ул. Пушкинская, 175А

Италия! Страна надежд великих и преданий

1 июля 2021 - 30 июля 2021
Выставочная зона (1 этаж)

Италия – уникальная страна, в которой переплелись история и современность, различные эпохи и богатое культурное наследие, традиции и самобытность. Памятники старины времен Рима, очаровывающая романтика Венеции, холмистая панорама Тосканы, южные склоны Альп, чудесная природа, солнце, море, воздух – всё это Италия!

К началу XIX века Италия была экономически отсталой и политически раздробленной, обременённой множеством феодальных пережитков аграрной страной. В этих условиях начало набирать силу национально-освободительное движение за объединение Италии. Этот период в истории страны получил название Рисорджименто (от итальянского Risordgimento — возрождение). Видную роль в объединении страны сыграли писатель Джузеппе Мадзини, ставший идеологом движения, видный политик, премьер-министр Сардинского королевства Камилло Кавур и неутомимый революционер и полководец Джузеппе Гарибальди. После ряда революционных событий и военных действий страна была объединена, Италию покинули находившиеся на ее территории австрийские и французские войска. 1 июля 1871 года Рим был официально объявлен столицей Королевства Италия. С этой даты начался отчет истории современного итальянского государства.

Италия всегда привлекала внимание русских путешественников, писателей, поэтов, художников, музыкантов. Культурные связи наших стран восходят к XV веку, когда произошла женитьба Великого князя Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог, жившей в Риме. Из Италии в Россию приезжали архитектор Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор в Московском Кремле, итальянские мастера, Пьетро Солари (башни Кремля), Алевиз Фрязин (укрепления Кремля, Архангельский собор) и другие.

В XVIII столетии устанавливаются дипломатические связи с итальянскими государствами, а в Петербурге творят архитекторы Антонио Ринальди (Мраморный дворец), Доменико Трезини (Петропавловская крепость), Бартоломео Растрелли (Зимний дворец).

С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств в обязательном порядке направлялись на стажировку в Рим. Пейзажист Сильвестр Щедрин, прославившийся своими видами Неаполя, остался в Италии до конца своих дней. Портретист Орест Кипренский удостаивается высокой чести быть представленным своим автопортретом в Галерее Питти во Флоренции. Созданная в Италии картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала сенсацию во всей Европе. В Италии создал свое гениальное полотно «Явление Христа народу» Александр Иванов, трудившийся над ним без малого 30 лет. Во второй половине XIX века в Италии творили Валентин Серов, Илья Репин, Иван Крамской, Михаил Врубель. С Италией связаны судьбы многих великих русских писателей. Н.В. Гоголь девять лет прожил в Италии, в совершенстве владел итальянским и написал там «Мертвые души». Большая часть «Идиота» Федора Достоевского была написана в Италии. Максим Горький жил на острове Капри с 1906 по 1913 год. Италия вдохновляла почти всех поэтов и писателей Серебряного века - Вячеслава Иванова, Александра Блока, Николая Гумилева, Дмитрия Мережковского. Без образов Венеции немыслима поэзия Иосифа Бродского, далеко не случайно избравшего знаменитое венецианское кладбище Сан-Микеле местом своего последнего упокоения.

Одним из зримых выражений интереса отечественной образованной публики второй половины XIX – начала ХХ вв. стали издания отечественных авторов и переводная литература, посвященные этой стране. Исторические исследования открывали отечественному читателю славное прошлое Древнего Рима и итальянских государств, путевые заметки и впечатления представляли ему особенности жизни и быта современных итальянцев, а русские переводы книг современных итальянских ученых и писателей знакомили с культурной средой молодой страны.

На выставке «Италия! Страна надежд великих и преданий» экспонируется свыше 70 изданий конца XIX – начала ХХ века из фондов Донской государственной публичной библиотеки, в том числе:

Издания, посвященные истории Италии

- Зиновьев А. З. Римские древности. Описание общественной и частной жизни древних римлян. (Москва, 1887).

Посмертно изданная работа Алексея Зиновьевича Зиновьева (1801-1884), русского филолога, переводчика, историка, педагога, профессора Демидовского лицея (1830—1846). Алексей Зиновьевич помогал в подготовке к поступлению в пансион М. Ю. Лермонтову, а впоследствии был его преподавателем в течение трех лет;

- Буасье Г. Картины древнеримской жизни: очерки общественного настроения времен цезарей. (СПб, 1896).

Прижизненное издание труда французского историка Гастона Буасье (1823-1908), автора фундаментальных работ по истории древнеримского общества, языческой религии и христианству. Буассье с замечательной яркостью и художественностью рисует в своих книгах картины римской жизни. Все классы римских граждан от императора, аристократов, писателей, художников, до обыкновенных городских обывателей и рабов проходят перед глазами читателя как живые, со своими привычками, страстями и языком;

- Буасье Г. Археологические прогулки по Риму. (Москва, 1915)

Перед читателем предстает ряд ярких, сильных и красочных картин из жизни вечного города эпохи II и III веков. Всесторонняя эрудиция ученого воскрешает прошлое и заставляет говорить немые развалины. Оживает Форум, катакомбы наполняются толпами христиан, встают императоры - мрачный Калигула и доблестный ученый-эллинист Адриан;

- Пио О. Жизнь римских императриц. Картины из жизни римского общества. (СПб., 1896)

Русский перевод работы итальянского исследователя Оскара Пио, посвящен необычной теме: изучить «влияние женщин, как на культуру, так и на падение этого колоссального государства». Как отмечал историк, «Римские императрицы, влияя на своих супругов, отцов, сыновей и братьев, развивали в них не мыслительные способности, а чувственные, впоследствии погубившие страну. Ни одна история не представляет нам столько странных и разнообразных характеров, как римская. Среди славных, поистине героических поступков женщин, встречаются смешные куртизанки или прямо безумные развратницы, вроде Мессалины. Но жизнь римских императриц замечательна тем, что составляет одну историю, ряд последовательных сцен одной и той ж драмы»;

- Ферреро Г. Величие и падение Рима. (Москва, 1915).

Это пятитомный труд выдающегося итальянского историка и публициста Гульемо Ферреро (1871-1942), впервые вышедший в свет в 1902-1907 гг., посвящен гражданским войнам в Риме, которые привели к падению Римской Республики и утверждению в Риме императорского режима Принципата. Повествование отличается напряженным драматизмом, насыщено идеями и сопоставлениями, изобилует блестящими портретными характеристиками (Суллы, Помпея, Красса, Лукулла, Цезаря, Цицерона, Октавиана Августа).

Книга была переведена на все важнейшие европейские языки, русский перевод был подготовлен видным исследователем античности А.А. Захаровым.

На выставке экспонируются том I. «Создание империи» и том II. «Юлий Цезарь»;

- Знойко Н. Д. Последние дни Западной Римской империи (Одесса, 1901) – работа Николая Дмитриевича Знойко (1862 — после 1917) – русского педагога, историка, автора учебников для гимназий;

- Марк Аврелий Наедине с собой. Размышления. (Москва, 1914) - личные афористичные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, сделанные им на греческом языке (койне) в 70-е годы II века во время войны на дунайской границе.

В основу издания положен полный русский перевод труда Марка Аврелия, сделанный историком философии Семеном Мироновичем Роговиным (1885-1938) и вышедший в серии "Памятники мировой литературы" в издательстве М. и С.Сабашниковых в 1914 году в Москве

Сборник пользовался успехом в позднеантичное время, а в XVI веке возродился в европейских философских кругах. Благодаря литературному дарованию Марка Аврелия читатель книги может наблюдать за напряженной работой над собой императора-философа, оного из представителей античного стоицизма;

- Тит Ливий История народа римского. (Москва, 1858) — прославленный труд одного из самых известных римских историков Тита Ливия (59 до н.э – 17 н.э.). Происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима, в которой проповедовал нравственные ценности, в которых он видел залог возрождения Рима. Из 142 созданных им книг полностью сохранились 35. В них помещено множество речей исторических и полулегендарных фигур;

- Степняк С. Джузеппе Гарибальди. Биографический очерк. (СПб., 1906) – лучшая русская дореволюционная биография итальянского национального героя, написанная русским революционером-народником Сергеем Михайловичем Кравчинским (1851-1895), печатавшимся под псевдонимом «С. Степняк». В описании Степняк Гарибальди «дикий наездник пампасов в красной рубахе и высокой калабрийской шапке с широким белым пончо на плечах, с огненно-красными кудрями и с такой же бородой, развевающимися по ветру, прекрасный, как античный Марс. Кто на него взглянет, тот с ума сойдет».

Посетители выставки также познакомятся с путевыми заметками об Италии русских и зарубежных путешественников, побывавших в этой стране:

- Осоргин, М.А. Очерки современной Италии (М., 1913)

Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942) – яркий писатель Серебряного века и русского зарубежья, общественный деятель, журналист, эмигрант, блестящий знаток Италии. Издание стало печатным итогом первой вынужденной десятилетней эмиграции Осоргина, жившего в Италии как политический эмигрант после участия в московском вооруженном восстании 1905 года. Одна из немногих книг Осоргина, изданных в России.

- Муратов П. П. Образы Италии. (Москва, 1917) – прижизненное издание одного из самых ярких искусствоведов Серебряного века Павла Павловича Муратова (1881-1950).

«Образы Италии» – это не путеводитель, это потрясающее повествование, которое читается лучше любого исторического романа. Это размышления эрудированного и тонко чувствующего знатока культуры Италии. И, наконец, это рассказ об удивительной стране, о ее истории и архитектуре, написанный богатым и красочным русским языком;

- Ковалевский П. М. Этюды путешественника. Италия, Швейцария (СПб., 1864) – прижизненное издание очерков русского писателя и мемуариста, художественного критика. По образованию горный инженер, в 1845 г. окончил петербургский Горный институт и в 1847 г. был командирован за границу для усовершенствования в каменно-угольном деле. С 1853 до 1858 г. Ковалевский жил в Швейцарии и Италии и писал статьи, которые в 1864 г. собрал в настоящее издание;

- Скальковский К. А. Путевые впечатления. (1883) - прижизненное издание книги Константина Аполлоновича Скальковского (1843-1906) — русского горного инженера, историка горного дела, административного деятеля и экономиста, писателя-публициста, знатока балета;

- Лозина - Лозинский А. К. Одиночество. Капри и Неаполь (Случайные записи шатуна по свету) (Пг., 1916) – книга впечатлений от поездки в Италию поэта и прозаика Серебряного века, увидевшая свет после трагической смерти автора. Стоявший «вне направлений и групп», Алексей Константинович Лозина-Лозинский (1886-1916) запомнился современникам меланхолическим обликом и оригинальным стилем с мрачновато-развязной бравадой, который он выработал в последние годы своей жизни. Его творчество хвалили Н. С. Гумилев и А. А. Ахматова, в 1912-13 гг. поэт побывал в Италии, где общался с М. Горьким. В ноябре 1916 г. Лозина-Лозинский принял смертельную дозу морфия и, раскрыв том Верлена, вел записи о предсмертном самочувствии до последней минуты сознания. Наследие забытого поэта было переиздано только в 2008 году в связи с интересом к периоду Серебряного века;

- Тэн И. Путешествие по Италии (М., 1913-1916)

Т1: Неаполь и Рим.

Т.2 :Флоренция и Венеция

Настоящее двухтомное издание представляет собой яркие и красочные заметки о путешествии по Италии, которое совершил в 1864 году знаменитый французский искусствовед, философ и писатель Ипполит-Адольф Тэн (1828-1893). Первый том содержит описание путешествия в Неаполь и Рим. Автор передает атмосферу античного мира, его архитектуру и живопись. Второй том посвящен путешествию Тэна в города Центральной и Северной Италии. Повествование строится в оригинальной манере. Автор, как будто бы ведет диалог с анонимным адресатом в Париже, и предназначенные ему заметки служат для заполнения остановок, которыми так изобилует путешествие. По признанию самого Ипполита Тэна, книга не претендует на полноту описания - это всего лишь «дневник, в котором не хватает многих страниц и который носит, прежде всего, личный характер».    

Русские издания трудов итальянских ученых:

- Моссо А. Усталость (СПб., 1893) - прижизненное издание работы Анжело Моссо (1846-1910), итальянского физиолога, профессора Туринского университета. Его исследования послужили толчком для развития инструментальной детекции лжи (полиграфа). Ученый доказал, что в зависимости от величины эмоционального напряжения меняется ряд физиологических показателей. В книге показаны результаты изучения усталости мышц, осуществленного с помощью изобретенного автором прибора - эргографа, описаны изменения, происходящие в работающих органах. Существенную часть книги составляет рассмотрение психологических аспектов усталости, в том числе ее влияния на внимание, память и мышление человека. Изложены результаты наблюдений автора за деятельностью ученых, писателей и политиков;

- Монтегацца П. Искусство быть здоровым (Одесса, 1890) и Монтегацца П. Наследственность (СПб., 1898) - прижизненные издания работ итальянского врача и гигиениста Паоло Мантегацца (1831-1910). В начале XX века труды ученого пользовались неизменным успехом у широких слоев читающей русской публики. Он одним из первых начал объяснять, как правильно пользоваться своим телом, душой и умом для того, чтобы извлекать максимальный эффект из своего бытия без ущерба для себя. До него сочинения такого жанра носили занимательный характер, а Мантегацца попытался подвести строгую научную базу естественных наук под жизнеутверждающую философию. Именно в этом и состоит непреходящая ценность данного сочинения, в котором автор сформулировал принципы новой науки;

- Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство (СПб., 1892) – прижизненное издание русского перевода классической работы знаменитого итальянского психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо (1835-1909), который является родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве (теория о прирождённом преступнике);

- Ломброзо П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль. (СПб., 1910).

Это труд Паолы, дочери Чезаре Ломброзо, в которой она рассматривает темы литературных способностей женщины, красоты, кокетства в разные эпохи у разных народов, подчеркивает нравственные силы женщин;

- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка (М., 1915) – прижизненное издание, один из первых русских переводов работы знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори.

Русские переводы древнеримских и итальянских писателей:

- Квинт Гораций Флакк. Сатиры. (М., 1858) – русский перевод сатир древнеримского поэта, который считается творческой удачей Михаила Александровича Дмитриева (1796-1866), известного переводчика XIX века;

- Апулей Луций. Золотой осел. (М., 1870) – переиздание первого русского перевода романа древнеримского писателя Апулея, который был выполнен   Ермилом Ивановичем Костровым в 1780—1781 годах;

- Данте Алигьери. Божественная комедия. (СПб., 1900) в малоизвестном переводе поэтессы Серебряного века О. Н. Чюминой;

- Петрарка Ф. Избранные сонеты и канцоны (СПб., 1898);

- Д’Аннунцио Г. Собрание сочинений. T VII: Пламя. (СПб., б. г.) – издание популярного в России эпоху Серебряного века итальянского писателя и поэта Габриэле Д’Аннунцио.

- Серао М. Берегись, часовой! (б.г.) – книга итальянской писательницы и журналистки Матильды Серао (1856-1927) греческого происхождения. Критика ставила Серао в один ряд с лучшими итальянскими писателями её времени.

Познакомиться с выставкой воочию приглашаем в библиотеку с 1 по 30 июля 2021 г. (выставочная зона 1 этажа)

Поделиться:
Подбор литературы