнее читать.

Повинуясь импульсу, он [отец] вошел в часовню, залюбовался витражами и живописным полотном, изображающим ангела, который обнимал отчаявшегося человека. Отец опустился на колени и стал молиться. Тем же вечером в офисе окружного прокурора в нижнем Манхэттене мама делала примерно то же самое. Она, ее секретарша Элси и сотрудница Регина, у которой был сан священнослужителя баптистской церкви, взялись за руки, закрыли глаза и образовали круг. Над ними возносился голос Регины: «Господь милостивый, вылечи эту молодую женщину. Услышь нас, Господи, услышь наши молитвы. Мы молимся за излечение этой девушки, за то, чтобы ей стало лучше. Услышь наши молитвы. Пожалуйста, услышь». Моя мама, циничная еврейка из Бронкса, агностик до мозга костей, клянется, что в тот момент ощутила присутствие Бога.

Сюзанне повезло — только 10% заболевших получают правильный диагноз. Те же, кто заболел раньше 2005 года, когда впервые был описан этот вид энцефалита, вообще не имели шанса. И ей повезло во всем: с врачами, с семьей, с финансовыми возможностями. Но, к сожалению, болезни мозга – это такая область, где везет не всем.
Видно, что книга написана не ради денег или пиара. Этот сразу это подкупает читателя и выводит его в иное поле смыслов. Сама Сюзанна надеялась, что огласка ее случая поможет другим заболевшим, даст надежду их родным. И это очень благородно. Так обнажить душу, рассказать о самом тяжелом опыте, о том, как благополучная жизнь в считанные недели скатилась в безумие, о том, как отец писал в своем дневнике – «Господи, забери меня вместо нее». Это смело, и такие поступки в 21 веке вызывают уважение.
Вначале Сюзанна Кэхалан написала статью о своем случае в Нью-Йорк Пост, и отклик был невероятным. Она получила множество звонков от людей, которые надеялись, что у их родственника не шизофрения, а энцефалит. И она разговаривала с каждым, пыталась помочь. И у кого-то из этих людей в последствии действительно был выявлен энцефалит, и их удалось спасти. Это реальная история тяжелого пути и способности не потерять на этом пути свою человечность.

Возникает вопрос: если одной из лучших клиник мира понадобилось так много времени, чтобы дойти до этого шага, сколько еще людей болеют и не получают должного лечения? Скольким еще ставят психиатрические диагнозы, приговаривая их к жизни в психушке или приюте для умалишенных?

Хороших Вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы