ул. Пушкинская, 175А

Горизонты женского творчества

2 марта 2022 - 22 марта 2022
Отдел искусств (1 этаж)

В преддверии праздника 8 марта отдел искусств представляет книжную выставку «Горизонты женского творчества», посвященную женщинам, работающим на благо искусства.

С конца эпохи Возрождения обучение девочек грамоте включало в себя изучение искусств на теоретическом или любительском уровне. Однако художественное творчество и освоение технических приемов, например живописи, оставалось делом исключительно мужским. Девушке, которая хотела бы освоить рисование до 18 века, просто негде было учиться: в мастерские женщин не пускали. Поэтому приходилось брать уроки у друга семьи, искать учителя на стороне. Лишь во второй половине 18 века двери академий начали постепенно открываться и для женщин, но ограниченное количество предоставляемых мест, высокая стоимость учебы, запрет писать натурщиц и тем более натурщиков, посещать музеи, ставили много препятствий для желающих учиться. Ещё в 1920 году в школе Баухаус, бывшей тогда передовой, свободной и современной, архитектура и работы по металлу считались неподходящими для женщин. Студентки по большей части попадали в отделения ткачества, керамики или осваивали переплетное дело. Восемьсот лет женщин не допускали в мастерские и академии, да и встречи с художественным творчеством, общение с художниками, пребывание в среде, посещение музеев и знакомства с произведениями искусства – всё это если и случалось в жизни женщины, то довольно редко. Мало кому удавалось преодолеть трудности, чтобы получить признание и оставить своё место в истории.

На выставке представлено более 70 книг о художницах, актрисах, певицах, дизайнерах, архитекторах, танцовщицах и женщинах других профессий искусства, которым удалось оставить свой след в истории.

Выставка открывается общими книгами о женщинах. Сборник статей «Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000» объединяет тексты ведущих западных феминисток, написанные за последние тридцать лет. С позиций гендерной теории рассматриваются проблемы искусства и искусствознания. «Почему не было великих художниц?», – спрашивает в своей статье 1971 года американский историк искусств, профессор и писательница, одна из ведущих специалистов в области изучения истории феминистского искусства Линда Нохлин. По словам автора, среди женщин не было по-настоящему великих художниц, хотя было много художниц интересных и очень хороших, творчество которых осталось недооцененным или недостаточно исследованным. Но на деле, по словам автора, то положение, что есть и было в искусстве и других областях, обессмысливает, притесняет и обескураживает всех, кому не посчастливилось родиться белым, принадлежать к среднему классу и главное – быть мужчиной. Работа Линды Нохлин, подвергшая феминистическому пересмотру некоторые незыблемые постулаты классического искусства, оказалась актуальной для конца 20 века.

Советское гендерное искусство исследовано в монографии Олеси Авраменко «Гендер в советском неофициальном искусстве». История советского художественного андеграунда впервые показана сквозь призму гендерных исследований. Словосочетание «женский вопрос», появившееся в середине 19 века в либеральных кругах Российской империи, подразумевало изменение подчиненного положения женщины с помощью реформ. Среди необходимых пунктов программы решения этого вопроса были: обеспечение доступа широких масс женщин к образованию, возможность выбора профессии, и независимого ведения трудовой деятельности, уравнивание мужчин и женщин в правовом поле. Большинство из этих проблем было решено в начале 20 века. Однако достигнутое равенство в правах не уравняло мужчину и женщину в поле культуры и искусства. «Работница» – первая феминистская выставка в СССР состоялась только в 1990 году, в ней приняли участие семь художниц-членов круга «Коллективные действия»: Ирина Нахова, Елена Елагина, Вера Митурич-Хлебникова, Анна Альчук, Елена Шаховская, Сабина Хэнсген и Мария Константинова.

Бриджит Куинн, американская писательница и искусствовед, посвятила свою книгу «Невероятные женщины, которые изменили искусство» творческой судьбе пятнадцати художниц. Каждая из них – от Артемизии Джентилески, жившей в эпоху Возрождения, до современной художницы Сьюзен О’Малли имеет яркую творческую биографию и создавала работы, повлиявшие на развитие мирового искусства. Автор рассказывает, каково значение искусства, созданного ими и почему сегодня женское творчество как никогда актуально.

«Неужели женщина, чтобы попасть в музей Метрополитен, непременно должна раздеться?», – интересовались художницы из группы Guerrilla Girls, анонимной группы арт-феминистских активисток, которая занимается вопросами гендерной и расовой дискриминации в мире искусства. Фундаментальная энциклопедия Марты Альварес Гонсалес и Симоны Бартолена рассматривает множество тем, которые на протяжении истории искусства связаны с миром женственности. Последняя глава книги посвящена женщинам художникам. Авторы разбирают вопросы о том, где проходило становление художниц, кто был учителями, какие темы выбирались женщинами и какие проблемы стояли на пути женского художественного творчества.

Выставка продолжается книгами о конкретных представительницах живописного искусства. Книга французской писательницы Доминик Бона знакомит с творчеством Берты Моризо. Она находилась в центре великого импрессионистского приключения. Не грация и не муза, а полноценный живописец среди мужчин, которые восхищались ее кистью, ее палитрой — так же, как и ее черными глазами, – она была одной из самых смелых художниц своего времени. «Благодаря своему искусству Кало сделала из себя и исполнительницу, и икону. Благодаря этой давно назревшей биографии Кало также, наконец, стала полностью человеком», – пишет Хейден Эррера, автор книги «Фрида Кало».

Богиня автомобильного века Тамара де Лемпицка стояла в центре утонченного парижского художественного мира двадцатых и тридцатых годов. Ее любовь к красивым женщинам, элегантным автомобилям и современному мегаполису послужила не только мотивами для ее картин, но и повлияла на ее художественный стиль. На самой известной картине «Автопортрет» или «Тамара в зеленом бугатти» художница представлена в образе женщины-денди, исполненной холодной элегантности. Будь то художник ар-деко, посткубист или неоклассик, де Лемпицка пришлась по вкусу космополитической и богатой публике, которая нашла свое отражение в ее работах. В книге Жиля Нере прослеживается своеобразная карьера Тамары де Лемпицка, а многочисленные полноцветные иллюстрации документируют наиболее важные периоды ее долгой жизни в искусстве.

Отечественная культура также подарила миру имена женщин-художниц. Картины Зинаиды Серебряковой, экспонировавшиеся на VII выставке Союза русских художников в Петербурге в 1910 году, принесли никому не известной молодой художнице невиданный успех. Столь неожиданное, прежде всего, для неё самой, признание её таланта радовало и вселяло надежду. 25-летняя дебютантка стремительно вошла в мир искусства. Оптимистическое мироощущение, которым были пронизаны первые её работы, покорила сердца современников. В отделе искусств представлены семь книг, посвященных художнице, одна из которых экспонируется на выставке.

Также на выставке представлены книги об Анне Остроумовой-Лебедевой, которая участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства». Маревна (Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская), русская художница и мемуаристка русско-польского происхождения, принадлежала к Парижской школе представлена книгой воспоминаний «Моя жизнь с художниками Улья», после публикации которой огромная часть её творческого наследия была выкуплена музеем современного искусства в Женеве «Пти-Пале».

Представлена книга о Любови Поповой, одной из ярких фигур авангардного движения в русском искусстве. Особенно важен её вклад в создание театрального конструктивизма – поразительное оформление спектаклей Вс. Мейерхольда. Также экспонируются книги о творчестве Марии Якунчиковой, Ларисы Берлин и Нади Рушевой, ушедшей в 17 лет, но оставившей множество самобытных графических работ.

Вопреки мнению, что профессия архитектора до сих пор остается сугубо мужской, женщины давно и успешно делают карьеру в этой сфере и оживляют футуристическими строениями улицы городов по всему миру. Одна из самых знаменитых – Заха Хадид, выдающийся британский архитектор иракского происхождения. В 2004 году она стала первой в истории женщиной, награждённой Притцкеровской премией. Заха Хадид сделала свой стиль узнаваемым во всем мире. Она не старалась вписать архитектуру в пространство, она сама создавала это пространство и всегда выходила за рамки общепринятого. В своей книге «Заха Хадид. Вглядываясь в бездну» Александр Рябушин попытался с помощью текста передать строй творческого, проектного опыта архитектора.

На выставке представлены две книги об архитекторах-дизайнерах – Татьяне Мироновой и Келли Хоппен.

История моды подарила миру немало выдающихся женщин. В начале XX века имя Мадлен Шерри звучало во всех салонах Парижа. Эта женщина стала первой полноправной хозяйкой модного дома, одеваться у которой мечтали главные модницы Франции. Первой женщиной-кутюрье, творившей на рубеже XIX и XX веков, стала Жанна Пакен. Она отличалась потрясающей коммерческой жилкой и креативным подходом: она была одной из первых, кто понял прелесть модных показов; кроме того, она отправляла своих моделей на премьеры и скачки, где те в лучшем виде демонстрировали новинки ее модного дома. Но конечно самыми известными дизайнерами тех лет были Коко Шанель и Эльза Скиапарелли.

Шанель изобрела все: плетеные костюмы, аксессуары, свободные наряды для дерзких женщин, духи, покорившие мир, и, прежде всего, моду, стиль. Неординарный персонаж, чьи неудачи очаровывают не меньше, чем успехи, чье имя стало символом. Анри Гидель пишет в этой «Большой биографии» подлинный роман женщины, которая блестяще путешествовала по трем четвертям 20-го века.

Vogue, международная библия моды, на протяжении десятилетий прослеживает карьеры дизайнеров. Его уникальный архив фотографий, сделанных ведущими фотографами того времени от Сесила Битона до Марио Тестино, и оригинальные иллюстрации, а также множество уважаемых авторов о моде делают Vogue самым авторитетным и престижным источником информации о моде. Вышедшая несколько лет назад серия «Легенды моды» представляет книги об Эльзе Скиапарелли и Вивьен Вествуд.

«История костюма в рисунках Франсуазы Карон» это повествование об истории костюма с древнейших времен. Книга рассказывает о забытой французской художнице Франсуазе Карон, о парижской находке – альбоме с рисунками по истории костюма, созданными ею в 1918 году, и показывает не только яркие образцы моды, но и представления об одежде разных времен юной француженки.

В сфере производства материальных благ женские руки были весьма востребованы и играли значимую роль в европейских и древнерусских городах XII–XV веков с развитием ремесла и, соответственно, торговли.

В таких ремеслах, как ткачество, плетение кружев, золотое шитье, вышивка, естественно, превалировал женский труд. Но до наших дней практически не дошло имён тех, кто занимался этим трудом.

На выставке представлены книги о современных мастерах декоративно-прикладного искусства. Олина Вентцель – один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Мастер, создающий не просто отдельные куклы, а масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни великих людей. Представленная книга знакомит с многообразием её творчества.

Ещё один представитель современного декоративно-прикладного искусства – Елена Пелевина. Тонкое внутреннее чутье вывело Елену на свой неповторимый путь – соединение тенденций современной моды с традициями народного костюма. Не этнографическая реплика, а новое видение, возможность соединить сегодняшний день с глубинными словами русской культуры.

Еще в середине прошлого столетия фотография считалась мужским делом. Женщине, желающей освоить это ремесло, приходилось преодолевать предвзятое отношение, неуважение со стороны коллег, заниженные ожидания. Однако имена Дианы Арбус, Энни Лейбовиц, Евы Арнольд и Маргарет Бурк-Уайт известны каждому любителю фотоискусства. На выставке представлена книга об Александре Павловне Боткиной. Её фотографическое наследие охватывает период с 1891 по 1919 год. Это уникальная летопись эпохи Серебряного века, имеющая большое значение. Фотографии А. Боткиной точно передают атмосферу духовной независимости и дают чувство сопричастности и ощущения эпохи.

Как и в любых других областях классического искусства западного мира, в истории композиторского найдётся бесчисленное множество забытых, но заслуживающих рассказа о себе женщин. Даже сейчас, когда число заметных женщин-композиторов растёт с каждым годом, в сезонные расписания известных оркестров и концертные программы известных исполнителей редко попадают произведения, написанные женщинами. Имена Фанни Хензель-Мендельсон, Клары Шуман, Альмы Малер не стоят в одном ряду с именами своих брата и мужей. От первого дошедшего до нас имени женщины-композиторы Хильдегарды Бингенской, монахини 12 века, Луизы Фарранк, современницы Шумана и Брамса, до современного финского композитора Кайи Саариахо – все они заслуживают права занять своё место в ряду великих композиторов. На выставке представлена книга, знакомящая с творческой биографией Александры Пахмутовой, композитора, песни которой давно стали неотъемлемой частью отечественной истории.

В это сложно поверить, но больше чем за двадцать пять веков существования театра женщины впервые туда проникли лишь в последние пять – да и то с некоторой натяжкой. В Древней Греции и Древнем Риме женщины (за редким исключением) не допускались ни в зрительный амфитеатр, ни на сцену. В Эпоху Возрождения женщины получили право если не играть сами, то хотя бы изредка наслаждаться театральными зрелищами. В Новое Время, когда стало понятно, что без минимального жизнеподобия театру не жить, появились, наконец, профессиональные актрисы – драматические, оперные и балетные, – но управляли театрами по-прежнему сплошь мужчины. На протяжении XX столетия, когда в залах становилось все больше женщин, эта досадная диспозиция практически не менялась. Разве что в мире танца появлялось все больше женщин. Если среди актрис театра и кино можно вспомнить немало талантливых имен, то женщин-режиссеров не так много. «Когда знаменитый кинооператор, отец московской операторской школы Борис Волчек смотрел на свою дочь, он вряд ли мог предположить, что она по значимости в искусстве оставит его далеко позади. Что она станет героиней бесчисленных статей, исследований, теле- и радиопрограмм. Что её узнает весь мир», – так начинается книга Марины Райкиной о режиссере Галине Волчек.

Большую часть выставки занимают книги о представительницах зрелищных видов искусств – актрисах, академических и эстрадных певицах, танцовщицах и балеринах. Среди них Инна Чурикова и Марлен Дитрих, Галина Вишневская и Монтсеррат Кабалье, Алла Пугачева и Эдит Пиаф, Айседора Дункан и Майя Плисецкая.

Цирковое искусство также длительное время находилось под влиянием мужчин. Женщины участвовали в акробатических номерах или в роли ассистенток иллюзионистов. Работа с дикими животными – дело опасное, не всякий мужчина отважится на такой риск. На выставке представлена книга воспоминаний уникальной женщины – первой в отечественной истории женщиной-дрессировщиком Ирины Бугримовой. Начиная свой творческий путь в конце 1930-х годов, молодая дрессировщица вынуждена была двигаться вперёд на ощупь, методом проб и ошибок и, доверяя собственной интуиции, разрабатывать методы дрессуры львов.

Перформанс – одно из самых молодых направлений творчества, подарил миру ещё одно известное женское имя. Книга Марии Антонян «Рецепция Перформанса» знакомит не только с творческой биографией Марины Абрамович, но и на примере её деятельности выстраивает закономерности развития перформативного искусства. Её творческая биография иллюстрирует общий вектор развития жанра, который во многом был задан самой Абрамович. Из маргинальной малоизвестной радикальной художницы, отрицающей современную массовую культуру, она превратилась в одну из признанных мировых знаменитостей, сознательно вступивших на территорию этой культуры. В 2014 году она становится первой в мире перформансисткой, вошедшей в жюри Венецианского кинофестиваля.

Женщины занимались творчеством с древности, но на протяжении долгих веков их игнорировали, исключали, практически вычеркивали из истории искусства. «История искусства представляет собой историю мужчин, глядящих на женщин, историю опредмечивания женских тел, которым придаются экзотические свойства в гробницах произведений искусства», – эта цитата из книги исследовательницы истории искусств Риты Фэлкси открыла дискуссию о феминистских стратегиях в искусстве и эстетике.

Поделиться:
Подбор литературы