ул. Пушкинская, 175А

Лихачёв Д.С. – хранитель русской культурыуре

28 ноября 2021 - 18 декабря 2021
Универсальный читальный зал (3 этаж)

Цикл книжных выставок «Наука в фокусе: избранные имена» в универсальном читальном зале продолжается выставкой «Д. С. Лихачёв - хранитель русской культуры», приуроченной к 115-летию со дня рождения ученого-литературоведа, общественного деятеля, академика Российской Академии Наук.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева.

В 1914-1917 годах Дмитрий Лихачев учился сначала в гимназии императорского человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1923 году он поступил в Ленинградский государственный университет (ЛГУ) на факультет общественных наук на отделение языкознания и литературы, где он учился одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской.

В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук» и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.

С ноября 1928 года по август 1932 года Дмитрий Сергеевич отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения, который в своих мемуарах он назовёт «главным университетом» своей жизни. В дальнейшем академик считал, что именно Соловки дали ему новое знание жизни. Время, проведённое в лагере, не сломило его. После возвращения в Ленинград он получил высшее образование, добился обнуления судимостей, после чего полностью погрузился в науку.

Свой путь в науке Д. С. Лихачев начал в 1934 г. с должности ученого корректора в Издательстве Академии наук.

В 1938 году его приглашают в Отдел древнерусской литературы Пушкинского дома на должность младшего научного сотрудника. В 1941 году он защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века», а в 1947 году - на степень доктора филологических наук на тему «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI вв».

В 1953 году Дмитрий Сергеевич был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. С 1954 года и до конца жизни возглавлял Сектор древнерусской литературы Пушкинского дома.

Главной темой Лихачёва-учёного стала древнерусская литература. Он нашел свой путь в изучении летописания. Более того, впервые рассмотрел всю историю русского летописания как историю литературного жанра. В 1950 году под его научным руководством были подготовлены к изданию в серии «Литературное наследие» «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», представленные на выставке.

Здесь же можно ознакомиться с серией монографических исследований, многочисленных статей и научно-популярных изданий, посвящённых «Слову о полку Игореве», среди которых: «Исследования «Слова о полку Игореве», «Новгородские черты в «Слове о полку Игореве», «Каким был автор «Слова о полку Игореве», «Художественное единство «Слова о полку Игореве», «Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» и др. В них учёный осветил ранее неизвестные особенности великого памятника, наиболее полно и глубоко раскрыл вопрос о связи «Слова» с культурой его времени.

Вниманию читателей предложены основные научные труды Дмитрия Сергеевича Лихачева. В книге «Возникновение русской литературы» автор впервые поднимает вопрос об исторических предпосылках самого возникновения литературы в обстановке раннефеодального древнерусского государства. Учёный показывает внутренние потребности, определявшие зарождение и развитие литературы, вскрывает ее самостоятельность и высокий уровень изложения, обусловленный развитием устной поэзии. Определяя своеобразные черты литературы древнерусской народности. Он справедливо оценивает тот вклад, какой внесли в ее развитие произведения византийской и болгарской литературы, усвоенные в южнославянских и русских переводах.

В коллективном труде «История русской литературы» Дмитрий Сергеевич опубликовал очерк истории литературы домонгольского периода и написал "Введение" и "Заключение" к разделу первого тома, посвященному литературе Х - XVII вв.

Три капитальных труда Д. С. Лихачева: «Человек в литературе Древней Руси», «Текстология (на материале русской литературы X-XVII вв).», «Поэтика древнерусской литературы», вышедшие в пределах одного десятилетия, тесно связаны между собой, представляют своего рода триптих.

В монографии «Человек в литературе Древней Руси» впервые изучено художественное видение человека в древнерусской литературе, а также описаны художественные методы и стили изображения, изменявшиеся в зависимости от исторической эпохи и жанра.

Лихачев сделал важное научно открытие: он обнаружил, что перелом в изображении человека наступил вместе с кризисом средневекового способа описания человека, наступившего в начале XVII в. Литература впервые открывала для себя образ и тему «маленького человека».

Книга «Человек в литературе Древней Руси» посвящена человеку как объекту литературного творчества, а в «Текстологии» человек выступает уже как субъект - творец литературного процесса.

Д. С. Лихачев определяет направление текстологической работы: «Человек – его интересы, психология, образование, склонности, идеология, а за человеком – общество должны … стоять в центре интересов текстолога».

«Текстология (на материале русской литературы X-XVII вв.)» произвела настоящую революцию в современном литературоведении, причем не только в сфере отечественной медиевистики, но и в теоретико-литературной области, поскольку лихачевское учение об истории создания текста как о «ключе» к интерпретации его содержания стало одним из первых образцов семиотического мышления в литературоведении.

Книга «Поэтика древнерусской литературы» удостоена Государственной премии СССР в 1969 году. Монографию Лихачева отличает широта диапазона рассматриваемых явлений и стройность композиции. Это позволило автору связать самые далекие явления художественной жизни - от особенностей стилистической симметрии в памятниках переводной литературы Киевской Руси до проблем поэтики времени в творчестве Гончарова или Достоевского.

Такая сложная композиция книги обусловлена постоянно развиваемой автором концепцией единства русской литературы. В «Поэтике древнерусской литературы» он опровергает взгляд на «евразийскую» природу русской культуры. Разрабатывает революционное для того времени понятие «хронотопа», которое легло в основу современного изучения отражения временных категорий мышления в искусстве и культуре.

Дмитрий Сергеевич всегда стремился к тому, чтобы достижения научной мысли становились достоянием самых широких читательских кругов. Помимо популярных изданий «Слова о полку Игореве», он публикует книгу очерков о классических произведениях литературы Древней Руси – «Великое наследие».

Ученый был инициатором и участником монументальной серии «Памятники литературы Древней Руси» в 12 томах, выходившей с 1978 года в издательстве «Художественная литература» и получившей в 1993 году Государственную премию Российской Федерации. На выставке представлены отдельные тома памятников литературы феодальной раздробленности (XII в.) и эпохи татаро-монгольского нашествия (XIII в.).

Умение связать воедино различные сферы культуры и объяснить их исходя из общих эстетических концепций времени, привело Дмитрия Сергеевича к новой теме - поэтике садово-паркового искусства. В 1982 г. выходит его оригинальная по замыслу книга «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», основанная на материалах по истории садов и парков в России и Западной Европе от средневековья и до начала нашего века.

Дмитрий Лихачев придавал огромное значение гуманитарным наукам, их огромной роли в воспитании патриотизма. Он выдвинул особое понятие – «экология культуры», поставил задачу бережного сохранения человеком среды, созданной «культурой его предков и им самим».

Дмитрий Сергеевич больше всего думал о России, о родной земле и родном народе. Этой заботе об экологии культуры в значительной мере посвящен цикл его статей, вошедших в книгу «Заметки о русском». К этой же проблематике Лихачев неоднократно обращался в своих выступлениях по радио и телевидению; ряд его статей в газетах и журналах остро и нелицеприятно поднимал вопросы охраны памятников старины, их реставрации, уважительного отношения к истории отечественной культуры.

О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачёва, обращенных к молодежи. Этой теме посвящены в значительной своей части его книги «Земля родная» и «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению.

Науку и культурные ценности творят люди. Благодарная память о них не должна предаваться забвению. Дмитрий Сергеевич создал целую серию очерков о своих старших товарищах - выдающихся ученых В. П. Адриановой-Перетц, В. М. Жирмунском, П. Н Беркове, И. П. Еремине, Н. И. Конраде, Н. К. Гудзии, Б. А. Романове и др. Это не только воспоминания мемуарного характера, но и очерки истории науки. К этим воспоминаниям об ученых примыкает подборка афоризмов и суждений, названных автором «Мысли о науке». Очерки и афоризмы о науке и людях, служащих ей, вошли в книгу «Прошлое – будущему».

В последнем прижизненном сборнике «Раздумья о России», представленном на выставке, Д. С. Лихачев объединил работы, посвященные наиболее актуальным, с его точки зрения, проблемам: истории культуры России, ее месту в истории мировой цивилизации, мифам о ней, ее национальным особенностям и наиболее характерным чертам. В этой связи в сборник были включены работы об интеллигенции и ее роли в сохранении культуры, а также размышления о принципах реставрации историко-культурных памятников. В приложение включены наиболее яркие выступления Дмитрия Сергеевича в защиту памятников культуры.

Огромен его вклад в различные области научного знания - литературоведение, историю искусства, историю культуры, методологию науки.

Многое для развития науки учёный сделал своей преподавательской и научно-организационной деятельностью. С 1946 по 1953 годы Дмитрий Сергеевич преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета, где вел спецкурсы – «История русского летописания», «Палеография», «История культуры древней Руси» и спецсеминар по источниковедению.

Всё творчество выдающегося учёного пронизано любовью к России, русской культуре, её уникальным достижениям и её творцам.

Поделиться:
Подбор литературы