ул. Пушкинская, 175А

Борис Годунов : рисунки декораций к трагедии А. С. Пушкина

27 июля 2021 - 27 июля 2021
Обзорная информация

Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» - одно из выдающихся произведений русской классической литературы. Пушкин работал над «Борисом Годуновым» во время ссылки в село Михайловское под влиянием от прочтения «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Драма написана в подражание историческим произведениям Шекспира и в основном используется белый стих (т. е стихи, не имеющие рифмы, но с четко определенными размерами) .

Пушкин начал работу над своим новым произведением примерно в ноябре-декабре 1824 года, спустя 12 месяцев, в конце 1825  года трагедия была закончена. Автор остался доволен своим трудом. Но  несколько лет он  тщетно добивался возможности опубликовать пьесу. Осенью 1826 года в Москве Пушкин читает «Бориса Годунова» своим друзьям. Об этом узнает начальник Третьего отделения, органа политического сыска и цензуры, А. Х. Бенкендорф. Шеф корпуса жандармов требует от писателя рукопись произведения, после чего её читает лично император Николай Первый, известный своей строгостью и неприязнью к любому инакомыслию. Политические и социальные проблемы, которые, задевает и показывает трагедия, пришлись ему не по душе. Государь не одобряет драму и не допускает её к полной печати, к изданию были допущены только лишь небольшие отрывки и некоторые сцены. В 1830 году Пушкин вновь обращается к Бенкендорфу с просьбой разрешить опубликовать всего «Бориса Годунова». Он соглашается, однако при условии того, что книга будет подвержена цензуре, а некоторые сцены будут вовсе вырезаны, и только к концу 1830 года, в декабре, драма вышла в печать.

«Бориса Годунова» Пушкин создавал для театра, рассматривая эту трагедию как начало драматически-сценической реформы. Он был уверен в том, что «дух века требует важных перемен... на сцене драматической» и стремился посредстве своей пьесы способствовать их осуществлению.

Но при жизни Александра Сергеевича «Борис Годунов» так и не будет поставлен на сцене театра. Этому мешала не только жесткая цензура, запрещавшая трагедию для представления на сцене вплоть до 1866 года, но и тот факт, что большинство считали драму попросту «несценичной». Лишь спустя почти сорок лет после публикации, 17 сентября 1870 года, с большими сокращениями и цензурными изъятиями в Санкт– Петербурге на Мариинской сцене труппой Александринского театра был впервые исполнен легендарный «Борис Годунов». Режиссером постановки был Александр Яблочкин (1821 – 1895) театральный актер и режиссёр. Он был одним из первых русских театральных деятелей, стремившихся поднять искусство постановки спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много работал не только с исполнителями главных ролей, но и со статистами, добиваясь выразительности решения массовых сцен, придавал большое значение оформлению спектакля, стремился к археологически точной передаче эпохи.

Для спектакля «Борис Годунов» было выполнено шестнадцать декораций. Четырнадцать из  них принадлежали кисти М.  А.  Шишкова и  две М. И. Бочарова. По  традиции того времени пейзажные и  архитектурные декорации создавались разными художниками. Оба художника считались в  то  время лучшими петербургскими театральными оформителями.

Матвей Андреевич Шишков (1831/1832—1897) — русский сценограф, академик и профессор декорационной живописи Императорской Академии художеств. Учился в Московском Строгановском училище и одновременно у декоратора московских императорских театров Фридриха Xристиана Шеньяна; с 1849 года работал его помощником. В 1852 переехал в Петербург, где работал под руководством декоратора А. А. Роллера. С 1857 получил должность декоратора при Дирекции петербургских императорских театров. Академик декорационной живописи Императорской Академии художеств (1869). Выдающийся педагог, он руководил работой молодых декораторов в театре. В 1878 организовал в Академии художеств класс театрально-декорационной живописи, в котором учились многие русские художники-декораторы. В 1884 году получил звание профессора Академии. Шишков был мастером архитектурно-перспективной декорации. Он придавал декорациям к русским пьесам и операм историческую и бытовую достоверность, национальный колорит.

Михаил Ильич Бочаро́в (1831—1895 — театральный декоратор и живописец. Академик декоративной живописи (с 1863), декоратор Императорских театров (с 1864). Учился в Московском училище живописи и ваяния (с 1848) и Академии художеств в Петербурге (с 1852). Им написан целый ряд декораций для опер и балетов Императорской сцены. Как в своих декорациях, так и в картинах Бочаров являлся представителем академического направления 1860—1870-х годов, но временами он умел подниматься на высоту старых больших мастеров театральной декорации.

С творчеством М. А. Шишкова и его коллеги М. И. Бочарова связано развитие историко-бытового направления в декорационном искусстве, отказ от господствующей условно-романтической манеры. Художники нового поколения всерьёз изучали памятники архитектуры и труды историков.

Обычно произведения театрального искусства живут недолго. Но в том же 1870 году  Матвей Андреевич Шишков издал альбом литографий, в котором можно увидеть рисунки декораций к трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», составленные для русской сцены императорских Санкт-Петербургских театров и рисованные на камне декоратором академиком М. А. Шишковым, а сцены составлены и рисованы профессором А. И. Шарлеманем.

Шарлемань Адольф Иосифович (1826— 1901) — русский батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой атласной колоды). Родился в Санкт-Петербурге, в семье архитектора, внук приехавшего из Руана в Россию во времена Екатерины II французского скульптора Жана-Батиста Боде-Шарлеманя. Общее образование Шарлемань получил в училище при петербургской лютеранской церкви святого Петра, а с 1848 года обучался в Академии художеств. С 1871 года Шарлемань служил художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; а также консультантом в рисовальных мастерских главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II. Композиции А. Шарлеманя в течение более чем 20 лет нарасхват приобретались издателями иллюстрированных журналов. Автор иллюстраций к басням И.А. Крылова, Хемницера, Дмитриева и Измайлова, М.Ю. Лермонтова, четырехтомному альбому «Северное сияние» В. Генкеля, «Капитанской дочке» и «Евгению Онегину» А.С. Пушкина. Художник сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен звания и должности придворного живописца. Он являлся членом Русского общества аквафортистов, Товарищества русских художников-иллюстраторов и других художественных объединений. Как придворный художник Шарлемань оформлял многочисленные балы, маскарадные костюмы, живые картины, праздничные программы и другие императорские конкурсы.

Альбом рисунков декораций к трагедии А. С. Пушкина является библиографической редкостью. Его уникальность в том, что зарисовки декораций соединены с мизансценами ко всем шестнадцати картинам, показанным при первой постановке трагедии.

Альбом является библиографической редкостью. Тираж составил всего 200 экземпляров.

Поделиться:
Подбор литературы