ул. Пушкинская, 175А

Владимир Высоцкий в нашей жизни

Автор статьи:
Любовь Пономаренко
714
21 июля 2022

Сорок два года назад, 25 июля 1980-го, в дни московской Олимпиады, ушёл из жизни Владимир Семёнович Высоцкий (1938–1980) — поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард), легенда и кумир нескольких поколений.

Среди множества публикаций о Высоцком наиболее ёмко о нем написала Алла Сергеевна Демидова в книге «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю». Она проработала с ним в Театре на Таганке с 1964 года: со дня основания театра — до самой смерти Владимира Семёновича. Много вместе играли, репетировали, ездили на концерты, жили рядом на гастролях. Об этом Алла Сергеевна предельно искренне рассказывает в этой книге, одной из первых публикаций о Высоцком:

ВЫСОЦКИЙ… Это имя и при жизни было легендой. После его смерти именем Владимира Высоцкого называют вершины гор, новую планету, улицы, морские суда, театры… Феномен Высоцкого не только в его неслыханной популярности — это следствие огромного нравственного авторитета, репутации, проповеднического дара. Феномен — в свойстве личности, многогранности таланта... Без театра нельзя понять художественной индивидуальности Высоцкого. Но в театре его видело ограниченное число людей. При жизни Высоцкого попасть на «Таганку» простому зрителю было почти невозможно; в зале сидела так называемая престижная публика, для которой Высоцкий чаще всего был лишь модой. Театральные критики о Высоцком писали мало: и из-за того, что не сразу обратили на него своё внимание и из-за запрета публикаций о Театре на Таганке. По этим же причинам нет снятых на пленку спектаклей, где играл Высоцкий. Остались его киноработы. Большие и маленькие роли. Успешные и менее успешные. Но экран не передает, к сожалению, той психологической энергии, которая исходила от Высоцкого на концертах и спектаклях [1].

Мне повезло. Эту энергию, исходившую от Высоцкого на спектаклях, я испытала в октябре 1974 г., в ленинградском Дворце культуры Первой пятилетки, где гастролировал Театр на Таганке со спектаклями «Павшие и живые», «Деревянные кони», «А зори здесь тихие…». В другие театры можно пойти и потом, а тут — шанс, единственный, неповторимый! Достать билет невозможно. Город гудел, очередям в кассы не видно было конца.

Стайка девушек, студенток Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, стояла у лестницы, ведущей в фойе перед зрительным залом, где вот сейчас начнется спектакль «Павшие и живые» с участием Высоцкого, но куда нам было не попасть... Мы бурно обсуждали предстоящий спектакль, переживали, что не смогли купить билеты и, самое главное, не смотря ни на что, страстно желали увидеть любимого актёра…

— «Ну что, не можете попасть на спектакль?» — неожиданно услышали знакомый до боли голос с хрипотцой. Мы обомлели: невдалеке стоял Владимир Высоцкий в ярко-красной рубашке и курил. — «Сколько вас? Я попробую принести контрамарки…» А уже через несколько минут, переполненные чувством небывалой радости и благодарности за участие и доброту, мы понеслись в зал.


Перед началом спектакля выходит артист, просит почтить память погибших минутой молчания, и весь зрительный зал, как один, поднимается и одну минуту стоит молча. А на сцене по трём дорогам, которые спускаются к Вечному огню, выходят поэты, читают свои стихи, потом уходят назад в черный бархат, который висит на сцене позади. Уходят, как в землю, как в братскую могилу, уходят умирать, а в память о них снова и снова звучат стихи, песни… Так спектакль — реквием по погибшим поэтам — поставлен режиссёром Ю. Любимовым.

В спектакле также звучали стихи В. Маяковского, Н. Асеева, М. Светлова, А. Твардовского, К. Симонова, А. Суркова, Б. Пастернака, О. Берггольц, С. Гудзенко, Д. Самойлова, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы, А. Межирова, Ю. Левитанского и др.


Высоцкий играл несколько ролей. Одна из них — роль Гитлера. И еще играл Семена Гудзенко, поэта, которому в войну было 20 лет. Он выжил, а потом, как написал Илья Эренбург: «было такое чувство, словно его вдруг, через 10 лет настиг долетевший с войны осколок», его догнали старые раны. И он умер уже после войны. Когда он читал монолог Гудзенко — на глаза наворачивались слёзы:

… Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

тот поймёт эту правду, — она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Действие завершилось на авансцене, у чаши Вечного огня. Высоцкий читал Б. Слуцкого:

За наши судьбы (личные),

За нашу славу (общую),

За ту строку отличную,

Что мы искали ощупью,

За то, что не испортили

Ни песню мы, ни стих,

Давайте выпьем, мёртвые,

За здравие живых!

На радость ростовчан Владимир Высоцкий несколько раз приезжал в Ростов, в том числе и на гастроли с московскими театрами — имени Пушкина и на Таганке.

Впервые он приехал в Ростове в 1961-м, когда навещал жену — актрису Изольду Жукову. Закончив в Москве Школу-студию, Изольда по распределению уезжает в Ростов-на-Дону, где играет на сцене Ростовского театра юного зрителя [2].

В одном из интервью И. Высоцкая вспоминала:

— Я уехала в Ростов-на-Дону весной 1961-го года… Володя прилетал ко мне. Он всерьёз строил планы театрального завоевания этого города и собирался работать в нашем театре. А потом он был в Ростове на гастролях с Театром Пушкина. С уверенностью, однако, можно сказать, что ростовчанам он не запомнился. Формально говоря, на тот момент Высоцкий участвовал в Театре Пушкина в восьми спектаклях, фактически же он был занят либо в массовках, либо в крошечных эпизодах. Исключение составляет лишь роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, где Володя очень оригинально играл Лешего, с присущими ему, может быть, даже элементами хулиганства… Сыграв Лешего, показал себя великолепным характерным актёром [3].

В рецензии на спектакль «Аленький цветочек», помещенной в газете «Комсомолец», фамилию Высоцкого мы не нашли [4].

В следующий раз Высоцкий оказался в Ростове через десять лет, в мае 1971 года. Тогда кроме нашего города он побывал еще в Шахтах, где встретился с Василием Алексеевым — знаменитым тяжелоатлетом, двукратным олимпийским чемпионом (1972, 1976), восьмикратным чемпионом мира (1970–1977), восьмикратным чемпионом Европы (1970–1975, 1977–1978), семикратным чемпионом СССР (1970–1976).

Тогда же в станице Мелиховской (Усть-Донецкий район) произошла его встреча с писателем Петром Лебеденко. В личной библиотеке Высоцкого хранилась книга «Льды уходят в океан» с дарственной надписью от автора:

«Большому поэту, замечательному актёру, человеку большой души — Владимиру Высоцкому — на добрую память. П. Лебеденко. Ст. Мелиховская Войска Донского, май 1971 г.» [5].

В последний раз Высоцкий был в Ростовской области в октябре 1975 года. Высоцкий тогда играл в трёх спектаклях Театра на Таганке — «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые».

В местных газетах того периода были опубликованы материалы о гастролях Театра на Таганке в Ростове. Вот что они писали:

Сегодня в Ростове, в помещении театра имени М. Горького, начинаются гастроли впервые приезжающего на Дон Московского театра на Таганке. Это — один из самых молодых театров столицы. Он открылся весной 1964 года спектаклем по пьесе выдающегося немецкого писателя – антифашиста, лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана». Этот спектакли гости включили в репертуар своих гастролей в Ростове. За время гастролей, которые продлятся до 15 октября, москвичи покажут и ряд других спектаклей. Среди них — «А зори здесь тихие…» по одноименной повести Б. Васильева (спектакль отмечен первой премией на фестивале искусств «Московская театральная весна», 1971); «Десять дней, которые потрясли мир» (по мотивам одноименного произведения Джона Рида), «Павшие и живые» по произведениям писателей — участников Великой Отечественной войны. Ростовчане увидят также комедию Мольера «Тартюф», «Антимиры» А. Вознесенского и новую работу театра — спектакль «Деревянные кони» по пьесе Ф. Абрамова. Постановщик всех этих спектаклей — главный режиссёр театра Юрий Любимов. В спектаклях выступят ведущие актёры театра: заслуженные артистки РСФСР Зинаида Славина, Алла Демидова, артисты Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Татьяна Жукова, Елена Корнилова, Ирина Кузнецова, Игорь Петров и многие другие [6].

Помимо спектаклей Высоцкий в этот свой приезд успевал ещё и выступать с концертами. О события тех дней в хронологической последовательности рассказывает Марк Исаакович Цыбульский (США), известный исследователь жизни и творчества В. Высоцкого, в статье «Владимир Высоцкий на Дону», опубликованной в журнале «Дон»:

4 октября с утра Высоцкий дал концерт на заводе «Ростсельмаш», а вечером участвовал в спектакле.

5 октября Высоцкий в компании с давним знакомым В. Ханчиным (автором книги воспоминаний «Носил он совесть близко к сердцу», вышедшей в Самаре в 1997 году), а также артистом И. Бортником и яхтсменами, приятелями Ханчина, плавал на катере по Дону. Остановились за городом. Была уха... На катере проплавали часа три, а вернулись уже на яхте... Пешком поднялись в гостиницу, посидели с полчаса, потом — на спектакль и обратно.

6 и 7 октября концертов у Высоцкого не было. По всей вероятности, в эти дни он улетал на съёмки фильма «Как царь Пётр Арапа женил».

8 октября Высоцкий дал концерт в областной санэпидстанции. Один из концертов в Ростове в этот день у Высоцкого не состоялся… Ведущие актеры Таганки — в том числе и Высоцкий были приглашены на выступление в редакцию областной газеты «Молот». Но его выступление запретили. Коллеги выступали без него, а Высоцкого организатор концерта просто проводил до автобусной остановки.

9 октября Высоцкий выступал на заводе «Гранит».

10 октября прошел его концерт в керамическом цехе комбината прикладного искусства, где он получил сувениры изготовленные художником Л. Шихачевским. Узнав, что их автор — инвалид войны, певец навестил его, исполнил для него несколько песен и подарил свою пластинку.

Помимо перечисленных выступлений, у Высоцкого были еще концерты в Электротехническом техникуме и ростовском Дворце спорта, где он принимал участие в концертной программе, 1-м отделении. И везде певца и поэта тепло принимала ростовская публика.

12 октября — около 11 утра снова Владимир Семёнович вновь встретился с В. Ханчиным на пристани возле Речного вокзала... Погрузились на небольшое судёнышко и доплыли на нём до Аксая — это от Ростова в 10 километрах. Там они высадились и пробыли несколько часов. Высоцкий ел уху и не пил ни грамма [7].

В этот последний свой приезд в Ростов Высоцкий посетил М. И. Мангушева, собирателя — коллекционера звукозаписей, знатока русской и советской эстрады. У него сохранилось более 600 записей (катушек) песен В. Высоцкого. Одна из катушек отмечена особо — короткая беседа Мангушева с Высоцким (обозначено: запись № 493, дата 12 октября 1975 г.) [8].

И еще остались письма Высоцкого Мангушеву. О том, как началась переписка, Мангушев рассказывает «Вечернему Ростову»:

«Давно это было, лет двадцать назад. Прочитал в одной из центральных газет критическую заметку о песнях Высоцкого. В чем-то согласился с автором, но в главном, в том, что касается военной темы, согласиться не мог. Я ведь сам фронтовик, две войны за плечами, и Володины песни для меня, словно там, в окопах да землянках, сложенные. Сел и написал обо всем этом в редакцию. Письмо, видно, передали Высоцкому, он ответил. Так и пошло. У Володи был большой интерес к людям. Фронтовикам, военным — особый. Отец-то его, как и я, бывший кадровый офицер. Он тянулся к тем, кто старше был на «четверть века». Помните:

Кто старше нас на четверть века, тот

Уже видел близости и дали.

Им повезло — и кровь, и дым, и пот

Они понюхали, хлебнули, повидали... [9].

 А вот еще несколько воспоминаний ростовчан о встречах с Владимиром Высоцким… Особенно тепло вспоминает о нём М. И. Бушнов, актёр Ростовского театра драмы имени М. Горького, народный артист СССР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) в газете «Южная Россия»:

— С Высоцким мы были знакомы, и он сразу меня обворожил — а это не просто, я ведь тоже певучий и вполне гитарный. Когда я ещё работал в Ростовском драматическом театре имени Ленинского комсомола (нынешнем ТЮЗе), тогда он — мальчишечка — безызвестный совершенно — приезжал к своей первой жене, артистке нашего театра И. Высоцкой. Только сейчас понимаешь, когда он ушёл из жизни, что он — навсегда с нами. А тогда мы не были готовы к восприятию, к пониманию его творчества. Но — захлебывались, восторгались, возвеличивались через его пленки, в его тревожном голосище, в его талантище. Мы с ним были выучениками одной школы — вахтанговской. Мой товарищ — М. Ульянов высоко оценил В. Высоцкого и в кино, и в театре, и на эстраде [10].

В Ростове с Высоцким встречался В. Д. Таршис, актёр, режиссёр и литератор. Вот его высказывания об этих встречах:

— Я дважды встречался с Высоцким. Он обворожил, обаял, загипнотизировал сразу же — такой у него был склад человеческий. А склад духовный обозначен в его поэтике, не умирающей, не затихающей на теле – и радиоволнах. Он — вечен. Когда он был запрещён, мы знали его по записям на плёнках. Теперь его творчество вторгается в наши судьбы ежедневно, ежечасно по разным радиоволнам… Только сегодня понимаешь, что мы в те запретные времена не были готовы к подробному пониманию им содеянного. Пронзительность его — на все времена нашей печальной страны… [10].

Вот что пишет врач-хирург, краевед и литератор М. Г. Багдыков, который также встречался в Ростове с Высоцким:

— Высоцкий — это так высоко, что может быть пока недосягаемо нашим поколениям — сверстникам и последующим. Он ринулся своим собственным словом, песней, голосом в бой и — с хотением побеждать рутинность и тогда, и поныне. Победит ли — другой вопрос. В одиночку это сделать невозможно. Но невозможно, как оказывается, и в обойме с А. Галичем, Б. Окуджавой, бросившимися на линию огня в современном возрождении городского романса. Его стилистика, его складность, его кладезь — неисчерпаемы. Честь и слава ему — солдату Великой армии мира [10].

Сейчас по сложившейся доброй традиции, в донской столице в день рождения Владимира Семёновича почитатели его творчества устраивают фото- и книжные выставки, концерты авторской песни. Проходят поэтические вечера, встречи. Продолжается жизнь клуба авторской песни В. Высоцкого. Эти традиции возникли благодаря главному донскому хранителю памяти о Высоцком, журналисту телерадиокомпании «Дон-ТР» Людмиле Скворцовой [11].

Несколько десятилетий она собирала уникальную коллекцию книг, звукозаписей и других документов, рассказывающих о жизни и творчестве поэта и барда. Большая коллекция фотографий с киносъёмок и концертов, кадры из фильмов, сцены из спектаклей. Высоцкий в кругу друзей, на отдыхе, в зарубежных поездках. На основе этой коллекции Скворцова ежегодно формирует выставки. Выставка нынешнего года - «Он был чистого слога слуга», открылась 22 января в Ростовском городском Доме творчества. А 25 января, непосредственно в день рождения Владимира Высоцкого, концерт в его честь состоялся в Донской публичной библиотеке.

Ростовчане с благодарностью сохраняют память о В. Высоцком. 25 июля 2014 года на улице Пушкинском в Ростове, возле Дома кино, открылся памятник Владимиру Семёновичу Высоцкому.

Инициаторы создания памятника Высоцкому организовали народный сбор средств, в который вошли индивидуальные пожертвования ростовчан и деньги, полученные от благотворительных концертов [12].

Авторы памятника — ростовский скульптор А. А. Скнарин и архитектор И. А. Жуков [13]. Монумент был изготовлен из бронзы: актёр выходит на сцену с гитарой. Взвившийся за спиной занавес трактовался неоднозначно: это и сложное драматическое время, в которое творил артист, и устремление к зрителям, и неумолимая воля судьбы…

Библиография

  1. Демидова, А. С. Владимир Высоцкий: каким помню и люблю. М.: Зебра Е, 2012. С. 5–7.
  2. Там же. С. 38.
  3. Цыбульский, М. Владимир Высоцкий на Дону // Дон. 2004. № 11. С.140.
  4. Соловьев, С. «Аленький цветочек» // Комсомолец. 1961. 30 авг.
  5. Цыбульский, М. Указ. соч. С. 140.
  6. Первая встреча // Молот. 1975. 2 окт.
  7. Цыбульский, М. Указ. соч. С. 140.
  8. Пашиньян, К. Г. «Коллекция — как дом жилой, живой…» // Вечерний Ростов. 1987. 30 января. С. 3.
  9. Там же. С. 3.
  10. 26 января Владимиру Высоцкому 60 лет: Высоцкий в нашей жизни // Южная Россия. 1998. № 2 (25.01–9.02.98). С. 7.
  11. В Ростове отметят день рождения Владимира Высоцкого // Наше время. 2022. 21 янв.
  12. Волошинова, Л. Ф. Памятник В. Высоцкому // Пушкинская улица. Судьбы улиц, площадей зодчих. Ростов-на-Дону, 2020. С. 176.
  13. Редьков, Н. Н., Беленький Г. Н. Памятники монументального искусства города Ростова-на-Дону, 2016. С. 129.
  14. Высоцкий Владимир Семёнович // Донские страницы.


По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы