ул. Пушкинская, 175А

Свеча в темноте

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
447
11 января 2022
Поэт Евгений Степанов прислал мне из Москвы несколько стихотворных книг своего издательства, среди авторов которых оказалась Елена Кацюба, уроженка города Каменска-Шахтинского.
Поэт и арт-дизайнер, Кацюба, ушедшая из жизни в феврале 2020 года, своими сочинениями представляет в современной поэзии так называемый «метафизический реализм», или «метаметафоризм» в чём является единомышленницей Константина Кедрова (своего мужа).
Здесь нужно ненадолго остановиться. Вот что пишет Кедров о метаметафоре: это такая метафора, «где каждая вещь – вселенная». И развивает свою мысль весьма впечатляюще:
«Такой метафоры раньше не было. Раньше всё сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай». А метаметафорист – «он и есть всё то, о чём пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной».
Вот книга «Заговор рек» (Москва, издательство Евгения Степанова, 2018 год). Как теоретические положения, изложенные Кедровым, действуют в стихах Елены Кацюбы? Её стихи входят в недра смыслов и созвучий, она соединяет несоединимое, знакомит слова друг с другом, после чего словно бы отходит в сторону и вместе с нами, читателями-наблюдателями, смотрит, что из этого получилось. Должна бы получиться словесная Вавилонская башня. Но стихотворения выглядят так, будто слова и слышали уже друг о друге, просто не знали, что их нечто роднит – как например, в стихотворении с парадоксальным названием «Свадьба судьбы»:

Какая свалка без матраса?
Какая свадьба без матроса?
Он сине-бело-полосат
в нём дружина пружин
и все торчат
По семейным волнам
нынче там – завтра к нам
Матрос – это рост, торс, амор
это ост, марс, трос
это ром, мат, срам.

Первое время я не мог понять, насколько это поэзия, но признавал, что как стихотворные упражнения – стихи Кацюбы талантливы; это тот тип стихов, которые идут от слов, от их созвучий, а потом уже слова вызывают определённые эмоции, видения, ассоциации, – но никак не наоборот. Стихи, написанные головой, а не Духом святым.

ВЕНЕРА – кто ей равен?
В неё вся ВЕРА.
НЕВА – речная ВЕНА
ей жизнь на севере дала,
удочерила,
и НРАВ и НЕРВ переняла.
Венера – ВЕЕР тайн,
Ей на АРЕНЕ РЁВ
и вид ужасных РАН
не страшен.
Но чёрный ВРАН
на белое плечо уселся.

Однако знакомясь с книгой внимательней, я стал понимать, что Кацюба пишет в своей филологической «лаборатории» не только словесные выдумки и смысловые перевёртыши; в иных стихах она достигает истинно поэтической глубины мысли, – то есть мысли, выраженной столь художественно, что она видится впервые высказанной истиной.

Свеча боится темноты
Чем больше страх свечи – тем ярче свет
Чем ярче свет – тем жизнь свечи короче
Чем жизнь короче – тем сильнее страх
Чем страх сильней – тем ярче свет свечи
Чем ярче свет – тем жизнь короче
Чем жизнь короче – тем сильнее страх…

Возможно, всё это и действительно может называться «метафизическим реализмом», если перемешать в одном котле футуристов, имажинистов, обэритутов и… Георгия Оболдуева с его «Живописным обозрением», творчество которого чёткого направления не имеет (и слава богу!).

В молочном молчании
глотаю шум
незримый город
без стен без теней
океанариум окон
ленивые лампы рыб
шевелятся вуалехвостые
белое платье сада
небрежными штрихами исчерчено
невеста заблудилась
фонтан фантом невидимые струи
бормочут апполинервно

По-моему, здесь не обошлось и без лёгкого сюрреализма. Ну и прекрасно: поэзия и должна содержать оттенки безумия.
В «Декларации заумного языка» Кручёных заявлял: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком, но и образным, и языком, не имеющим определённого значения, з а у м н ы м. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее». А ничевоки от лица Сусанны Мар, Рюрика Рока и прочих выступили с таким «декретом»: «Всякая поэзия, не имеющая индивидуального подхода творца, не определяющая особого, только субъекту свойственного мировоззрения и мироощущения, не оперирующая с внутренним смыслом явлений и вещей… – АННУЛИРУЕТСЯ».
Конечно, в любом манифесте есть элемент эпатажа, шокирующего преувеличения. Но мысли сами по себе интересные – и, как видно, заразительные по сей день.

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы