ул. Пушкинская, 175А

Джазовая весна в Публичке

16 марта 2022 - 19 марта 2022
Отдел искусств (1 этаж)

Из современной жизни африканцев и европейцев на протяжении трех столетий в Северной Америке важным культурным достижением стало возникновение афроамериканской музыки. Пожалуй, наиболее совершенным синтезом различных музыкальных традиций явился джаз, возникший в последней трети XIX века в южных штатах США.

Изначально джаз представлял собой афроамериканскую разновидность популярной музыки, главным образом инструментальную, – результат развития музыкального исполнительства негров и креолов на юге США на основе разных по происхождению элементов музыкального фольклора и популярной музыки. Со временем джаз получил всемирное распространение и сегодня является постоянной составной частью современного музыкального развития. Более чем столетняя история развития джазовой музыки подарила миру не только новую индустрию, но и множество талантливых музыкантов.

В рамках фестиваля «Джазовая весна в Публичке», приуроченного к 100-летию российского джаза, совместно отделом искусств, отделом краеведения и Центром международных информационных ресурсов подготовлена книжная выставка, знакомящая с историей отечественного и зарубежного джазового искусства.

Юрий Григорьевич Кинус – музыковед, аранжировщик, педагог, профессор Ростовской консерватории, художественный руководитель и главный дирижёр джаз-оркестра Кима Назаретова, также является автором книг и пособий по истории джаза. На выставке представлена ярко иллюстрированная книга «Джаз», где в краткой форме освещается весь путь развития американского джаза с момента возникновения и до наших дней. В книге «Джаз: истоки и развитие» Ю. Кинус подробно рассматривает жанры, на основе которых сформировался джаз. В хронологическом порядке представлены основные стили джаза, история их возникновения и музыкальная характеристика.

С бибопом джаз вошел в современную эпоху. От классики до Западного побережья, от хард-бопа до модального джаза, чернокожие и белые музыканты продолжают наследие Чарли Паркера. Фри-джаз вскоре сметает все на своем пути. Но вслед за Джоном Колтрейном и Биллом Эвансом перед джазменами всего мира открываются и другие горизонты. Богато иллюстрированная книга журналистов Франка Бержеро и Арно Мерлина «История джаза со времён бопа» посвящена бибопу – авангардному направлению джазовой музыки.

Джаз развивался настолько интенсивно, что за сто лет ему удалось пройти этапы становления, которые академическая музыка прошла за промежуток в пять раз больший. Поэтому единая терминологическая база и понимание теоретических основ джазовой музыки вызывают вопросы. Книга Уинторпа Сарджента «Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика», написанная ещё в 1938 году, является одним из первых теоретических исследований, посвященных джазу. В 30-е годы мало кто из американцев отдавал себе отчет в необходимости серьезного изучения ритмоинтонационных и структурных признаков джаза как особого вида музицирования. И хотя концепция Сарджента разработана преимущественно на материале раннего джаза, исследование актуально до сих пор. Современные проблемы джазовой теории рассматриваются в учебном пособии российского композитора и пианиста Романа Столяра.

В санкт-петербургском издательстве «Планета Музыки» совместно с журналом «Джаз.Ру» в 2011 г. вышел сборник джазовых текстов, написанных в течение 1970-2000-х гг. создателем отечественного джазоведения Леонидом Переверзевым — «Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе». В сборник вошло всестороннее исследование творчества Дюка Эллингтона, а также ряд других основополагающих работ по истории джаза, различным аспектам джазовой теории, социологии джаза и целый ряд блестящих образцов джазовой публицистики Переверзева разных лет. Журнал «Джаз.Ру», с 2005 года являющийся СМИ о российской и зарубежной джазовой сцене, представляет книги «Великие люди джаза» –двухтомник джазовых биографий и интервью 145 джазовых музыкантов из США и Европы самых разных периодов джазовой истории от эры первого расцвета джаза в 1920-е гг. до наших дней. У многих история жизни и творчества охватывает сразу несколько эпох, что позволяет читателю ещё лучше представить себе историческую перспективу истории джаза. Информация о многих музыкантах публикуется на русском языке впервые.

«Индустрия джаза в Америке. XXI век» – ещё одна книга, подготовленная главным редактором журнала «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым. Автор рассматривает жизнь джазового сообщества США с точки зрения людей музыкальной индустрии, без которых создание джазовой музыки и донесение её до слушателя были бы невозможны. Это преподаватели, владельцы джаз-клубов, организаторы джазовых фестивалей, продюсеры, звукоинженеры и владельцы фирм грамзаписи, исследователи истории джаза и его сегодняшнего дня, джазовые журналисты и критики, руководители джазовых радиостанций, на интервью с которыми построена книга.

Продолжая говорить об источниках, знакомящих с западной джазовой культурой, нельзя не упомянуть ещё одних важных историков джаза – фотографов. Начиная с 1950-х годов, фотографии джазовых музыкантов Германа Леонарда сыграли решающую роль в формировании образа музыки и мира, в котором она была создана. Дружба Леонарда с великими джазовыми музыкантами, такими как Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис, дала ему редкий доступ к новаторам, создавшим современный джаз, и местам, в которых они выступали. Леонард брал свою камеру в прокуренные клубы и на сеансы после работы, на закулисные вечеринки и в квартиры музыкантов, чтобы создать несравненную визуальную запись одного из самых значительных видов искусства двадцатого века. Его яркие образы Чарли Паркера, Эллы Фитцджеральд, Дюка Эллингтона, Билли Холидей и многих других являются одновременно высшими образцами искусства фотографа и уникальным свидетельством музыкальной революции. В книге Германа Леонарда «Джаз» собраны как самые известные и широко признанные изображения, так и опубликованные впервые.

Кроме того, на выставке представлены книги об отдельных джазовых музыкантах – Дюке Эллингтоне, Оскаре Питерсоне, Чарли Паркере, Гленне Миллере и его знаменитом оркестре.

Джаз зазвучал в России уже в 20-е годы. Начало было скромным. Нашлись энтузиасты, появились первые ансамбли и оркестры. Необычная музыка привлекала внимание публики. Вместе с тем, джаз 20-х годов не был массовым – ни по распространенности, ни по влиянию. Как и повсюду в Европе, наши джазовые музыканты только начали усваивать азы новой музыки и переносить её в свою среду. Об интересе к джазу в 30-х годах говорят многие факты. Количество джаз-оркестров исчислялось сотнями. В 1938 году был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР, во главе которого стали Матвей Блантер и Виктор Кнушевицкий. Важным стимулом развития были первые выходы советского джаза на международную сцену. На джазовых фестивалях в Варшаве (1962) и Праге (1965) состоялись контакты различных школ. Многие западные критики заговорили о «феномене советского джаза».

За короткий срок произошло стремительное становление и развитие джаза на новой для него национальной почве и новых социальных условиях. Экзотическая, поражавшая слух и взор заморская новинка с годами развилась в любимый массами жанр. Джаз стал неотъемлемой частью нашей музыкальной культуры. Придя к нам с Запада, он постепенно обретал новые, оригинальные черты – становился российским джазом. Вышедший в 1972 году исторический очерк Алексея Баташева «Советский джаз» являет собой первый опыт обзора и систематизации огромного материала, относящегося к российскому джазу.

За сто лет существования российского джаза об его истории было написано не так много книг. Одна из них – вышедший в 1982 году сборник статей «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» под редакцией Александра и Ольги Медведевых. Иллюстрированный фотографиями известного фотографа Александра Забрина сборник поднимает множество вопросов джазовой музыки: джазовая импровизация, искусство джаза в музыкальной культуре, джаз и музыкальная педагогика, знакомит с именами представителей отечественной джазовой сцены и др.

Подготовленный редакцией журнала «Джаз.Ру» двухтомник «Российский джаз» включает материалы по истории и настоящему дню российской сцены. Материалы охватывают этап зарождения джаза, становление джаза во второй половине ХХ века, биографии признанных мастеров и молодых звезд.

Также на выставке представлена книга Владимира Фейертага «Джаз от Ленинграда до Петербурга». Она рассказывает о локальной джазовой сцене. Кроме того, представлены книги об отдельных персоналиях – Эдди Рознере, Николае Левиновском, Алексее Козлове.

Не каждый взрослый может объяснить, что означает джаз. А уж ребенок тем более не может знать, что это такое. Детская энциклопедия Нелли Закировой «Джаз» поможет объяснить ребенку основы этого направления, познакомит с музыкальными инструментами и исполнителями. Книга ярко иллюстрирована и содержит диск с записями джазовых произведений.

Олег Лундстрем – советский и российский джазмен, композитор и дирижёр. Создатель и многолетний руководитель оркестра, который ныне носит название Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Этот оркестр стал жаворонком оттепели шестидесятых, ее музыкальным символом, мостом над железным занавесом. Основанный в 30-е годы, в год 60-летия коллектив был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр, а в 1998 году Американская библиографическая ассоциация назвала Олега Лундстрема человеком года. На выставке представлен третий том Собрания сочинений профессора Николая Алексеевича Умова – уникальное издание 1916 года из библиотеки семьи Лундстремов и с автографом его отца Леонида Францевича Лундстрема, который преподавал в Ростовском институте железнодорожного транспорта и занимался исследованиями в области ядерной физики.

Джаз – это, прежде всего, музыка, поэтому на выставке представлены ноты джазовых произведений. Музыкальное сочинение, ставшее частью общеизвестного джазового репертуара, называется джазовым стандартом. Джазовый стандарт – чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса – используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи. Количество джазовых стандартов точно не установлено. На выставке представлено два сборника джазовых стандартов.

Пожалуй, возникновение джазовой музыки почти одновременно с появлением звукозаписи стало важным фактором в развитии жанра. Записанная в 1917 году квинтетом Original Dixieland “Jass” Band из Нового Орлеана грампластинка вошла в историю традиционного джаза как первая джазовая звукозапись. Музыканты умели, хотя и не импровизируя, а только слегка варьируя мотив, играть нечто похожее на новейшую модную музыку с юга США – джаз. Позже записи стали повсеместно использоваться в джазе благодаря их способности сохранять импровизационное исполнение музыкальных композиций, которое может быть широко распространено и многократно прослушано. На выставке представлены виниловые пластинки с записями Бенни Гудмена, Эллы Фитцджеральд, Каунта Бейси, Дюка Эллингтона, а также записи отечественных музыкантов.

Выставочный проект продолжается в Центре международных информационных ресурсов. Здесь представлена литература на английском и немецком языках.

Джаз – это искусство-хамелеон. Он восхищает нас легкостью и быстротой, с которой он меняет цвета. Тысячи форм и тысячи музыкантов погружают нас в этот чудесный мир джаза. На выставке представлены книги по истории джаза, из которых вы узнаете о легендарных джазовых исполнителях, прорывных стилях и мире, в котором они развивались (Ted Gioia «The History of Jazz», William P. Gottlieb «The Golden Age of Jazz», Joachim E. Berendt «Das große Jazzbuch» и др.). Книга Роберта Роулинса «Jazzology. The Encyclopedia of Jazz Theory for All Musicians» будет полезна тем, кто обучается музыке. В ней вы найдете не только теоритические основы джаза и их объяснение, но и упражнения для закрепления материала. Вы также можете отдельно познакомиться с таким жанром как be-bop в одноименной книге Алена Терсине.

Эти книги переносят нас в мир джаза: болотистые земли дельты Миссисипи, Новый Орлеан, вечеринки в Гарлеме, бары Чикаго в эпоху джаза, ночные клубы Канзас-Сити, Коттон-клуб, Савой и другие места, где творилась история джаза. Вы также имеете возможность ближе познакомиться с такими великими представителями этого жанра музыки, как Льюис Армстронг (James Lincoln Collier «Louis Armstrong. An American Genius»), Чарли Паркер (Carl Woideck «Charlie Parker. His Music and Life») и Бинг Кросби (Garz Giddins «Bing Crosby. A Pocketful of Dreams»).

Также получить общую информацию о джазе вы можете в энциклопедиях серии Britannica, Encyclopedia Americana и The World Book Encyclopedia.

Отдел краеведения представляет вниманию всех любителей музыки выставку «Джаз по-ростовски».

Выставка раскрывает страницы истории ростовского джаза в лицах музыкантов, внесших вклад в становление и развитие профессионального джазового образования, исполнительского искусства, музыкальной науки, композиторского творчества. Среди них — Ким Аведикович Назаретов (1936–1993), музыкант, композитор, педагог, первый в стране профессор открытой им кафедры эстрадной и джазовой музыки (1982) Ростовского музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986), лауреат международных и отечественных джазовых фестивалей, основатель и руководитель Ростовского муниципального джаз-оркестра (1963–1993), Ким Назаретов сыграл выдающуюся роль в становлении джаза на Юге России.

В центре внимания выставки такие известные музыканты: Валентин Яковлевич Парнах (1891–1951), Дмитрий Кириллович Софьянопуло (1901–1944), Ружена Владимировна Сикора (1916–2006), Иосиф Максимович Стельман (1918–1974), Георгий Михайлович Балаев (1923–2012), Николай Николаевич Щукин (1924–1999), Олег Николаевич Хромушин (1927–2003), Олег Константинович Ерёмин (1920–2017), Виктор Георгиевич Кутов (1941–1997), Юрий Григорьевич Кинус (1949), Адам Мартынович Терацуян (1957), Петр Кимович Назаретов (1959), Олег Борисович Аккуратов (1989) и другие.

«Джаз — это музыка для знатоков, я бы даже сказал, для избранных», – однажды написал Владимир Познер. Откройте для себя мир джазовой музыки и станьте её знатоком на фестивале «Джазовая весна в Публичке».

Поделиться:
Подбор литературы