ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЦЕЗАРИЙ ЗБЕШХОВСКИЙ «ВСЕСОЖЖЕНИЕ» [18+]
07.04.2022

АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ: 

ЦЕЗАРИЙ ЗБЕШХОВСКИЙ «ВСЕСОЖЖЕНИЕ» [18+] 

ПЕРЕВОД: И. Шевченко 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, 2019

Я внезапно начинаю понимать, что стечение обстоятельств – это заблуждение, которое отделяет нас от правды, ибо все мы получаем именно то, что хотим взять у Бога. А вернее, получали, пока он нас не оставил.

Польская фантастика активно и упорно продолжает покорять отечественное литературное пространство. Вслед за неподражаемым и зубодробительным Яцеком Дукаем издали и Цезария Збешховского, которого с Дукаем роднит сложность научных концептов, лежащих в основе текста. Но Збешховский, несомненно, добрее к читателю и его психике. В отличие от Дукая, он не бросает его в одиночку в раскаленный сплав идей и безумных теорий, а оставляет возможность плавного погружения в принципиально иную реальность.
Прежде всего, стоит отметить структурные особенности творения Збешховского. Перед нами роман и примыкающие к нему рассказы, связанные по смыслу и содержанию. Читать можно в любом порядке. Если хотите сразу рухнуть в сложнейшие хитросплетения и разбираться на ходу – начинайте с романа. Если желаете заранее подготовиться к тексту и понять, как устроен описанный мир – беритесь за рассказы. Но одно можно сказать с полной уверенностью – актуальнее текста сейчас трудно найти. И если вы его преодолеете, вам откроются совершенно новые горизонты.

Действие происходит в мире Раммы — в альтернативной реальности, почти ничем не отличающейся от нашей, в далеком будущем, где правят киберпанк и трансгуманизм. Большинство людей сделали себе апгрейд и стали участниками «всемирной сети» с помощью вживленных в мозг нанотрубок и чипов. А технология одноранговой P2P-сети, основанной на равноправии всех участников, позволяет напрямую обмениваться S-файлами. S-файлы содержат чувственный и эмоциональный опыт, позволяя любому человеку, не выходя из дома, подключиться к эмоциям другого и испытать их.

На Земле остались толпы, не имеющие с духовностью абсолютно ничего общего, счастливые, что их обошёл холокост, — массы, одержимые иллюзией саморазвития и пользующиеся новыми изобретениями в невероятных масштабах.

То есть миллионы людей добровольно отдали себя сети – свой мозг, свои персональные переживания, свою индивидуальность, впитывая тоннами контекстную рекламу и пропаганду и отказавшись думать за ненадобностью.
Но единицы предпочли сохранение собственного рассудка и индивидуальности, не подключаясь в сети и не делая свой эмоциональный опыт товаром. Некоторые люди, как и в романе Р. Моргана «Видоизмененный углерод», обеспечивают себе ментальное бессмертие, заключая мозг в специальную оболочку — «колыбель», чтобы его можно было просто переносить в новую оболочку. Тело, таким образом, в мире Раммы несет утилитарную функцию, ставя перед читателем фундаментальную проблему границ и природы личности.

Мы не хотим слиться воедино с человеческой массой, мы сохраняем индивидуальность даже ценой одиночества.

Искусственные интеллекты управляют «умными домами» и корпорациями. Технологии создания андроидов и киборгов доведены до совершенства. Теперь на конвейере можно создать и машину для убийства, и идеальную жену, и даже совместить два в одном. Человек превратился в большого ребенка, лишенного самого простого выбора – что он будет есть на обед. Все решают роботы, освобождая людям пространство для интеллектуальной работы. Но только вместо нее наблюдается полнейшая деградация.

Дети должны иметь доступ к разнообразной информации. Жесткие эмоциональные фильтры формируют психически отсталые личности.

Но самое главное отличие мира Раммы от нашего в буквально физическом наличии Бога. Он в виде информационной субстанции под названием «плазмат» существовал внутри некоторых людей – тех, кто жил с открытыми глазами, думал, чувствовал, сострадал, творил. Но однажды Бог покинул мир, и все эти люди умерли. Так начался Апокалипсис – тихо, его даже не сразу заметили. Умерли все, кто был способен изменить хоть что-то, кто задавал вопросы и искал ответы.
Тем временем, люди, обменивающиеся «S-файлами», сошли с ума, зараженные вирусом, распространившимся в сети. Вирус повлиял на их и без того травмированные когнитивные функции, превратив в вампиров, добывающих живительные наночастицы из чужой крови. Под натиском этих безумных орд сдают свои позиции последние островки цивилизации, одной из которых - мегакорпорацией «Элиас Электроникс», руководит главный герой «Всесожжения» — Францишек Элиас.

Даже человеку, одарённому душой, нелегко приблизиться к Богу, зато убивать его в себе мы научились миллионами способов. Страдать сверх меры, носить в себе чувство вины, вспоминать поражения и отчаянно ненавидеть. Поэтому спасение длилось настолько долго и поэтому Бог вынужден искать другие места, чтобы возрождаться.

Люди и андроиды уничтожают друг друга самыми изощрёнными способами, используя оружие на основе загадочной «френической» энергии, искривляющей пространство и время. Читателя ждет череда безумных насыщенных сражений, в которых умрут все. А в промежутках между ними, главный герой, страдающий синдромом Туретта и путешествующий из тела в тело, будет много размышлять о человечестве. О его участи, о смысле существования, счастливом прошлом и плачевном конце. И, конечно же, о нашей индивидуальности – о том, кто мы есть и что у нас останется, если отнять все. Останется ли человечность? Сострадание? Способность к любви? И, сам того не осознавая, Элиас будет искать утерянного Бога.
Межзвёздный корабль Heart of Darkness («Сердце тьмы», учтиво отсылающее читателя к Дж. Конраду) станет последней целью героя, а разгадка тайны Бога — финальной точкой всей истории.

Мы искали угрозы космического масштаба. Смотрели на взрывающиеся звёзды, метеориты и кометы, порой думали – более приземлённо – о таянии полярных льдов, эпидемиях или атомных бомбах. А на самом деле это мы представляем угрозу. Мы – окончательное оружие в руках вероятности. Наша планета покрыта дышащей живой бомбой.

По сути, «Всесожжение» — это масштабный футурологический текст, новый богословский трактат, возвращающий нас к учению гностиков, где вместо плазмата была плерома. Сопутствующие рассказы представляют собой целую мозаику – они невероятно разные по содержанию, стилю и даже жанрам. Здесь вас ждет и притча («Другого не будет»), и параноидальный триллер («Место на дороге»), и вполне каноническая мистика («Монета»). Они дополняют и одновременно опровергают друг друга, давая читателю инструмент для вскрытия собственной души и вновь обращая к вечному вопросу – кто мы?

Словно головная боль, возвращается ко мне эта утешительная мысль: я ущербный, а значит я человек.

Вот лейтмотив всего произведения. Мы настоящие скрываемся в этой ущербности – в изъянах, в яркости эмоций. В способности пожалеть сбитого на дороге кота (Мертвый кот – больше чем пустота), в желании рефлексировать, в ошибках и попытках самопознания. И, наконец, в отказе отдавать себя на чей-то откуп, в цепкой хватке за свою индивидуальность, за принципы, за то, что и есть мы – собственные несовершенства.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы