ул. Пушкинская, 175А

Человек есть тайна

10 ноября 2021 - 28 ноября 2021
Выставочная зона (1 этаж)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь,    то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».   (Ф. Достоевский)

11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.

10 ноября в рамках празднования 200-летия со дня рождения выдающего писателя в выставочной зоне 1-го этажа Донской публичной библиотеки открывается книжная выставка «Человек есть тайна». На выставке представлены документы второй половины XIX – начала XX веков из фонда библиотеки - первые публикации произведений Достоевского в журналах «Отечественные записки» и «Русский вестник», первые исследования о жизни и творчестве писателя, воспоминания его современников, собрания сочинений конца XIX века, а также произведения Достоевского, в том числе которые также отмечают в 2021 году свой юбилей - «Бедные люди» (175 лет), «Двойник» (175 лет), «Преступление и наказание» (155 лет) и «Игрок» (155 лет).

Как отмечают многие исследователи, Достоевский принадлежит к тем писателям, чья биография тесно связана с творчеством, поэтому ему удавалось глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая её, писатель постигал тайну собственной личности, глубины своего подсознания, а свою судьбу проецировал на судьбы своих героев. Знаменитый философ Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться.

На выставке представлены:

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО:

  • рассказ «Ёлка и свадьба: из записок неизвестного» впервые опубликован в 1848 году в девятом номере журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского и сочетает в себе две жанровые традиции - рассказ-фельетон и рождественский рассказ;

  • повесть «Слабое сердце» впервые напечатана в 1848 году во втором номере журнала «Отечественные записки». Некоторые исследователи творчества писателя в сюжете «Слабого сердца» видят его перекликание с будущим романом «Идиот»;

  • рассказ «Маленький герой» был написан в Петропавловской крепости после апрельского ареста Достоевского в 1849 году в период между окончанием следствия и вынесением приговора летом и осенью. Первоначально произведение задумывалось шире и называлось «Детская сказка». Писатель в письмах к брату Михаилу называл его то романом, то повестью. Завершённый рассказ своего ссыльного брата Михаил Достоевский опубликовал в августе 1857 года, в журнале «Отечественные записки», под названием «Маленький герой» (Из неизвестных мемуаров). Вместо фамилии автора под произведением стояла анаграмма М-ий;  

  • роман «Идиот» впервые был опубликован в номерах журнала «Русский вестник» за 1868 год (№ 1, 2, 4—12, главы VІІІ–ХІІ части четвертой были напечатаны в виде специального приложения к № 12 «Русского вестника» за 1868 г.). Замысел романа обдумывался писателем во время пребывания за границей — в Германии, Швейцарии. Первая запись к «Идиоту» сделана 14 сентября 1867 г. в Женеве. Дописывался роман в Италии, закончен во Флоренции 29 января 1869 года.
    В письме своей племяннице Софье Александровне Ивановой Федор Михайлович Достоевский писал: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо»;

  • роман «Преступление и наказание», над которым писатель работал в 1865—1866 годах, впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12). Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией, кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок;

  • последний роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», который автор писал два года. Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
  • Чешихин-Ветринский В.Е. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников, письмах и заметках (1912)
    Первую попытку собрать воспоминания современников о жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского пред­принял в 1912 году литературовед Василий Евграфович Чешихин-Ветринский, выпустив сборник «Ф. М. Достоевский в воспоминаниях совре­менников, письмах и заметках». Василий Евграфович Чешихин (1866-1923) - русский журналист, историк русской литературы, народник. Печатался в «Вестнике Европы» и «Русской мысли». Чешихин В.Е. также автор статей, монографий, очерков и книг о Грановском, Герцене, Успенском, Чернышевском, Гоголе, Пушкине, Белинском, Кольцове, Некрасове, Тургеневе

  • Вогюэ Э. Современные русские писатели: Толстой — Тургенев — Достоевский (1887)
    Эжен Мельхиор де Вогюэ – французский дипломат, писатель-

    путешественник, археолог, меценат и литературный критик, историк литературы, член Французской академии, автор книги «Le roman russe» (1886), вышедшей на русском языке под названием «Современные русские писатели: Толстой — Тургенев — Достоевский» (Москва, 1887). Книга Вогюэ «Le roman russe» (1886) во Франции выдержала 18 изданий до 1927 года, но для русского издания 1887 года «Современные русские писатели: Толстой – Тургенев - Достоевский» была переведена лишь часть книги, причем переводы были выполнены не по самой книге «Le roman russe» (1886), а по статьям Вогюэ из «Revue des Deux Mondes».

    В книге «Современные русские писатели» Достоевскому посвящены последние главы о встречах с ним Вогюэ в последние годы жизни писателя: «В продолжении последних трех лет жизни Федора Михайловича я имел случай часто встречаться с ним. Лицо его было похоже на главные сцены его романов — раз увидев — невозможно было его забыть. О! Как подходил этот человек к таким творениям и такой жизни. Маленький, сухощавый, весь составленный из нервов, изношенный и согнутый тяжкими шестидесятью годами. Он скорее увял, чем состарился, и имел, со своей длинной бородой и всё еще белокурыми волосами, болезненный вид, исключающий возраст. Но, несмотря на всё, от него веяло "живучестью кошки", как выразился он однажды. У него лицо русского крестьянина, настоящее лицо московского мужика: приплюснутый нос, маленькие, мигающие глаза, блестящие порою мрачным, порою мягким огнем, широкий, изрытый выпуклостями и морщинами лоб с вдавленными, как бы молотком, висками, и все эти натянутые, судорожные черты опускались к скорбно сложенным губам. Я никогда не видал на человеческом лице подобного выражения скопившихся страданий. Все духовные и физические страдания положили на нем свой отпечаток. В этом лице, лучше, чем в книге, можно было прочесть воспоминания мертвого дома, долгие привычки страха, недоверия и мученичества. Ресницы, губы, все жилки этого лица трепетали от нервных страданий. Когда он одушевлялся гневом над какой-либо мыслью, можно было поклясться, что вы видели уже эту голову на скамьях уголовного суда или между бродягами, выпрашивающими подаяние у тюремных дверей. В другие минуты она дышала печальным благодушием старинных святых, изображенных на славянских иконах. В этом человеке всё принадлежало народу, начиная от невыразимого смешения грубости, тонкости и мягкости, часто встречаемых у великорусских мужиков, кончая, я не знаю, каким-то тревожным выражением, быть может, происходившим от сосредоточения мысли на облике пролетария. Он отталкивал сначала, с той поры, пока его странная притягательная сила не начинала действовать на вас. Обыкновенно молчаливый, он начинал говорить всегда тихим, медленным тоном, постепенно одушевляясь, и, при защите своих мнений, он не щадил уже никого».

  • Глинка А.С. (Волжский) Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и проповедь (1906)
    Александр Сергеевич Глинка (1878—1940) — русский журналист, публицист, литературный критик, историк литературы, публиковавшийся под псевдонимом Волжский. Для начала XX века исследование является масштабной по объему и амбициозности попыткой проследить творческое становление литературного гения Достоевского;
  • Врангель А.Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском в Сибири в 1854- 1856 годах (1912)

    Врангель Александр Егорович, барон (1833-?) - юрист, дипломат и археолог. В 1854 году был назначен прокурором в Семипалатинск. Либеральная прокурорская деятельность Врангеля, его стремление облегчить участь «невольных» преступников из низших слоев населения, общение с сосланными поляками вызывали неудовольствие местных властей (это явилось одной из причин скорого отъезда Врангеля из Семипалатинска). Выйдя в отставку, Врангель написал книгу «Воспоминания о Достоевском в Сибири в 1854-1856 гг.», впервые напечатанную в газете «Новое время» за 1908-1909 годы 

    Дружеские отношения Достоевского с Врангелем начались с 1854 года, где в Семипалатинске находился в это время на солдатской службе Ф. М. Достоевский, сосланный в Сибирь. В Семипалатинске Врангель ввел Достоевского в высший административно-чиновничий мир, благодаря чему облегчились тяжелые условия его солдатской службы. С Врангелем, как с человеком образованным, мягким, отзывчивым, Достоевский делился своими мыслями. Врангель много помогал Достоевскому материально, и не только в период их близких дружеских отношений, но и позднее - в 60-е годы. Достоевский так отзывался о нём в письме А.Н. Майкову: «человек очень молодой, с прекрасными качествами души и сердца, приехавший в Сибирь прямо из лицея с великодушной мечтой узнать край, быть полезным и т. д. Он служил в Семипалатинске; мы с ним сошлись, и я полюбил его очень. Дам Вам два слова о его характере: чрезвычайно много доброты, никаких особенных убеждений, благородство сердца, есть ум, - но сердце слабое, нежное, хотя наружность с 1-го взгляда имеет некоторый вид недоступности».

    Книга Врангеля о Достоевском - одно из немногих свидетельств современников о жизни писателя в период его сибирской ссылки. В ней подробно освещена бытовая обстановка жизни Достоевского, охарактеризован круг лиц, с которыми он общался в этот период. В книге отражены и несколько эпизодов из личной жизни писателя: история его женитьбы на М.Д. Исаевой и история его освобождения из сибирской ссылки. В связи с краеведческими интересами Врангеля в книгу включены сведения о политическом и экономическом положении населения и ссыльных в Сибири в период пребывания там Достоевского;

  • Волынский А.Л. Достоевский (1906)

    Книга одного из основателей религиозно-философской критики Серебряного века Акима Львовича Волынского (1863-1926). Смыслом жизни человека Волынский считал традиционно христианское преодоление эгоизма и зла. Главным содержанием жизни человека для него были борьба добра и зла. Книга Волынского представляет собой детальнейший анализ всех значимых образов героев романов «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Критик их проанализировал, последовательно комментируя все важнейшие их поступки. Всех героев он разделил на две группы: «богофобы» – ненавистники добра и бога, и «богофилы» – любящие добро и бога. Отрицательные герои Достоевского, «богофобы» в книге Волынского делятся на два типа: герои-идеологи, мыслители, у которых разум преобладает над чувствами и подавляет все лучшие проявления души и сердца (Раскольников, Иван Карамазов и др.) и герои-сладострастники, поведением которых управляют страсти, эгоистические стремления к плотским наслаждениям (Рогожин, Дмитрий Карамазов и др.).

    Необычна форма научных изысканий, выбранная А. Волынским, которая представлена в виде диалога между двумя попутчиками в купе поезда («В купе»), в виде дневниковых записей («Из дневника старого энтузиаста»), в форме художественно-обезличенного эссе («Настасья Филипповна», «Безумие Мышкина», «Демони-акальный философ» и др.). Его модернистская форма анализа-повествования наполнена цитатами и автокомментариями, легко запоминается и делает исследование доступным и интересным широкому кругу читателей.

    После выхода в 1906 году книга была почти не замечена широкой публикой. В.В. Розанов писал, что эта «ученая», «в высшей степени добросовестная» книга не оказала на русское общество никакого влияния. Тем не менее, он считал, что со временем её оценят.

    Аким Львович Волынский любил Достоевского и отмечал в своей книге, что «если бы не было таких великих безумцев, как Достоевский, человек не знал бы своей истинной глубины и, может быть, не ощущал бы с такой ясностью своей принадлежности к иным, высшим мирам. Нигде, как в произведениях Достоевского, нельзя так проследить мучительного состязания в самом человеке противоположных начал добра и зла, так сказать, богофильских и богофобских черт характера, борьбы демонской красоты и тихих откровений сердца, - всего этого стремления души к бесконечному, вопреки могучим внутренним противодействиям»;

  • Зелинский В. Критический комментарий к сочинениям Ф.М. Достоевского. Ч. 1 (1915) Биографические сведения о Достоевском. Общая характеристика литературной деятельности. Критика «Бедных людей». Критические разборы повестей и рассказов Ф.М. Достоевского;

  • Мережковский Д. Жизнь и творчество Толстого Л. и Достоевского

    Монография Д. С. Мережковского, часто именуемая литературно-критическим эссе, сопоставляет творчество и мировоззрение Льва Толстого и Фёдора Достоевского и считается наиболее значительным произведением Мережковского в жанре литературного исследования

    Исследование публиковалось с 1900 по 1902 год в журнале С.П. Дягилева "Мир искусства". Впоследствии неоднократно выходила отдельными изданиями и публиковалась в собраниях сочинений Д. С. Мережковского.

    Над своим исследованием автор работал с 1898 по 1902 год, а его публикация совпала с определением Святейшего Синода № 557 о графе Льве Толстом и вызвала широкий общественный резонанс; 

  • Замотин И.И. Проблемы жизни в творчестве Достоевского: к 35-летию со дня кончины писателя (1916)

    Иван Иванович Замотин – литературовед, приват-доцент Петербургского, Варшавского университетов, с 1908-1916 г. г. — профессор Варшавского университета, с 1917-1922 гг. — профессор Донского университета. Автор исследований о творчестве А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского. По мнению критиков того времени, «отличительный характер

    настоящей книжки <…> заключается в том, что он отказывается от субъективной характеристики Достоевского, а предпочитает дать возможно-объективный, опирающийся на существенную литературу о Достоевском, ответ на вопрос о проблемах жизни в его творчестве. <…> Пора уже бросить старую манеру <…> вместо историко-критической или исторической литературной статьи,- разводить узоры субъективных впечатлений от произведений того или иного писателя и выдавать эти субъективные и односторонние оценки за какой-то новый взгляд писателя»;

  • Мережковский Д. С. Пророк русской революции (1906)

    Считается, что статья писалась по просьбе А.Г. Достоевской для юбилейного Полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского (приуроченного к 25-й годовщине со дня смерти писателя). Познакомившись с ней и выслушав отзывы о лекции Мережковского, прочитанной им 8 февраля 1906 года в Тенишевском училище к 25-летию со дня смерти Достоевского, Анна Григорьевна статью отклонила. Мережковский сразу же опубликовал ее в журнале «Весы» (№ 2,3), затем — в составе отдельной брошюры и позднее — в обоих Полных собраниях своих сочинений.

    Анализ исследователями машинописных копий статьи свидетельствует о том, что Мережковский параллельно работал над двумя вариантами статьи: кратким — для А.Г. Достоевской и развернутым — для публикации в журнале. Судя по пометам автора, он стремился отредактировать краткий вариант статьи в соответствии с замечаниями издательницы, но результат ее не удовлетворил. В итоге вдова писателя напечатала в собрании сочинений биографический очерк о Достоевском С. Н. Булгакова;

  • Комарович В. Достоевский и шестидесятники: историко-литературные материалы // Современный мир. 1917. № 1. С. 129—138

    Василий Леонидович Комарович (1894–1942) — литературовед, автор книг и статей о творчестве Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, а также о древнерусских летописях. 

    После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета в 1917 году был оставлен при кафедре русской литературы, где стал заниматься исследованием творчества Достоевского. Вёл переписку с вдовой писателя, Анной Григорьевной Достоевской, и получил доступ к его бумагам и записным книжкам, благодаря чему ввёл в научный оборот тексты Достоевского: анонимный фельетон «Петербургские сновидения в стихах и прозе» из журнала «Время», вторую редакцию неизданной главы «У Тихона» к роману «Бесы», часть «Дневника писателя» за 1876 год. Первым исследовал рукописные наброски неосуществлённого романа «Житие великого грешника».

    Читал историко-литературный курс «Достоевский, его жизнь и произведения». Преподавал в Нижегородском и Ленинградском университетах, а также в Ленинградском институте Истории Искусств. С 1923 по 1928 г. являлся сверхштатным сотрудником Пушкинского Дома, в 1927–1928 гг. вел семинар по Достоевскому в ГИИИ (Институт истории искусств).

    Его глубоко волновали религиозно-философские и религиозно-нравственные вопросы в творчестве Достоевского. В 1923 году по следам любимого писателя он ездил в Оптину пустынь к последнему оптинскому старцу о. Нектарию. В 1925–1926 гг. читал лекции в религиозно-философском обществе «Братство преп. Серафима Саровского». В 1928 г. был арестован как член Братства прп. Серафима Саровского, приговорён к 3 годам ссылки, но заболел психически, после чего был освобождён

    С 1934 г. был ближайшим образом связан с работой Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР, но как репрессированный не мог быть штатным сотрудником. Областью его интересов была русская литература XIX века, преимущественно творчество Достоевского, позднее древнерусская литература, фольклористика, современная литературная критика.

    В 1930-е гг. Комарович участвовал в подготовке Полных академических собраний произведений Пушкина и Гоголя. Продолжал заниматься и изучением Достоевского, но не имел возможности печатать свои работы;

  • Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского (1906)

    Прижизненное издание русского религиозного философа, литературного критика и публициста.

    Эссе «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» стала заметным литературным событием, а для Розанова – началом взлета его творческой карьеры. Эссе написано в жанре философской критики;

  • Шестов Л. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. Достоевский и Ницше (1906)

    Впервые книга была опубликована в 1902 году в журнале «Мир искусства» (№№ 2, 4, 5-6, 7, 8, 9-10) С.П. Дягилевым. Лев Исаакович Шестов (1866-1938) учился в Московском и Киевском университетах. С 1920 года Шестов в эмиграции во Франции, читал лекции в Сорбонне. Он автор работ о философии в творчестве У. Шекспира, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф. Сологуба, А.П. Чехова, Э. Гуссерля, его работы переведены на многие европейские языки, а также на китайский и японский. Книгу «Достоевский и Ницше» Николай Бердяев считал лучшей работой Л. Шестова;

  • Достоевский Ф. М. Статьи и материалы (под редакцией А.С. Долинина), 1902

    Аркадий Семёнович Долинин — российский литературовед и критик, автор статей о русской литературе XIX—XX вв., прежде всего, работ о творчестве Ф.М. Достоевского.

    Первая часть сборника посвящена религиозно-философским воззрениям Достоевского. Во второй части ставится вопрос о форме его художественных творений, о глубочайших чаяниях его и пределах его достижений. Третья часть сборника посвящена неизданным произведениям писателя - письма Гончарову, Полонскому, некоторые воспоминания Анны Григорьевны Достоевской; 

    Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской (1922)

    В 1920 г., находясь в эмиграции, дочь писателя Любовь Федоровна Достоевская (1869-1926) выпустила в Мюнхене книгу об отце под названием «Dostojewski geschildert von seiner Tochter». В русском переводе эта книга вышла в 1922 году в сокращенном переводе под названием «Достоевский в изображении его дочери». С тех пор книга Л.Ф. Достоевской никогда больше на русском языке не издавалась. В первое русское издание не вошли многие важнейшие моменты из биографии Достоевского, истории его произведений; в переводе оборваны целые куски текста, пропущены абзацы, отдельные фразы и даже целые главы.

    Книгу Л. Ф. Достоевской нельзя назвать мемуарной в точном смысле этого слова, ведь когда умер ее отец, ей было всего 11 лет, но текст, где Любовь Федоровна строго придерживается документальных фактов, мемуаров современников, семейных преданий и запомнившихся ей рассказов отца и матери, несомненно вызывает интерес исследователей.

Поделиться:
Подбор литературы