ул. Пушкинская, 175А

Ростовский Дом моделей

Автор статьи:
Оксана Мялова
2782
16 февраля 2023
В 1944 году в Москве на Кузнецком Мосту № 14 открылся новый Дом моделей. Почему новый? Ранее, ещё в 1934 г., был открыт Дом моделей на Сретенке, а в 1938-м реорганизован с опытно-технической фабрикой «Москвошвея» в Дом мод.

С 1944 года начался новый, важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики планировалось обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Кроме Москвы, в 40-е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске, Риге.



В годы Великой Отечественной войны на многих швейных фабриках были полностью ликвидированы или сокращены творческие отделы, занимавшиеся «доводкой» моделей, изготовлением лекал и прочей работой, требующей навыков моделирования. Кроме того, в стране были большие проблемы с тканями. По этим причинам фабрики отказывались от изысканных разработок Дома моделей и предпочитали выпускать более простую в изготовлении одежду.



В 1947 году чиновники в сфере лёгкой промышленности во главе с А. Н. Косыгиным, занимавшим в то время пост Председателя Бюро по торговле и лёгкой промышленности при Совете Министров СССР, решили бороться с засильем на полках немодных, низкокачественных вещей. Ведущим сотрудникам Московского Дома моделей на Кузнецком мосту было поручено провести обследование и дать оценку продукции, выпускаемой швейными фабриками. Длилась эта проверка до 1948 года. В результате многие изделия были сняты с производства, а ряду фабрик запретили самостоятельное моделирование.

По итогам проверок Совет Министров СССР принял постановление № 804 от 15 марта 1948 года «О мероприятиях по улучшению качества и ассортимента швейных изделий». Московский Дом моделей на Кузнецком реорганизовали в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО), своеобразный советский институт моды с множеством служб и подразделений.

В соответствии с этим же постановлением к началу 1949 года в республиках и областях СССР были организованы ещё двенадцать Домов моделей, которые объединили в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей одежды. Данная система сохранилась вплоть до начала 90-х годов.

Одним из двенадцати созданных домов моделей оказался и наш Ростовский Дом моделей. Свою работу он начал в январе 1949 года. Вначале действовал один цех и разрабатывал до 300 моделей в год.

К середине 50-х Дом моделей обслуживал технической документацией, образцами моделей 37 фабрик в 14 областях Советского Союза. В 1950-1960-е годы в Доме трудились художники-модельеры: Н. М. Гончарова (впоследствии главный художественный руководитель), В. П. Крюкова, И. И. Кривич, Т. Заостровных, Ю. Васильев, А. П. Захарченко, А. Богачёва, Т. С. Алёхина, К. Г. Гурьянова, Т. Е. Орлова, конструкторы: С. К. Виноградов, А. М. Лебедев (в 1958 году за модель мужского костюма в Брюсселе удостоен денежной премии), М. К. Черкасова (конструктор детской одежды) и многие другие.



Разработанные модели участвовали в Международном конкурсе одежды в Будапеште, на Лейпцигской ярмарке, во Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую одежду. В марте 1955 года на XI Всесоюзном методическом совещании в Москве часть представленных моделей была отобрана в коллекцию для международных выставок и выставки в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком мосту.

В 1960 году специально для Дома моделей было построено здание. Об этом событии в декабре сообщила газета «Вечерний Ростов»: «На главной магистрали города — улице Энгельса, между проспектами Чехова и Соколова, выросло белое многоэтажное здание нового Дома моделей. Его полезная площадь составляет 1400 кв. метров... Государственная комиссия приступила к приёму здания».

Ждали этого события долго — почти семь лет. В газетах не раз печатались критические статьи о медленных темпах строительства. Так в одном из сентябрьских номеров газеты «Молот» за 1958 год опубликовано письмо коллектива Дома моделей с просьбой «оживить работы» стройтреста № 4 и УНР-612: «… Средства, отпускаемые на строительство, ежегодно не осваиваются. В первом квартале и частично в апреле кое-что всё же делалось, но с мая по сегодняшний день строительство здания фактически законсервировано…».

В новое здание коллектив Дома моделей въехал в 1961 году. Фасад здания украсили глазурованные вставки из шамота на темы: «Три девицы», «Пряха», «Славянин», «Весна», «Петушки» и др. Вставки были выполнены ростовским скульптором Валерием Сухаренко.



В конце 1961 года на первом этаже здания создали постоянную выставку-салон, где можно было приобрести понравившиеся модели.

Два раза в неделю в демонстрационном зале проходили показы моделей для «развития вкуса» у населения. О возможности приобрести билеты на показы в газете «Вечерний Ростов» регулярно публиковались объявления.



Ведущие специалисты Дома моделей публиковали в «Вечёрке» под рубрикой «Добрые советы» заметки о последних тенденциях моды.



Издавался «Альбом мод»



Сборники с выкройками



В них давались подробные консультации: как правильно снимать мерки, читать чертежи, раскраивать ткань и т. д.



Дом моделей занимался не только одеждой, но и разрабатывал образцы новой обуви. В «Вечёрке» от 16 января 1961 года в рубрике «В нашем городе» помещена заметка о том, что к весенне-летнему сезону подготовлено 180 «мужских, женских, недомерковых и детских» моделей обуви. Среди них образцы, изготовленные по новой технологии «беззатяжным методом, строчечно-клеевые, закрытые».

В сентябре 1967 года Ростовский Дом моделей принял участие в 1-м Московском Международном фестивале мод.



В Советский Союз впервые приехали самые знаменитые модельеры из более, чем двадцати стран Европы, Азии, Америки. Показы проходили в Центральном дворце спорта имени Ленина (Лужники) и в Сокольниках. Зрители наблюдали дефиле от таких известных домов мод, как Диор, Нина Риччи, Ив-Сен Лоран, Шанель. Хитом фестиваля стало платье Татьяны Осьмёркиной «Россия».



Ростовский Дом моделей наградили бронзовой медалью и почётным дипломом.

К 1974 году в здании размещалось два модельно-конструкторских цеха, экспериментальный цех и обслуживающие их участки, где трудилось 435 человек.

С Домом моделей связано имя знаменитого ростовского художника, дизайнера, доцента кафедры дизайна Института архитектуры и искусств Южного федерального университета А. Я. Пучеглазова.



В 1976 году, после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), Александр Яковлевич приехал в Ростов-на-Дону по распределению на должность художника-модельера Ростовского Дома моделей. Он стал автором костюмов и сценографии для спектаклей ростовских театров, в числе которых: «Конец — делу венец» и «Укрощение строптивой» (академический театр драмы имени М. Горького); «Три сестры» и «Игроки» (ТЮЗ, ныне – Молодежный). Пучеглазов известен и как мастер по интерьерам, оформивший офисы многих ростовских фирм и банков. Он один из создателей Ростовского театра моды, учредителей объединения художников «Зелёный остров».

В Ростовском Доме моделей методистом работала знаменитая Розалина Митрофановна Гоч.



Из интервью Ирины Лопырёвой



(в 1980-е гг. — демонстратор одежды в ростовском Доме моделей) для журнала «Нация»: «Она (авт.: Розалина Гоч) вела показы и сопровождала наши проходки текстом. Помните, «брюки превращаются в элегантные шорты», а у Розы была коронная фраза про Анну Каренину: «Когда в зал входила Анна, никто не видел, какое платье на ней надето. Она была картиной, всё остальное — рамой». Если бы хоть раз Роза не сказала эту фразу, мы бы от удивления не смогли работать. Муж Розы возглавлял уголовный розыск, пара была потрясающая. Розалина хорошо знала всех ростовских актёров, да и не только ростовских, поэтому мы постоянно бывали с показами в Доме актёра, ходили к ним на капустники и премьеры, одним словом, дружили домами».

Творческий коллектив Дома моделей искал новые способы взаимодействия с предприятиями швейной промышленности. В 1984 году родился творческий союз с Ростовским производственным швейным объединением по выпуску лёгкого платья. Модельеры Дома моделей специально для швейного объединения представляли зарисовки, лекала новинок, те, в свою очередь, делали по эскизам техническую документацию, конструкцию новинки. Итогом было то, что новые модели попадали к покупателям не через год, а пару месяцев. Новинки реализовывались через фирменный магазин объединения. За первый год сотрудничества было выпущено продукции с индексом «Н» на несколько миллионов рулей.

Ростовский Дом моделей сотрудничал со специализированным магазином «Новинка» (Пушкинская, 192). Здесь проходили «творческие отчёты» художников-модельеров. На «отчётах» присутствовали покупатели. В одном из майских номеров газеты «Вечерний Ростов» за 1983 год опубликован репортаж о показе моделей Елены Мамаевой. Е. Мамаева — выпускница Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова, автор интересных образцов женской и детской одежды. Две её работы на Всесоюзном конкурсе в Москве заняли первое место.



В 1985 году Ростовский Дом моделей принял участие в стендовой выставке промышленных товаров СССР в Турции. Было подготовлено десять комплектов одежды: блузы с юбками, лёгкие платья, блузы с брюками, два костюма по типу русской душегреи из бархата. В подготовке коллекции участвовали художники-модельеры Э. Л. Филатькова, С. М. Выморозко, Е. Г. Мамаева и другие.

В 1990-е годы существование Дома моделей было сложным. С развалом страны разрушилась единая система модельных домов. В страну хлынул поток импортной дешёвой одежды: дома моделей, отечественные модельеры стали не нужны. Летом 2000 года в газете «Деловое содружество» была опубликована статья главного художественного руководителя Дома моделей Зинаиды Колегановой, которая сообщает, что среди заказчиков Дома моделей не только промышленные предприятия, но и частные предприниматели, «деловые люди, которые стремятся сохранить индивидуальность в одежде».

Экспериментальный цех работал над заказами из Астрахани, Краснодара, Белгорода, Ижевска, Рязани, ряда предприятий Ростова-на-Дону. В Доме моделей трудились конструкторы одежды Валентина Ульянкина, Татьяна Лучкина, Людмила Состина, Зинаида Безуглова; художники — Людмила Беломызова, Елена Мичук, Марина Гришина. Ниже представлены эскизы Людмилы Состиной.



История ростовского Дома моделей закончилась в 2000-е. С 2008 года в здании бывшего Дома моделей начал работу мультибрендовый бутик PODIUM Outlet (московская сеть магазинов PODIUM Market).

В 2017 году магазин закрылся. Долгое время здание по Большой Садовой, 100 пустовало. Затем шёл долгий ремонт и весной 2022 года в здании открылся отель «Садовая-Атташе».


Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы