ул. Пушкинская, 175А

«Есть школа в Ростове у Тихого Дона…»

Автор статьи:
Любовь Пономаренко
1314
17 января 2023
Поднимаясь по ступенькам мрачного подъезда старого дома № 52 по Ворошиловскому проспекту, уже предчувствуешь встречу… Вот сейчас откроется дверь и выйдет Гурвич. Но дверь в очередной раз открывала маленькая худенькая женщина, жена Гурвича Людмила Эфраимовна, и провожала в кабинет, где в далекие 1970–1980–е годы состоялись мои встречи с Соломоном Самуиловичем — старейшим ростовским журналистом, корреспондентом газеты «Молот».

Из Ростовской областной научной библиотеки имени К. Маркса я приносила ему для работы книги, газеты, журналы. А он, в свою очередь, рассказывал мне о своих новых публикациях в газете «Молот», о выдающихся людях науки, литературы и искусства, которые в разное время жили, работали и бывали на Дону. Соломон Самуилович доставал заветную папку и показывал газетные вырезки своих статей и толстый альбом фотографий.

О Соломоне Самуиловиче, фотографиях и этом альбоме писал в своей статье Эмиль Сокольский:

… незнакомый молодой Гурвич — с Хачатуряном! Гурвич — с Шостаковичем! С Утесовым! С Глиэром! С Андреем Мироновым! С Шолоховым!...[1].

На одном из пожелтевших от времени снимков Ростовский детский оркестр имени Д. П. Жлобы на репетиции перед отчётным концертом в саду имени Первого мая. На обороте снимка информация о том, что он сделан в 1935 году. В центре — организатор, бессменный руководитель и дирижёр оркестра Яков Анисимович Белогорцев, коренастый, широкоплечий, уже далеко не молодой, но ещё очень бодрый человек, обладающий огромной энергией и трудолюбием.



Историю создания детского оркестра мне поведал Соломон Самуилович. Она начиналась в 1920 году, когда белогвардейские войска отходили на запад. В городах, сёлах и станицах Дона и Кубани Гражданская война закончилась и стала налаживаться мирная жизнь. Одной из главных забот местных органов Советской власти была забота о детях и, в первую очередь, тех, чьи родители погибли на фронте. Повсюду создавались детские дома, куда направляли беспризорных ребят. Открыли детский дом и в станице Уманской (ныне станица Ленинградская Краснодарского края). Ранней весной 1920 года в станицу приехал ростовский музыкант Яков Анисимович Белогорцев:

«Хочу организовать у вас в детдоме оркестр!», — сказал он заведующей. «Оркестр из беспризорных ребят? А выйдет ли?», — недоверчиво спросила та. «Безусловно!» — категорически ответил Белогорцев [2].

Когда объявили прием в детский оркестр, желающих нашлось много. Но брали лишь тех, кто сколько-нибудь проявлял музыкальные способности, обладал хорошим слухом. Станичники помогли детдомовцам приобрести домры, балалайки и другие музыкальные инструменты, выделили для занятий оркестра специальное помещение, мебель. Ребята стали заниматься музыкой с большой охотой.

О дальнейшей судьбе оркестра С. С. Гурвич пишет:

Первое публичное выступление оркестра состоялось в 1921-м, через год после его создания, в канун первомайских праздников. Спустя некоторое время о новом музыкальном коллективе узнали в других кубанских и донских станицах, слух о нем дошел и до Ростова. Оркестр решили перевести в ростовский детский дом, носивший имя героя гражданской войны, председателя Краевой детской комиссии Д. П. Жлобы. То же имя было присвоено и оркестру, который вскоре разделился на два самостоятельных коллектива — струнный (в нем играли только девочки) и духовой, где музыкантами были мальчики в возрасте от 6 до 11 лет. Духовой оркестр мальчиков стал непременным участником первомайских и октябрьских демонстраций. Открывая шествие праздничных колонн, юные музыканты играли Чайковского, Глинку, марши советских композиторов. С неизменным успехом проходили выступления оркестра в городских клубах [3].

Есть у Соломона Самуиловича и публикация о детском доме имени Д. П. Жлобы:

…Детский дом находился в Ростове на площади Льва Толстого, № 5/7. Сейчас здесь разместилась школа музыкантских воспитанников. В ней обучается более двухсот ребят. Они изучают не только общеобразовательные дисциплины, но и музыку. По хорошей традиции в школе создали два детских оркестра — духовой, которым руководит один из старейших преподавателей М. И. Грицавко, и оркестр народных инструментов, возглавляемый опытным педагогом С. С. Аверьяновым. Юные музыканты с большим успехом выступают в рабочих и студенческих клубах Ростова, принимают участие в смотрах художественной самодеятельности [4].

В ответ на эту статью в редакцию «Советской России» пришли письма бывших участников оркестра из Москвы и Ленинграда, Воронежа и Краснодара, Нальчика и Владивостока, городов Дона и Кубани, воинских частей и консерваторий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Это писали бывшие беспризорные. Ещё в 1940-м году на базе детского дома открылась школа военно-музыкантских воспитанников Красной Армии. В своих письмах они вспоминают, сколько друзей погибло в суровые годы войны. Не вернулся с фронта славный кларнетист Володя Серебряков. Со связкой гранат он бросился под фашистский танк. При наведении переправы через Днепр погиб трубач Михаил Александров.

Судьба одного из беспризорников — воспитанника по кличке «Козлёнок», раскрыта в статье «Маленькие жлобинцы»:

…Он пришел в отряд Жлобы и стал пианистом. Затем «Козленок» закончил консерваторию в Краснодаре. Его игра вызывает улыбку на лицах самых невозмутимых профессоров. "Козленок" превращается в замечательнейшего пианиста с большим будущим [5].

О детском доме и его воспитанниках писал известный актёр В. И. Качалов, который в июле 1926 года совместно с солистом Большого театра В. П. Петровым выступал с концертами в Ростове. В свободный вечер московские гости побывали в детском доме имени Жлобы, беседовали с его воспитанниками, слушали концерт юных музыкантов, который произвёл на них огромное впечатление. В. И. Качалов сделал следующую запись в книге почетных посетителей:

Чуть ли не до слез тронул меня этот оркестр, до самых настоящих слез умиления и гордости перед достижениями творчества нашей молодой республики. Да, эти достижения дают веру в наше будущее… Этот оркестр — явление исключительное. Если мы захотим показать на Западе подлинное достижение советского искусства, мы должны повезти этот оркестр малышей из бывших беспризорных, а не Шаляпина или академический балет… Руководителю оркестра Белогорцеву удалось создать на редкость спаянный ансамбль. Его можно сравнить со знаменитым оркестром балалаечников Андреева или даже с «Персинфансом», но не следует забывать, что в данном случае мы имеем дело с детьми, да еще с бывшими беспризорными. Поэтому общественная ценность оркестра чрезвычайно велика. Музыкальные круги Москвы должны заинтересоваться этим изумительным самобытным явлением. Ростов должен им гордиться...[6].

И вот оно долгожданное событие. В начале апреля 1927 года оркестр пригласили в Москву — около ста юных музыкантов в возрасте от 5 до 15 лет, бывших беспризорных, с концертом в столице. На улицах и площадях Москвы появились афиши о выступлениях ростовского детского оркестра имени Д. П. Жлобы. Москвичи исключительно тепло принимали выступления молодых ростовских музыкантов. В программу их концертов были включены революционные и русские народные песни, произведения Чайковского и Бородина.



Автор фотографии — ленинградский инженер М. Дариданов. На фотографии мы видим юных музыкантов около мавзолея В. И. Ленина во время своего первого приезда в Москву. В 1929-м году маленькие музыканты вновь порадовали своим искусством москвичей. На одном из концертов оркестра побывал нарком просвещения Луначарский, который так проникся мастерством его участников, что подарил им комплект духовых инструментов.

В разные годы в школе музыкантских воспитанников преподавали прекрасные учителя, многие из которых бывшие ее воспитанники. Среди них можно назвать дирижёра оркестрового класса И. Д. Димитрова, кларнетиста В. П. Осокина, валторниста Л. Л. Дубовика, дирижёра М. И. Грицавко. В школе учили детей также легендарные кларнетисты М. А. Трибух и В. Н. Лавриков.

На сегодняшний день Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области носит название «Ростовская-на-Дону школа-интернат музыкантских воспитанников» и является единственным в России общеобразовательным учреждением социальной поддержки для музыкально одарённых детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, находящихся на опеке или неполных семей.

Школа включает общеобразовательную и музыкальную школы, два спальных корпуса, библиотеку, спортивный и два концертных зала. Она является надёжным звеном в системе «школа-училище-вуз» в плане подготовки профессиональных исполнителей на духовых и ударных инструментах и кадров для военных и гражданских духовых оркестров. Выпускники школы становятся учащимися Ростовского колледжа искусств и Московского военно-музыкального училища. После окончания этих учреждений они продолжают свой профессиональный путь в высших музыкальных учебных заведениях страны.

Гордость школы её выпускники, в числе которых:

начальник военно-оркестровой службы Краснознамённого СКВО Ю. А. Зюбин; музыкальный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Московского округа, Заслуженный деятель искусств России, полковник Д. В. Фалилеев; главный дирижер сводного духового Президентского оркестра Республики Беларусь, Заслуженный артист РБ, доцент Белорусской государственной академии музыки, подполковник Б. С. Чудаков; заслуженный артист России, солист Ростовской областной филармонии, трубач В. В. Рябцев; солист оркестра Музыкального театра, заслуженный артист РФ, трубач А. Подкуйко.

Свой рассказ о школе хочется завершить словами из песни, музыку к которой написал донской композитор, друг и преподаватель школы Г. М. Балаев (композитор, заслуженный работник культуры России, член союза композиторов СССР, почетный гражданин Ростова-на-Дону, преподавал в 1948-1950 гг.) на стихи поэта и музыканта, выпускника школы Е. В. Панкова.

«Есть школа в Ростове у Тихого Дона,
Где дарят ребятам тепло и уют,
Здесь музыку любят, здесь музыке учат
И с музыкой в жизнь путёвку дают…».

Библиография

1. Сокольский, Э. А. «Я ухожу… проводите меня...» // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. С. 63-66.
2. Гурвич, С. С. По следам одной фотографии : [из истории создания Рост. детского оркестра им. Жлобы] // Советская музыка. 1961. № 5. С. 161-163.
3. То же. С. 161.
4. Гурвич, С. С. Большая судьба маленьких музыкантов // Советская Россия. 1960. 5 июня. С. 4.
5. Нестор. Маленькие жлобинцы // Молот. 1926. 29 авг. С. 5.
6. Заслуженные артисты В. И. Качалов и В. Р. Петров об оркестре беспризорных им. Жлобы // Молот. 1926. 18 июля. С. 5.
7. Гурвич, С. С. Шел по городу оркестр : [История детского муз. коллектива им. Д. П. Жлобы на базе Рост. дет. Дома. 20-е гг.] // Вечерний Ростов. 1985. 23 нояб.
8. Гурвич, С. С. Большая судьба маленьких музыкантов // Комсомолец. 1967. 19 августа.
9. Гурвич, С. С. Один из ста виртуозов [в оркестре имени Жлобы. Об Ф. А. Панасенко] // Молот. 1965. 1 сент.
10. Гурвич, С. С. С песней по жизни : [о бывших участниках детского оркестра им. Жлобы] // Советская Россия.1962. 19 мая.
11. Гурвич, С. С. Сто путевок в жизнь : [о детском оркестре имени Жлобы] // Советская Россия. 1961. 12 апр.
12. Гурвич, С. С. Их большая судьба. По следам одной фотографии // Молот. 1959. 11 окт.
13. Гурвич, С. С. Первый детский оркестр [в Ростове] имени Жлобы // Комсомолец. 1959. 15 авг.

По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы