ул. Пушкинская, 175А

Таинственное переселение

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
2674
13 июля 2021
Когда казачью столицу переносили с берега Дона на гору, ходили слухи: такое решение атаман Платов принял, чтобы столица находилась ближе к его родовому имению (Черкасск – далеко и на острове, Новочеркасск – в трёх верстах от платовской усадьбы в хуторе Малый Мишкин). Казаки были недовольны.
Но построили железную дорогу, возвели дома на европейский манер, появились две триумфальные арки, церкви, город расширялся, расцветал… Чтобы осмотреть в Новочеркасске все достойные внимания уголки, одного дня мало. А станицу Старочеркасскую (до 1805 года – город Черкасск) – можно и за час. Но старина там потрясающая; чего стоит, например, девятиглавый Воскресенский собор на древней городской площади! Выполненный в динамичных формах украинского барокко, издали он воспринимается как деревянный; и если смотреть на него с реки, кажется, что он плывёт в окружении садов и низеньких куреней. Богатые росписи, пятиярусный иконостас, кандалы при входе, в которые якобы был закован Степан Разин перед отправкой в Москву, громоздкая колокольня – единственная шатровая на Дону, стоящая рядом, отдельно от собора, с которой открывается обзор на много километров…
Раньше в Старочеркасскую можно было попасть либо «Метеором», либо с левого берега Дона переправиться на пароме. Переброшенный автомобильный мост через реку Аксай (рукав Дона) сделал станицу совсем уж легкодоступной.
Интересную деталь я нашёл в книге «Дон и Донец», изданной в Санкт-Петербурге в 1875 году.
«Из Первого Донского округа Дон входит в Черкасский округ, в котором находится город Новочеркасск. До 1805 года главным войсковым городом был Старочеркасск, новый же основали но воле атамана Платова. Причины перенесения до сих пор ещё неизвестны. Местоположение очень неудобно, и вода так далеко, что для города хотели прорыть канал для сближения с Доном, но это предприятие оставлено. В торговом отношении город Ростов и Аксайская станица стоят несравненно выше Новочеркасска. Проведение железной дороги, быть может, поспособствует к оживлению и развитию этого города». И ещё, рядом: в торговом отношении станица Аксайская (линия Ростов - Новочеркасск) «занимает едва ли не первое место во всей Донской области».
Значит, спустя семьдесят лет после основания Новочеркасска справочник сообщает, что «причины перенесения до сих пор неизвестны»! Да, сказано в книге, что «главным неудобством Старочеркасска всегда было его низменное местоположение, отчего город во время весенних разливов нередко затопляло», однако как причина это не рассматривается. Действительно, начались работы по укреплению берега, по осушению болот и лиманов, то есть и речи нет о том, что, мол, Черкасск перенаселён, а расширяться ему некуда.
Неужто действительно – Платов перенёс донскую столицу, чтобы она была ближе к его родовому имению?..
«Что-то непонятное складывается с целесообразностью строительства донской столицы, – написал мне однажды дотошный краевед из посёлка Дубовский Валерий Дронов, когда у нас зашла речь о странном переносе казачьей столицы на удалённую от реки гору. – Стремление сохранить в повиновении Донское войско – разумеется. Уменьшить автономность его представителей – тоже задача понятная.
Но почему не благоустроить Черкасск? Там пристань, биржа для товаров, рыбный промысел, удобная логистика. По анализу специалистов природные неудобства старой столицы можно было устранить, используя реальные возможности бюджета.
Почему при выборе новой столицы не была учтена удалённость от основных промысловых и транспортных путей? В тех условиях центр не мог обойтись без водной артерии.
Новая столица тормозила предпосылки к формированию торгового класса. Выбор Новочеркасска замедлил темпы экономического развития Дона.
Город замышлялся как крупный административный центр. Удалось ли это сделать? Частично. Почему другие Войска имели по одной столице: Астраханское – Астрахань, Сибирское – Омск, Оренбургское – Оренбург, Кубанское – Екатеринодар. А в донском крае их было фактически две? Зачем?
Проявилось неумение предвидеть политические последствия. Более 80% столицы составляли казаки, около 6% – крестьяне, 3% – разночинцы. Для города – хорошо, комфортно, типа – своя среда. А вот то, что в других населённых пунктах (Ростов, Таганрог, Александровск-Грушевский) зрело противостояние со столицей – об этом никто не задумался.
Неужели столь недалёкими были атаманы, что главным в выборе места стала причина близости поместья оных?
Вывод: неудачный выбор столицы стал возможным либо из-за неспособности принимать наиболее эффективные решения – либо корысть. Слишком много ошибок».
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы