ул. Пушкинская, 175А

Детективная русская литература конца XIX– начала XX века

24 января 2023 - 20 февраля 2023
Выставочная зона (1 этаж)

С 24 января в выставочной зоне 1-го этажа библиотеки начинает работу выставка «Детективная русская литература конца XIX– начала XX века».

«Детектив» и «детективное произведение» словари и энциклопедии определяют как расследование преступления.

Детектив в середине XIX века был не в чести - солидные толстые ежемесячники не печатали произведения этого жанра, а в отделе критики или полностью игнорировали выходящие отдельными изданиями детективы, или подвергали их уничтожающей критике. Поэтому первое время авторы стремились подчеркнуть в названии документальный характер своих книг и, как правило, не «сочиняли», а пересказывали случаи из жизни. Сложилась даже устойчивая формула для обозначения подобных произведений — «записки следователя».

Новый жанр отечественной литературы стал откликом общества на поток западной литературы, хлынувшей на российский рынок едва ли не после выхода первых рассказов Э. По. Читатели с жадностью набросились на грошовые книжки с описанием похождений Ника Картера, Ната Пинкертона, знаменитой сыщицы Сесиль Кинг. Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь», вспоминал с каким нетерпением ждал он появления очередного выпуска «похождений сыщиков». Дешевые, изданные на газетной бумаге, с массой ошибок, знакомили малообразованных читателей с другой, неведомой им жизнью, где добро всегда торжествовало над злом, где хитроумные злодеи терпели поражение от честных мужественных сыщиков. И в нашей литературе появились «русские Лекоки», «русские Шерлоки Холмсы», «русские Наты Пинкертоны» и пр.

Первые русские «уголовные романы» появились как бы в ответ на обилие переводов зарубежных авторов. У. Коллинз, А. Конан-Дойль, Э. Габорио и другие творцы готовили читателя к появлению произведений русских авторов. Русский детектив, родившись позже западного, сумел перенять от него наиболее характерные черты: напряженность развития, умение вовремя приоткрыть тайну, заставить читателя внимательно следить за развивающимися событиями. Но в то же время русский детективный роман пошел по своему особому пути. Учитывая менталитет русского читателя, героем повествования стала не логика разворачиваемых событий, а психологический поединок следователя и преступника, как правило, заканчивающийся победой добра и наказанием зла, точнее, — человека, его породившего. Таким образом, первая и главная отличительная черта российского дореволюционного детективного романа в его гуманистическом подходе. Русские писатели главное внимание обращали не на само расследование, а на психологическую линию: состояние преступника и попытку выяснить причины, которые привели его к преступлению. Учитывая, что главным потребителем подобных историй была молодежь, юношество, становится понятной достаточно высокая нравственная планка отечественного детектива.

Второй особенностью русского детектива стало то обстоятельство, что главной причиной, приводящей к преступлению, чаще всего становится не корысть, а сильные чувства и эмоции: неразделенная роковая любовь, неслыханное коварство, измена, месть и т. д.

В третьих, российский «уголовный роман» отличается от западного тем, что многие российские авторы не «сочиняли» в прямом смысле сюжеты своих произведений, а использовали уже готовые — брали уголовные дела и создавали на основе их художественные произведения.

Четвертой особенностью русского уголовного романа можно назвать сюжетное построение произведения. Если в западном детективе сыщики старательно, долго, терпеливо идут по следу, разыскивая преступника, и мы узнаем его имя в последней главе, то русские писатели предпочитали чуть ли не с первых страниц указать на лицо, совершившее преступление, а остальное место отвести социально-психологическому анализу действий преступника и обстоятельств, приведших к преступлению. Так и поступил А. Шкляревский, признанный законодатель уголовной моды в своей небольшой повести «Что побудило к убийству?», ему следовали и многие его современники — А. Соколова, Н. Гейнце, А. Зарин, Н. Животов и другие.

«Все тайное становится явным», — первая заповедь писателей, работающих в жанре уголовного романа. Русская ветвь детектива являла миру немало образцов разных жанров: и судебные очерки, и короткий рассказ и небольшую повесть, и роман, и целую антологию повестей и романов, связанных едиными героями (рассказ А. Чехова «Шведская спичка»; сборник очерков «Трущобные люди» В. Гиляровского; короткая повесть «Тайна Несетова» М. Ордынцева-Катрицкого; цикл из четырех романов «Царица хунгузов» А. Лаврова).

Если говорить о жанровом многообразии, то российская ветвь детектива явила миру многие образцовые жанры, например, разбойничий роман, самый ранний по времени его появления (М. Комаров «Повесть о Ваньке Каине»). Следует выделить также такие подвиды как авантюрный роман (Л. Кормчий «Дочь весталки»); появившиеся в конце XIX — начале XX века сериалы (П. Никитин «Шерлок Холмс в России»), а также военные и шпионские детективы (Н. Брешко-Брешковский «Шпионы и герои», «В паутине шпионажа»).

В дореволюционной России было написано и напечатано более двухсот произведений этого жанра. Детективы читали и купцы, и гимназисты, и фабричные рабочие, и даже аристократы. Детективный роман имел широкое распространение в России. Его издавали не только отдельными книгами или собраниями сочинений, как, например, произведения главного сочинителя уголовных романов прошлого века А. Шкляревского, но и активно печатали на страницах газет («Свет», «Гражданин» и др.) и в тонких журналах - с продолжениями («Нива», «Живописное обозрение», «Родина»). Если тиражи книг не превышали 2–3 тысяч экземпляров, то газеты и журналы печатались тиражами в 20, 40 и 80 тысяч экземпляров, а с приложениями разовый тираж многих изданий достигал 120 — 130 тысяч экземпляров. И во многом такие тиражи достигались публикацией романов-преступлений. Получалось, что критики дружно ругали уголовный роман, а широкий читатель запоем читал о похождениях разбойника Чуркина или о том, как расследовал преступления «русский Шерлок Холмс» — сыщик Путилин. По воспоминаниям писателя Владимира Гиляровского «одним из главных магнитов, привлекающих простодушного читателя “Листка” были ежедневно печатавшиеся в газете романы-фельетоны… наконец сам Н. И. Пастухов (редактор “Листка” — В.Р.) “загремел своим романом “Разбойник Чуркин”… Он начал печатать своего “Разбойника Чуркина” по порядку протоколов, сшитых в деле, украшая каждый грабеж или кражу сценами из старых разбойничьих романов, а Ваську Чуркина преобразил чуть ли не в народного героя… Газета в первый месяц удвоилась, а потом все росла, росла…».

Писатели – «детективщики» прошлого, биографии многих из которых мы не знаем и по сегодняшний день, были чаще всего выходцами из простого люда, что по большей части можно определить по манере письма (языку, стилю). Они знали мрачную уголовную среду, в которой вращались их герои. Но мрачный мир героев подземелья иной раз сменялся просторными дворцами, в которых жили кавалеры и дамы с утонченными манерами. Авторы утверждали, что преступники не только, и даже не столько, простолюдины — они есть и среди светских дам и кавалеров.

Как правило, героев повествования можно разделить на несколько групп: преступник, сыщик, жертва и прочие (очевидцы, прислуга, добровольные агенты). Причем, эти люди самых разных классов и сословий.

И преступники и преступления произрастают в совершенно разной человеческой среде, а вот расследующие их сыщики очень часто похожи друг на друга. Главный герой любого детективного романа — сыщик. Он может служить на государственной службе или быть частником, нанимаемым за деньги. Но в любом случае он обязан расследовать любую, даже самую ничтожную улику и путем сбора доказательств, показаний свидетелей и собственных размышлений и умозаключений найти истину.

Что касается лихо закрученных сюжетов, то наши «детективщики» не хуже западных умели нагнетать страсти. Вот, например, сцена из романа А. Зарина «В поисках убийцы»: «…Гендал невольно отпрянул. Под передними лапами собаки лежала человеческая рука, отрезанная по самое плечо. Он успел вырвать у нее кусок мяса…”.

Кто же был авторами русского детективного жанра конца XIX– начала XX века? Если на западе известно многое о корифеях детективного жанра, узнать что-то даже о довольно популярных писателях дореволюционной России крайне сложно. Произведения их размещались в различных газетах, тонких журналах и зачастую ни разу не переиздавались, а библиографические данные запутаны, поэтому расскажем здесь лишь о некоторых авторах.

Александров В.

О нем ничего неизвестно, кроме того, что он автор динамично и ярко написанного классического детектива «Медуза».

Александровых В. в этот период времени было два: Владимир Александрович (1842 — 1906), который писал только этнографические очерки и Владимир Александрович (1856 — после 1918), который был не только известным драматургом, но и юристом по образованию. Свой адвокатский опыт использовал в пьесах. Он мог быть автором «Медузы», но жил в Москве, а книга вышла в Петербурге, что в ту пору бывало редко.

Скорее всего, «В. Александров» — псевдоним одного из известных писателей того времени;

Ахшарумов Николай Дмитриевич (1820 — 1893) - один из наиболее известных авторов. Его ценили М. Е. Салтыков-Щедрин и Л. Н. Толстой. Один из критиков, оценивая книгу Ахшарумова писал: «Тонкий психологический анализ, знание жизни, умение ярко и интересно обставить события рассказа, неослабевающий интерес интриги».

Один из лучших его романов «Концы в воду» может быть признан родоначальником русского триллера. Детективный сюжет романа сливается с глубоким проникновением в психологию преступника. Роман состоит из трех частей: «Кузина Оля», «Жюли» и «Каменный гость». Каждая часть написана от первого лица. Традиционный персонаж детектива - сыщик, отсутствует в романе, его функцию выполняет главный герой – Сергей Черезов. Ему 35 лет, по роду занятий он агент торговой компании на одном из приморских рынков с мизерным жалованием. Волею случая выступает в романе в роли расследователя, оказываясь знакомцем
всех участников преступления.

Н. Д. Ахшарумов тяготел к поиску ярких людей, необычных поступков и ситуаций, поэтому кроме детективов писал притчи и фантастику. В России наряду с А. Шкляровским считается одним из родоначальников уголовного романа;

Брешко-Брешковский Николай Николаевич (1874 — 1943) - родоначальник русского шпионского романа. Его произведения «Ремесло Сатаны», «Шпионы и герои», «В паутине шпионажа», «Авантюристы дипломатии» можно назвать образцами военного детектива. Написал много произведений - романы, повести, рассказы. Блестяще владел пером, умел создавать яркие картины быта и нравов представителей самых разных слоев общества — от крестьян и купцов до светских дам и спортсменов. Его книги «В мире атлетов», «Чухонский бог», «Ценой жизни» выдержали по несколько изданий. К концу XIX века его имя было известно во всех уголках России, куда доходили его книги, журналы и газеты с его статьями. Как писал его современник, Александр Невахович, «кто из вас в детстве, юношестве не ожидал с нетерпением очередной книжки (журнала) „Мира приключений”, „Природы и людей”, „Нивы”, кто лихорадочно не искал в них волнующего романа, экзотической повести или талантливой корреспонденции спутника наших досугов, верного друга наших юношеских мечтаний?.. Куда только не уводил нас с собою Николай Николаевич? В знойные степи Аргентины, тропические леса Бразилии, зыбучие пески Африки!.. Сколько необыкновенных, смелых приключений пережили мы вместе с его героями, как радовались их успехам, как сочувствовали им в несчастиях!.. А эти герои, смелые, отважные и дерзкие… Их мы не забыли, имена их запечатлелись в нашей памяти, и ни кровавая война, ни сумбурные годы российской смуты, ни монотонные, тусклые дни эмиграции не могли вытеснить их из тайников нашего „я”…»;

Гейнце Николай Эдуардович (1852 — 1913)

Родился в Москве 13 июня 1852 года. Отец, по национальности чех, учитель музыки, мать, костромская дворянка, смогли дать ему хорошее образование и воспитание. Окончил юридический факультет Московского университета. Затем была обширная адвокатская практика в Москве. Присяжный поверенный Гейнце с блеском провел несколько крупных процессов, в том числе нашумевшее дело «червонных валетов», в котором «золотая молодежь» того времени объединилась в «Клуб червонных валетов» и провернула множество мошеннических операций. Работал товарищем министра, товарищем прокурора Енисейской губернии. В 1884 году вышел в отставку и полностью посвятил себя литературе. Его романы можно назвать уголовно-бытовыми, так как детективная интрига не всегда занимала в них ведущее место. Широко используя свой опыт адвокатской работы, писатель создал интересные образы героев, в основном, из высшего света и полусвета. С 1888 года Гейнце становится главным редактором газеты «Свет». Его работоспособность потрясала современников, даже создавались легенды, что он имел штат литературных «негров», но скорее — всё это шло из одержимости писать. В газету присылались не выдуманные, созданные самой жизнью истории, в виде записок и дневников. Некоторые из них под пером Н. Гейнце становились романами и печатались тут же на страницах «Света». Так, основой популярного тогда романа «Герой конца века» (1896) и его продолжения «Современный Самозванец» (1898) стали записки известного международного авантюриста Н. Г. Савина, которые он подарил сопровождавшему его по Сибири конвойному офицеру, и от того они через третьи руки поступили в собственность газеты. Романы Н. Гейнце были очень востребованы. Сам же писатель говорил: «Я сделал, что мог, другие сделают лучше!»;

Антропов Роман Лукич (1876 — 1913)

Известен в литературе под псевдонимом Роман Добрый. Родился в 1876 году в Санкт-Петербурге. Был сыном драматурга Луки Николаевича Антропова, известного, благодаря комедии «Блуждающие огни». Написал 48 небольших детективов, в которых заметно угадывается влияние Конан-Дойля, в том числе серию рассказов о жизни Ивана Дмитриевича Путилина. Прототипом книжного героя послужил реальный человек, легендарный сыщик Путилин, начальник петербургской сыскной полиции, гроза преступного мира Петербурга тех лет, проведший тысячи расследований и произведенный в последствие в тайные советники.

Романа Доброго можно назвать родоначальником особого вида русской детективной литературы — сериала о похождениях одного из сыщиков;

Зарин Андрей Ефимович (1862 — 1929)

Был известен как прозаик, журналист, редактор. Печатался в различных изданиях: «Гражданин», «Русский вестник», «Русское богатство». Криминальная тема была не главной в творчестве писателя. Тем не менее, популярностью пользовались романы «Ложный след», «Казнь», «В поисках убийцы» и другие. Его перу принадлежит книга документальных очерков «Кровавые летописи Петербурга» о преступном мире северной столицы;

Кошко Аркадий Францевич (1867 — 1928)

Генерал, начальник сыскного дела в Российской империи, «самый главный сыщик России», как он сам себя называл. Начинал с армейского офицера, а, выйдя в отставку и поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, показал незаурядные сыскные способности. В 1913 году международный съезд криминалистов в Швейцарии признал Российскую полицию лучшей в мире по раскрываемости преступлений. Руководил ею А. Кошко. К литературным опытам генерал Кошко приступил поздно, на склоне лет, находясь в эмиграции во Франции. Выпустил три книги своих воспоминаний, каждый из 58 рассказов которых является маленьким законченным произведением;

Красицкий Александр Иванович (1866 — 1917)

Москвич, начинал с репортерства, затем перешел на литературу. Сумел опубликовать более 100 романов, множество рассказов, стихотворений, не считая репортажей, очерков и т. д. Использовал более 50 псевдонимов: А. Лавинцев, С. Румянцев, Гр. Поярков. Под псевдонимом А. Лавров написал многоплановый роман в фельетонах, состоящий из четырех частей и переизданный в наше время под названием «Царица Хунгузов», где вывел собирательный образ известного сыщика Мефодия Кобылкина. Предпочтение А. Красицкий отдавал авантюрным детективным романам, в которых был мастером хитроумных интриг. Так же интересно построены романы «Стальные тайны», «Воскресшая душа», «Под водами Иматры» и многие другие;

Крестовский Всеволод Владимирович (1845 — 1895)

Более известен, нежели другие авторы детективного жанра. Прежде всего, по своему роману «Петербургские трущобы» и телесериалу, поставленному по этой книге. Выходец из старинного дворянского рода. Печататься начал с 17 лет, в основном с переводами древних и современных авторов. В конце 80-х — начале 90-х годов XIX века вышла в свет трилогия «Тьма Египетская», «Тамара Бендевад», «Торжество Ваала». Наибольшую известность принес роман «Петербургские трущобы», а также роман «Вне закона», написанный по материалам конкретного уголовного дела и, как отмечалось исследователями, имеющем многие признаки классического детектива;

Крушеван Павел (Паволокий) Александрович (1860 — 1909)

Выходец из молдавской помещичьей семьи. Как и многие другие литераторы, служил присяжным поверенным. Много ездил, особенно по югу России. Увлекался идеями Толстого о нравственном усовершенствовании общества. Отдал дань детективу. Его роман «Дело Артабанова» (1896) оценивается современниками как криминально-психологический. Этим же проблемам был посвящен сборник повестей и рассказов «Призраки» (1897). Автор умел держать читателя в напряжении с первых же страниц;

Путилин Иван Дмитриевич (1830 — 1893) - сыщик, его называли «русский Шерлок Холмс». 33 года (1866 — 1899) провел на посту начальник Петербургской сыскной полиции. На его счету тысячи сложнейших распутанных дел. По словам известного русского юриста А. Ф. Кони, «по природе своей был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенное полное внимание и чрезвычайная наблюдательность, в котором было какое-то особое чутье, заставлявшее его вглядываться в то, мимо чего все проходили безучастно…». После себя И. Путилин оставил «Записки начальника Санкт-Петербургский сыскной полиции», которые многократно переиздавались вплоть до 1917 года;

Шкляревский Александр Алексеевич (1837 — 1883)

Жизнь А. Шкляревского прошла в непрерывной борьбе с нуждой. Видимо, это и повлияло на то, что, начав однажды, он уже никогда не расставался с криминальной темой. Его печатали много и охотно популярные периодические издания: «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургская газета», «Новая газета»; журналы «Развлечение», «Нива», «Пчела» и др.

Свой жизненный опыт писатель использовал в своих романах («Убийство без следов», «Исповедь ссыльного», «Отчего он убил их?», «Варенька и ее среда»). В большинстве романов и повестей действует судебный следователь — новая фигура, появившаяся в русском обществе после судебной реформы;

Розенкноп Мендель (1876-1914) — русский писатель «серебряного века», прозаик. Опубликовал в 1906-1914 гг. ряд рассказов в журналах и альманахах Одессы и Санкт-Петербурга. Информация о писателе крайне скудна. В изданиях, чаще всего, указан как М. Розенкноп, встречались варианты написания М. Розенкоп, Э. М. Розенкноп, М. Э. Розенкноп, Э. М. Розенкоп. В Санкт-Петербургском еженедельном журнале «Солнце России» вышел его рассказ «Убийство» (1913, № 7), им также написаны рассказ «Легенда о разбитом рояле» (1908), мистический рассказ «Духи» (1912) и др.

Писатель Николай Карпов написал немного о Розенкнопе в книге воспоминаний «В литературном болоте»: «Изредка присоединялся к нашей компании в кафе молодой писатель Розенкноп. Маленького роста, почти карлик, с большими, рыжеватыми, не гармонировавшими с его маленьким личиком, усами, кроткий и молчаливый, он писал «страшные» рассказы в духе Андреева, которого считал единственным большим писателем в России. О Куприне и об Арцыбашеве он отзывался пренебрежительно:

— Какие же это художники? Фотографы!

В «Альманахе молодых» издательства «Шиповник» был напечатан его рассказ. Второй его рассказ был премирован на конкурсе «Биржевых ведомостей». Постоянно проживал он в Витебске, раз в полгода приезжал недели на две в Питер, пристраивал свои рукописи, получал гонорар и уезжал в Витебск. Ночевал в разных квартирах, хозяйки которых специально сдавали на ночь углы не имеющим права жительства евреям. Взимали за право провести ночь на полу «со своей постелью», которой часто служило пальто, рублей 10-15. Обычно в такой квартире в одной комнате ночевало вповалку на полу человек пятнадцать.<….>

По инициативе Розенкнопа витебский книготорговец Абморшев стал издавать литературные альманахи. Он приехал в Питер вместе с Розенкнопом, взял стихи Андрусона, Година, мой рассказ; оплатил, не очень щедро, материал авансом, но альманахи его успеха не имели.

Умер Розенкноп молодым, не успев проявить себя, но, судя по его первым рассказам, писатель он был очень талантливый. Он не пил и среди богемы проводил время только потому, что днём и вечером ему некуда было деваться, а в кафе за стаканом чая можно было сидеть в компании часами. Кроме того, тянуло к «своим». Человек молчаливый, он оживлялся только тогда, когда говорил о литературе. Видно было, что живёт он только искусством, что литература для этого молчаливого человека — всё».

Среди других авторов детективного жанра конца XIX– начала XX века, о которых мы ничего не знаем, но кто в свое время был хорошо известен русскому читателю своими произведениями: Кротков В. «Записок провинциального адвоката»; П. Степанов «Родимая сторонка: рассказ из записок следователя», Тимофеев Н. П. «Записки следователя», Соколов А. «На суд присяжных» и многие другие.

Поделиться:
Подбор литературы