ул. Пушкинская, 175А

Аквилон над северной столицей: о петроградском издательстве “Аквилон”

1 апреля 2022 - 28 апреля 2022
Выставочная зона (2 этаж)

Аквилон (лат. aguilo) в римской мифологии – северный ветер, летящий с быстротой орла. Именем этого мифического персонажа было названо новое частное издательство, которое открылось в Петрограде в 1921 году. Среди изготовителей книжной продукции 20-х годов ХХ века «Аквилон» резко выделялся своей книгоиздательской программой и качеством выпущенных книг. Это частное издательство, неразрывно связанное с послереволюционной деятельностью знаменитого художественного объединения «Мир искусства», оставило ярчайший след в истории книгопечатания России.

В анонимном объявлении о создании нового издательства выражена сущность его первоначальных планов: «В Петрограде основывается новое книгоиздательство «Аквилон», во главе которого стоят известные любители Ф. Ф. Нотгафт, Б. В. Элькан и В. Кантор. Главной задачей издательства было популяризация русского и иностранного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и исследований

При регистрации издательства 1 марта 1922 года в Петроглавлите ответственными лицами были указаны Ф. Ф. Нотгафт и В. М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию, большой любитель и знаток искусства.

Ф. Ф. Нотгафт родился в 1886 году в культурной петербургской семье. С юных лет он интересовался искусством. В 1905 году, будучи студентом университета, Нотгафт посетил выставку Союза русских художников, на которой, в том числе, выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала молодому человеку мощный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. После окончания университета в 1909 году Ф. Ф. Нотгафт начал серьезно изучать историю искусств, особенно живопись. Многократные поездки за границу позволили посетить музеи и выставки Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии.

Впоследствии Ф. Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М. В. Добужинским, Б. М. Кустодиевым, К. С. Петровым-Водкиным и Г. С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.

В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом Картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве Картинной галереи Строгановского дворца, бывшего до 1929 года филиалом Государственного Эрмитажа. Для этой галереи Нотгафтом был составлен иллюстрированный путеводитель.

Летом 1921 года после X съезда РКП (б), на котором было принято решение о переходе к новой экономической политике, появилась возможность открытия частно-кооперативных издательств. Ф. Ф. Нотгафт смог организовать издательство «Аквилон», руководящим принципом которого «… был не коммерческий расчет, не ориентация на книжный рынок, а исключительно поощрение книжно-графического искусства».

Всего под маркой «Аквилон» вышло 22 книги. Их тиражи составляли от 500 до 1500 экземпляров; часть тиража была именной и нумерованной и раскрашивалась в последующем художником от руки. В основном издания имели небольшой формат. Для воспроизведения иллюстраций использовались техники фототипии, литографии, цинкографии, гравюры на дереве, зачастую рисунки помещались на вклейках, напечатанных иным, чем сама книга, способом.

Марка для издательства была заказана художнику М. В. Добужинскому, создавшему её в виде аллегорической композиции. Марка «Аквилона» применялась в трёх размерах — большом, среднем и малом в зависимости от формата книг. Все издания печатались в Государственной типографии им. Ивана Федорова (бывшей товарищества Р. Голике и А. Вильборг) под наблюдением В. И. Анисимова, что гарантировало их высокий полиграфический уровень. До завершения своей деятельности в 1924 году контора и книжный магазин издательства «Аквилон» находились в Петербурге по адресу: Набережная реки Мойки, дом 59.

Неукоснительный курс на создание высокохудожественно оформленной книги с привлечением лучших художников «Мира искусства», обусловил то, что главенствующую роль в издательстве играл не писатель, а художник. От последнего часто зависел выбор произведения (как правило, классической литературы) и характер оформления книги.

Издания «Аквилона» получили и международное признание. Многие из них демонстрировались в 1922 году на Международной книжной выставке во Франции и в 1925 году на Международной выставке прикладного искусства в Париже, где «Аквилон» и Комитет популяризации художественных изданий получили серебряные медали по классу искусства книги и графики.

В фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится только 10 книг, выпущенных в издательстве «Аквилон». Все они представлены на выставке, освещающей деятельность этого уникального в своем роде издательства.

Открывает выставку факсимильное воспроизведение издания повести Карамзина Н. М. «Бедная Лиза». Эта книга была первой, напечатанной в издательстве «Аквилон» 15 ноября 1921 года. И это первое иллюстрированное издание знаменитой повести, оформителем которой стал замечательный художник М. В. Добужинский.

Сборник «Шесть стихотворений Некрасова» в «Аквилоне» задумали выпустить к столетнему юбилею Николая Алексеевича Некрасова. В книге 30 иллюстраций, заставок и концовок, выполненных Борисом Кустодиевым. ««Шесть стихотворений Некрасова» - не только большое достижение «Аквилона», но и вообще одно из замечательнейших явлений в истории русской книги», утверждал русский искусствовед и библиофил Э. Ф. Голлербах, а искусствовед А. А. Сидоров назвал это издание «чистым золотом книжного искусства, прекраснейшей из побед «Аквилона» и нашей гордостью». Тираж книги составил 1200 экземляров, из которых 1140 нумерованных. Номер экземпляра ДГПБ – 129.

Книга Петрова-Водкина К. С. «Самаркандия» родилась из путевых заметок по Туркестану замечательного русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939). В 1921 году художник принял участие в экспедиции в Туркестан, которую организовала Академия истории материальной культуры для изучения состояния архитектурных и исторических памятников. Удивительный колорит древнего восточного города покорил К. С. Петрова-Водкина. Для издания художник выполнил 22 рисунка тушью (пером и кистью): 14 страничных иллюстраций, 7 заставок и 1 концовку. Все иллюстрации черно-белые, исключение составляет обложка с изображением юноши на фоне среднеазиатского орнамента. Искусствоведы отмечали, что композиционное и шрифтовое решение обложки – выразительный пример авангардной графики.

В сентябре 1922 года в издательстве вышла небольшая по формату книга Эдгара По «Золотой жук» с рисунками Дмитрия Митрохина. Именно «Золотой жук» признан самой значительной книжной работой художника этих лет. В «Золотом жуке» произошел отход Д. Митрохина от традиций утонченной орнаментальности, принесшей ему известность еще до революции. Однако некоторую стилизацию, соответствующую авантюрному рассказу, ряд критиков встретили с настороженностью, отмечая, что в книге главным является не рассказ Э. По, а рисунки русского иллюстратора.

Книга была отпечатана тиражом 800 экземпляров на плотной кремовой бумаге. Обложка, фронтиспис, титульный лист, множество рисунков и буквиц воспроизведены цинкографией.

В 1922 году художник Дмитрий Дмитриевич Бушен, работавший в то время младшим хранителем Эрмитажа в отделении фарфора, решил попробовать себя в качестве книжного графика. Он проиллюстрировал и оформил для издательства «Аквилон» несколько книг: «Три рассказа» А. де Ренье, «Венецианское стекло» А.Н. Кубе и «О бронзе» П. П. Вейнера.

Художественно-оформительская композиция книги «Три рассказа» имеет чёткую структуру: каждый рассказ и каждую главу открывает заставка, а завершает концовка; художник также выполнил 2 страничные иллюстрации к первому рассказу и по 1 страничной иллюстрации к двум последующим. Предваряет каждый рассказ шрифтовой шмуцтитул, за которым следует шмуцтитул рисованный — с названием произведения на французском языке. Все иллюстрации воспроизведены в технике цинкографии. Тираж составил всего 500 экземпляров, из которых 75 именных, 25 (I-XXV) раскрашенных от руки и 400 (1-400) нумерованных.

Экземпляр Донской публичной библиотеки именной нумерованный, ранее принадлежал Герману Савельевичу Таубину.

На выставке демонстрируется одна из лучших работ М. В. Добужинского в книжной иллюстрации – повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Для оформления «Белых ночей» художник впервые применил технику граттажа, когда рисунок процарапывается острым инструментом на залитых тушью бумаге или картоне. Это своеобразная имитация техники офорта дает выразительный контраст белых линий и черного фона, хорошо передавая эффект сумерек и ночи. Именно сумеречный, ночной Петербург становится у Добужинского главным героем иллюстраций. Обложка, титульный лист, 8 страничных иллюстраций, 5 заставок и 4 концовки воспроизведены в технике цинкографии. Издание отпечатано тиражом 1000 экземпляров.

Один из разделов выставки представляет документы о жизни и творчестве художников, принимавших участие в работе издательства «Аквилон»: дневники и воспоминания самих мастеров и работы исследователей их творчества.

  • Александр Бенуа размышляет....- Москва: Советский художник, 1968;

  • Александр Бенуа: дневник 1918-1924.- Москва, 2010;

  • В. М. Конашевич о себе и о своем деле: воспоминания, статьи, письма.- Москва, 1968;

  • Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. Москва-Ленинград, 1945;

  • Воинов В. Б. М. Кустодиев.- Л., 1925 и др.

Замечательные библиофильские издания представлены в разделе, посвященном деятельности издательства «Аквилон».

В статье библиофила А. А. Матышева «22 книги «Аквилона», опубликованной в 57-м выпуске сборника «Книга: исследования и материалы» за 1989 год, дается подробный историко-книговедческий анализ работы издательства.

Альбом Михаила Сеславинского и Ольги Таракановой «Книги для гурманов» (Москва, 2010). представляет богатый иллюстративный материал, сопровождающийся описанием всех книг выходивших в издательстве «Аквилон» с их подробным книговедческим анализом. В книге даются оценки степени редкости того или иного экземпляра на антикварно-букинистическом рынке.

Издание «Русские книжные редкости XX века: 333 избранные книги» (Москва, 2017) продолжает традицию составления каталогов книжных редкостей, заложенную еще в конце XIX века отечественными собирателями Г. Н. Геннади, И. М. Остроглазовым, Н.Б. Березиным и др. В книге впервые представлена обширная, богато иллюстрированная подборка библиофильских изданий минувшего столетия, среди которых первые книги известных поэтов и писателей, редкие книги русского авангарда, малотиражные библиофильские издания, наиболее значительные и редкие детские книги, уничтоженные издания и др. Значительная часть описаний снабжена примерами продаж на западных и российских аукционах, а также краткими авторскими комментариями.


Поделиться:
Подбор литературы