ул. Пушкинская, 175А

В устье Маныча

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
3126
13 октября 2020
В солнечный день на исходе мая захотелось познакомиться со станицей Манычской, что близ впадения в Дон степной реки Маныч. Некоторые учёные именно по этой реке проводят границу между Европой и Азией (там, где сейчас Кумо-Манычская впадина, то есть поймы рек Кума и Маныч, в древности был пролив, соединявший Чёрное и Каспийское моря).
Манычская – в пяти километрах от трассы на Волгодонск (указатель сообщает – девять, но это неправда).
При подъезде к станице – вырастает скифский курган! Первая манычская достопримечательность.
Кстати, в «Литературной газете» когда-то была едкая статья, касавшаяся песни Матвея Блантера, где есть такие слова: «Лежит под курганом, обросшим бурьяном, матрос Железняк партизан». Автор иронизировал: курган – это же захоронение скифов! Что, партизан Железняк был скифом?
Конечно, остроумно, не поспоришь, да только у слова «курган» и есть и другое значение: не могильник, а просто – холм, горка… Автор статьи был, видимо, человеком малограмотным.
От Дона станицу отделяют несколько сотен метров заливного луга, ограниченного длиннющим земляным валом (защита от подтопления). Тишина; мелодичное пение птиц; как повсюду на юге – раздолье белым акациям: теперь их увядшие гроздья, похожие на угасающие светильники, свешивались виновато и безжизненно.
Жаль, что в таком большом поселении почти не осталось жилой казачьей архитектуры. Сохранился лишь типичный курень, хорошо видный с футбольного поля, на краю которого стоит храм Святой Параскевы. Но приблизившись, видишь: стоять дому... мягко говоря, не вечно. Разве что отремонтировать его; но кто может быть в этом заинтересован?
Церковь святой Мученицы Параскевы – главное, чем интересна станица. Построенная в 1904 году по проекту архитектора И. П. Злобина, церковь настолько грандиозна по высоте, что видна и с трассы, издали напоминая игрушечный макет. Вблизи, полуспрятанная в деревьях, – каменная часовня над святым источником, возведённая около семи лет назад.
Храм – для Дона уникален и по масштабу и по декору (элементы древнерусского и византийского зодчества; полуколонны, кокошники); колокольня его высится более чем на восемьдесят метров! Строили храм по инициативе станичного общества, накопившего много, но недостаточно денег (пришлось взять в долг из войсковой казны – и несколько лет его выплачивать).
Разрушали в конце 1930-х – варварски: сожгли деревянные шатровые главы; снесли колокольню – да так, что цельных кирпичей, которые могли бы пригодиться впоследствии, не осталось: они при падении превратились в труху. Разгромили мраморный иконостас, созданный итальянским подданным Сильвестро Тонитто. Рассказ о тех событиях однажды записала посетившая станицу журналистка Ольга Майдельман: «Когда поднимали большой крест, лопались канаты, и тогда по станице стали собирать старинные турецкие шали. Шелков на такое дело не пожалел никто. Платки связали и крест подняли. Но простоял он недолго. В первые же годы власти большевиков новые “антихристы” сорвали с таким трудом возведённый крест, а дом, где культивировали “опий для народа”, отдали на разграбление самому народу. Говорят, что чёрный и красный мрамор, украшавший алтарь, порубили в мелкую крошку и по сей день люди топчут его в багаевском ДК. Пустой и холодный храм простоял много лет. Обзавёлся даже дурной славой: внутри находили мёртвых с пробитой упавшим кирпичом головой, говорили, мол, ангел-хранитель стережёт освящённое место от дурных людей».
Не раз храм старались взорвать. В него стреляли, снесли две башни, скололи росписи. Вместо них варвары накарябали свои имена, не побоявшись взобраться и очень высоко.
Ну а потом перед храмом встал на бетонном постаменте В. И. Ленин, крашенный серебристой краской. А площадь превратилась в футбольное поле. Так дело обстоит и по сей день.
Долгие, долгие годы восстанавливают церковь. И, видимо, работы завершатся нескоро: откуда брать деньги? Но одно помещеньице облагорожено; службы идут!
А у футбольного поля расположился детский приют, он же выполняет роль и церковного подворья.
Табличка на воротах извещает: «Русская православная церковь. Московская патриархия. Ростовская епархия. Детский православный епархиальный лагерь “Преображение”. Основан в 2002 году»
Однако сведения устарели. Да, сначала здесь был православный лагерь. Но после окончания сезона не все родители приехали за своими детьми. И решено было превратить лагерь в детский приют. Некоторые дети живут здесь всё время. За ними присматривают матушка Варвара и матушка Параскева.
За кухонькой при входе, в зале с длинным обеденным столом я увидел двух истинно русских женщин, в своих платках похожих на добрых матрёшек и улыбавшихся во весь рот. «Сейчас обед принесу», – сказала одна из них, – как оказалась, матушка Варвара – она же и повариха. Мгновенно на столе оказался суп («Сегодня пятница – постный день, так что и суп у нас простой»: морковка, лук, картошка и укроп), затем пюре с жареной рыбиной (выловленной в Маныче; её тут называют «гибрид»: карп, скрещенный с карасём). Ещё был зелёный лучок (макать в соль) и фруктовый компот. Во время трапезы я беседовал с матушкой Параскевой; в кухне между делом появилась девочка лет десяти, что-то спросила у матушки Варвары, которая там наводила порядок, а уходя, звонко крикнула мне, как бы вспомнив: «Приятного аппетита!»
А после матушка Параскева дала мне ключ от новопостроенной часовни.
Там, на скамье у колодца, я нашёл тетрадь в плотной обложке: «Сия книга начата 12. 07. 2016 года по благословению настоятеля храма Святой мученицы Параскевы протоиерея Александра (Маликова А. И.).
Чудеса исцелений святой водой из источника Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. Станица Манычская».
И вот что ручкой написано на первых страницах:
«О чудесах исцеления.
Больше десяти лет прошло с тех пор, как верующая бабушка (ей было уже далеко за 90 лет) указала отцу Александру (Маликову) место, где когда-то, в богоборческие времена, был засыпан землёй святой источник целителя Пантелеимона. Изрядно потрудившись, вырыв глубокую яму, несколько прихожан всё-таки смогли отыскать в земле ручеёк, который дал людям веру и надежду на исцеление. Теперь здесь, по молитвам отца Александра, чудным образом появилась часовенка, своим внешним видом напоминающая скромную белую лилию, любимый цветок Пресвятой Богородицы.
Много раз я исцелялась благодаря святой воде целителя Пантелеимона. О некоторых случаях сегодня хочется вспомнить. Работая летом в детском православном лагере “Преображение”, я умудрилась заболеть ангиной. Эта болезнь развивалась так быстро, что к вечеру я не могла ни есть, ни пить, не разговаривать. От бессилия я не могла ходить. Приехали мои знакомые из Крыма, так как весть о целебности источника уже разнеслась по округе. Они вылили на меня три ведра святой воды, через тридцать минут я могла уже разговаривать. Мои знакомые были поражены. Стали возвращаться жизненные силы, от болезни не осталось следа».
В течение этих десяти лет я много раз испрашивала у Господа исцеления с помощью святой воды из источника. И каждый раз получала. Иногда бывает слабость, головокружение, кажется, что уже нет сил, приезжаешь на источник – и живоносные холодные струи оживляют, бодрят, голова становится ясной, а жизнь опять возвращает яркие краски.
Пять лет назад была в Дивееве, окуналась в святой источник целителя Пантелеимона. Меня поразило то, что ощущения совершенно одинаковые: и после дивеевского, и после манычского».
«Хочется вспомнить ещё один случай. Как-то летом мальчик из приюта Лёша на несколько дней уезжал в гости к родственникам. Чем его там накормили – неизвестно, результат: в приют ребёнок вернулся больным. У меня на глазах он начал терять сознание. Медиков вызывать некогда было, нужно было действовать моментально. Маленького мальчика на руках я понесла к источнику, объясняя, что вода очень холодная, но нужно потерпеть, что скоро он почувствует себя лучше. Лёша согласился. Ребёнок мужественно перенёс обливание холодной водой. Чудо произошло! Назад Лёша возвращался абсолютно здоровый.
С уважением и любовью Пушкина О. В., п. Отрадный. 04. 08. 16 г.»
Вода – и вправду хороша. Вкусная, чуть солоноватая. С той, что продаются в магазинах – не сравнить!
… И есть ещё в Манычской, в глубине улиц, построенная совсем недавно небольшая церковью без опознавательных знаков. Зачем станице две церкви?
Оказалось – старообрядческая! Силён здесь, значит, старообрядческий дух, раз собрали деньги на свой Божий дом!
В конце дня, когда я с берега Дона перебрался на камышовый берег Маныча, мне встретилась матушка Варвара: она ловила рыбу; в ведре уже плескались пять «гибридов» среднего размера. И это было только началом процесса!
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Валерий Дронов
Знатоку из Москвы:
Курганный погребальный обряд характерен для эпохи бронзы, эти погребения встречаются практически во всех эпохах, от энеолита до кочевых народов. Всего 9 % курганов и погребений относится к раннему железному веку и менее 3 % — к средневековью. [Кекеев Е. А. Спасательные раскопки могильника Восточный Маныч в 1965–1967 гг. / Сб. История населения и природы окрестностей озера Маныч-Гудило. Дивное, 2013. С. 84.]
Так что «скифские курганы» – это не совсем для профессионалов.
В. Дронов

Рубрики блога:

Подбор литературы