ул. Пушкинская, 175А

Английская книжная графика Модерна

1 декабря 2020 - 15 декабря 2020
Обзорная информация

Сотрудники центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» представляют книгу русской искусствоведа Домогацкой В. Ю. Английская книжная графика Модерна.- Санкт-Петербург: Оркестр, 2002, которая будет интересна не только профессиональным художникам-иллюстраторам, но и всем интересующимся книжной графикой и искусством книги.
Модерн (от фр. moderne - современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil - «молодой стиль») - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому стилю свое творчество объединило в антиэклектическое движение художественные течения и школы в различных странах. Это привело к тому, что в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью "прерафаэлитов", философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги "Городские церкви Рена" (1883) считается первой реализацией стиля модерн в области графики.

В европейских странах создавались различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Период развития модерна имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года, начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

  • Первый (с 1890 по 1900 год) — выдвижение задач и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приемов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т.п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т.п.
  • Второй (приблизительно с 1900–1905 годы) — характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца.
  • Третий (продолжавшийся примерно до 1910-х годов) — отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изучению строительной техники.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х гг. значение модерна стало угасать.

Монография Домогацкой В. Ю. посвящена одному из феноменов мирового искусства - английской книжной графике XIX-XX-го веков и в частности развитию английской книжной графики стиля модерн. В книге изучены наиболее известные работы английских мастеров эпохи модерна Дж. Остена, Чарльза Робинсона, О. Бердсли, Джона Д. Баттена, Кристофера Дина. Значительное место автор уделяет творчеству Э. Г. Крэга, У. Крейна, Т. Мориа, Джесси М. Кинга, Чарльза Робинсона. В конце книги предлагается прекрасная библиография об этих художниках на английском и русском языках.

Издание содержит 50 нумерованных иллюстраций, выполненных литографской печатью и вручную раскрашенных акварелью. Общий тираж книги 500 экз.
Можно с уверенностью сказать, что это настольная книга книжного иллюстратора-графика, а также дорогой подарок на долгую память.

Автор - Вероника Юрьевна Домогацкая родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Закончила факультет теории и истории искусств СПбГАИЖСА (Академии художеств) им. Репина.

Поделиться:
Подбор литературы