ул. Пушкинская, 175А

Летописец русского зарубежья

18 августа 2021 - 20 сентября 2021
Отдел краеведения (2 этаж)

«Летописец русского зарубежья», называется выставка в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотек и посвященная 125-летию со дня рождения и 35-летию со дня смерти Романа Борисовича Гуля, русского писателя, публициста и редактора, журналиста, корреспондента, издателя, историка, критика, мемуариста, общественного деятеля, эмигранта. Сегодня это имя практически забыто, и нам хотелось бы напомнить об огромном наследии Романа Борисовича Гуля – 16 романов и повестей, включая литературные мемуары, не считая многочисленных его статей (а Гуль работал в публицистике с 20-х годов и до последних лет жизни).

Но кроме всего прочего, Роман Борисович - участник Гражданской войны в составе Белого движения. Во время прохождения воинской службы был среди офицеров Первого Кубанского (Ледяного) похода Добровольческой армии, этим страницам его биографии посвящена его книга «Ледяной поход»

Подобно многим русским юношам, братья Гули, Сергей и Роман, мужественно и самоотверженно защищали свое понимание русской свободы и государственности. Здесь важно понять, что это молодое поколение в большинстве своем впитало в себя идею либерально-демократической России, с европейской конституцией и законным правительством, выбранным всенародно: «ехать на Дон и оттуда силой, железом подавлять всеобщий развал и бунт, дабы ввести страну в берега законности, правопорядка и отстоять идею Учредительного Собрания». Эта идея не имела прямого отношение ко Временному правительству, но само Временное правительство всех созывов имело отношение к Учредительному собранию – как временная власть на пути к законной постоянной. Гули не воевали с народом, они воевали против бунтовщиков-большевиков, совершивших незаконный переворот в октябре 17-го, уничтожив возможность развития идей Февраля. Но именно потому Гуль, еще будучи в рядах Белого движения, и разочаровывается в его праведности: Гуля отталкивает насилие по отношению к народу – тому самому народу, ради которого была затеяна Февральская революция. «Я вовсе не вегетарианец. Я сторонник смертной казни за уголовные преступления: за убийства», но Белую Армию, которая сама отдается стихии распутицы, «страсти истребления», которая борется с народом и тем самым с идеей народного выборного законного правительства, Гуль принять не может: «такая Белая армия победить не может. Ибо она лишена духа народного восстания». Гуль процитирует В. В. Шульгина о мерзостях гражданской войны, отодвинувшей «нас на несколько веков назад». И – заключит: «Вот из этих «нескольких веков назад» я и вырвался», в гражданской войне «для себя места не нашел и искать не хочу».
И его книга о этих событиях - «Ледяной поход» - замечательна своей пронзительной, предельной честностью. Если характеризовать книгу коротко – она о том, как искренний молодой человек пошёл в Белую армию, «ведь она народная армия, армия возрождения, горящая одной страстью: счастье родины, счастье народа русского, она почти не встретит сопротивления», и… воочию убедился, что «народ не с нами, народ против нас».
К слову, это один из главных мотивов воспоминаний белогвардейцев. Он присутствует даже в насквозь пропагандистской белогвардейской печати периода Гражданской войны. – Народ не с нами, народ против нас.
Но в отличии от основной массы участников Добровольческой армии, для Романа Борисовича Ледяной поход стал единственной военной страницей в его биографии. Гражданская война в самом ее неприглядном виде, с грабежами, террором, скорым судом и убийствами отвратила его от участия в военных действиях навсегда.

Первой книге писателя, события которой разворачиваются в основном на территории Области войска Донского, отдан первый раздел выставки. Мы видим, что сегодня рассказ или исследование о событиях первых дней Гражданской войны на Дону практически никогда не обходятся без цитирования книги Р. Гуля, а также можем оценить, в каком количестве и разнообразии изданий приводятся отрывки этой книги.

Жителям Дона эта книга интересна тем, что почти каждая глава звучит для нас знакомыми названиями: «С фронта до Ростова», «На Дон», «Новочеркасск», «На вокзале», «На Новочеркасском фронте», «Сулин», «Хопры», «Чалтырь», «Последний день Ростова». Книга посвящена горячо любимой матери, которая совершила свой материнский подвиг во имя любви к своим сыновьям.
Книга «Ледяной поход», увидевшая свет в 1921 году, открыла русскому миру имя нового писателя, главная тема творчества которого – свобода. Тема свободы проходит скрепляющей нитью через все наследие этого известного русского писателя, публициста и общественного деятеля, многолетнего главного редактора старейшего эмигрантского литературно-политического издания «Новый Журнал».

Так или иначе, Гуль касался темы и в «Ледяном походе», первом своем романе, увидевшем свет в 1921 году, и в повести «В рассеяньи сущие» (1923), и уж тем более в романах «Генерал БО» (о Борисе Савинкове), «Скиф» (позднее выходившем под названием «Бакунин») и «Азеф». Часть названных книг представлена на выставке, о некоторых из них можно прочитать в материалах, представленных здесь.

Тема свободы легла в фундамент и его мемуарной трилогии «Я унес Россию. Апология эмиграции».
«Я унес Россию», - назвал свою книгу воспоминаний Роман Борисович Гуль (1896-1986) — русский эмигрантский писатель, публицист, критик, мемуарист, общественный деятель, много сделавший для развития русской литературы за рубежом.

«Какой-то большой якобинец (кажется, Дантон), будучи у власти, сказал о французских эмигрантах: “Родину нельзя унести на подошвах сапог”. Это было сказано верно. Но только о тех, у кого кроме подошв ничего нет. Многие французские эмигранты — Шатобриан, герцог Энгиенский, Ришелье и другие, у кого была память сердца и души, сумели унести Францию. И я унес Россию. Так же, как и многие мои соотечественники, у кого Россия жила в памяти души и сердца. Отсюда и название этих моих предсмертных воспоминаний— “Я унес Россию”», - так писал Роман Борисович Гуль (1896-1986)— русский эмигрантский писатель, публицист, критик, мемуарист, общественный деятель во вступлении к первому тому воспоминаний «Я унес Россию».

Это его итоговый труд, уникальное по насыщенности и всеохватности произведение, единственная в своем роде энциклопедия русской эмиграции. На страницах трилогии прослеживается несколько десятилетий жизни эмиграции, прошедшей под девизом «Мы не в изгнании, мы в послании».

Том I. Россия в Германии включает разноплановые новеллы, не связанные общим стилистическим единством. В книге много портретных зарисовок, в которых автор пишет о своих современниках – литераторах, участниках Белого движения, общественных деятелях и политиках, рассказывает о эмигрантских организациях и издаваемых журналах. Большей частью записи охватывают берлинский период жизни Р. Б. Гуля, начавшийся в в лагере Гельмштедт (провинция Брауншвейг) в 1919 году и завершившийся в 1933 году в уже фашистской Германии в концлагере Ораниенбург, что описано автором в книге "Ораниенбург. Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере", изданной уже в Париже в 1937 году

Том II. Россия во Франции, охватывает жизнь героя с 1933 по 1950 годы и рассказывает о необходимости вживаться в новую среду и трудностях, связанных с переездом из Германии во Францию членов семьи, остающихся в Германии: матери и семьи брата. В книге много портретных зарисовок, посвященных современникам-эмигрантам, продолжен рассказ об эмигрантских организациях, учебных заведениях, издательствах и журналах. Записи охватывают парижский период жизни писателя.

Том III. Россия в Америке.

«С 1950 года я живу в Америке. Ни одну страну, где я жил в эмиграции, я не любил так, как Америку. И природу, и людей, и стиль жизни, и настоящую свободу человека, которой здесь, пожалуй, даже чересчур много. В Нью-Йорке я продолжал издавать журнал "Народная Правда". Потом стал секретарем редакции "Нового Журнала". О нем обычно говорят, что это лучший рус-ский журнал не только за рубежом, но и во всем мире, потому что советские коммунистические журналы продолжают оставаться несвободными».
Книга охватывает период жизни писателя в США, но значительная часть остается посвященной французскому периоду. Также как и в первом–втором томах, много портретных зарисовок, посвященных современникам-эмигрантам – общественным и политическим деятелям (Мельгунову, Николаевскому, Валентинову, Кравченко и др.).

Можно сказать, это мемуары счастливого человека, который преодолев все удары судьбы, смог в конце жизни написать о себе:

«Только когда я думаю о своем пути от пензенского именья, от дедовского дома в Керенске до Нью-Йорка, у меня кружится голова. И все ж, несмотря ни на что, считаю свою жизнь счастливой и - если бы было можно - повторил бы ее сначала, от первого до последнего дня».

Поделиться:
Подбор литературы