ул. Пушкинская, 175А

Описание коронации Императрицы Анны Иоанновны

27 ноября 2021 - 27 ноября 2021
Обзорная информация

Коронация в России – публичный торжественный ритуал возведения на престол самодержца. Это сложный обряд со строго установленной церемониальной последовательностью, который состоял из принятия монархом символов власти и официально закреплял за ним права на царствование. Венчание на царство и коронация – это были самые важные церемонии в дореволюционной России. Традиционно они проходили в Москве даже после того, как она перестала быть столицей.

Акт венчания на царство символизировал сакральность особы государя как наместника Бога на земле. Впервые этот обряд на Руси был введен Иваном III. Этому правителю, освободившему государство от монгольской зависимости и объединившему земли вокруг Москвы, необходим был новый, более престижный статус. Скромные церемонии, которые ранее проводились русскими князьями, его не устраивали. Церемониал посвящения в верховные «самовластители» был заимствован из Византии. На русской почве он претерпел ряд изменений. Отличительной чертой венчания на царство являлось сочетание светских и церковных обрядов, характерных для придворного церемониала, восхождение на царство нового правителя сопровождалось народными гуляниями.

Традиции венчания на царство, которые были заложены при Рюриковичах, практически не изменились и с приходом новой династии Романовых и в главных чертах удержались до конца XVII в. Уже вначале XVIII столетия этот сложный ритуал претерпел ряд серьезных изменений. После триумфа в Северной войне Петр I принимает титул императора в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Венчание на царство было заменено коронацией. Петр Великий со свойственной ему тягой к переменам идет дальше: впервые в истории России правитель короновал свою супругу Екатерину Первую. С тех пор на коронациях царственных супругов неизменно присутствовали их жены.

 Усиление императорской власти во всех сферах российского общества и активное развитие кни­го­из­да­тель­ско­го дела обу­сло­ви­ло по­яв­ле­ние це­ло­го ком­плек­са ко­ро­на­ци­он­ных из­да­ний, которые выпускались государственными учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга. Такие альбомы выходили, как правило, ограниченным тиражом. Их было принято дарить членам русской императорской фамилии, а также членам правящих династий дружественных Российской империи держав. В связи с этим некоторые экземпляры альбома издавались на иностранных языках.

Вся церемония священного коронования призвана была поразить представителей иностранных держав и депутаций роскошью и блеском; богатство оформления коронационного альбома служило той же цели. Над созданием этих изданий и иллюстраций к ним работали известнейшие художники, граверы и ти­по­гра­фы сво­е­го вре­ме­ни.

Одним из первых роскошно иллюстрированных коронационных альбомов стал «Описание коронации ея величества императрицы, и самодержицы всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году» (Москва, 1730). Анна Иоанновна (1693 – 1740), русская императрица из династии Романовых (племянница Петра I, дочь его брата и соправителя царя Иоанна Алексеевича). Правила Россией с 1730 по 1740 годы. 15 февраля 1730 года Анна Иоанновна въехала в Москву, а 28 апреля была торжественно коронована в Успенском соборе. Коронация императрицы, поразила современников грандиозной пышностью, хотя подготовка к ней велась в крайне сжатые сроки.

 «Описание коронации Ея Величества Императрицы и Самодержицы всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году» было издано на двух языках. Русское издание датировано 1730 г., отпечатано в Москве в типографии при Сенате, имеет фронтиспис — императорский портрет и 14 (иногда 15) листов иллюстраций. В немецкое издание, датированное 1731 г. и отпечатанное в Санкт-Петербурге, были добавлены две гравированные заставки.

Работа над русским изданием про­должалась около полугода, книга увидела свет в конце октя­бря 1730 года. По срав­нению с описанием коронации Екатерины I, подготовленным человеком с явным литера­турным дарованием, сборник, посвящённый Анне Иоанновне, заметно уступал в красотах стиля и полноте информации. Его содержа­ние скорее напоминает официальный отчёт о проходивших церемониях и празднествах. Но зато «Описание коронации Анны Иоанновны» трудно переоценить с точки зрения подготовленных иллюстраций. Здесь запечат­лены и коронование в Успенском соборе, и обед в Грановитой палате, и фейерверки, сопрово­ждавшие праздничные торжества и многое, многое другое.

Подготовка издания была поручена выдающемуся ученому и государственному деятелю В. Н. Татищеву (1686-1750) и не случайно. Во время самой коронации Татищев, будучи в чине статского советника, испол­нял должность обер-церемониймейстера. Он в деталях знал все подробности состоявшегося обряда (этапы коронации, место действия, участников шествий, расположение людей, внешний вид коронационных регалий и пр.). Также он был хорошо знаком с представленным в Сенат текстом описания церемонии, содержащим ссылки на соответствующие иллюстрации, которые было необходимо подготовить.

По именному указу Анны Иоанновны текст «Описания коронации» на русском языке было решено напечатать в Москве, а чертежи-рисунки гравировать в Санкт-Петербурге в Академии наук. На тот период в Академии наук работала самая крупная типография в России, способная напечатать любое издание не только на русском, но и на многих иностранных языках. В академических художественных мастерских работали искусные граверы (мастер портретного жанра — Х. А. Вортман, гравер проспектов О. Эллигер, резчик литер и карт — Г. И. Унферцагт), а также известные художники, вокруг которых постепенно сформировался круг талантливых учеников. Таким образом, в Академии существовали все необходимые условия для подготовки гравированных иллюстраций. Контролировал работу по подготовке гравюр И. Д. Шумахер (1690 – 1761) – деятель русской науки, секретарь медицинской канцелярии, директор Петербургской библиотеки Академии наук.

В архивах сохранилась достаточно подробная переписка между Татищевым и Шумахером, которая содержит сведения о постоянных трудностях, возникавших в процессе работы над изданием, но все эти трудности удалось преодолеть.

Книга форматная. Титульный лист издания достаточно прост, хотя шрифт очень тонок и декоративен. Заглавие состоит из семи строк с хорошо выделенными основными словами – «Описание коронации… Анны Иоанновны». В конце большинства строк стоят запятые.

Фронти­спис издания украсил замечательный портрет императрицы, гравированный Х. А. Вортманом с оригинала Л. Каравака. Императрица изображена на фоне дворцового интерьера в классической церемониальной позе: в полный рост, пышном парадном платье и короне, на плечи накинута мантия со шлейфом. В правой руке она держит скипетр, левой касается державы, лежащей на подушке на столе. Любопытна история создания фронтисписа. Первый вариант портрета работы О. Эллигера не удовлетворил императрицу, так как оказался «нимало не сходен» и был заменен другим, гравированным резцом и пунктиром Х.А. Вортманом с оригинала Л. Каравака.

На первых страницах документа опубликован Манифест 16 марта 1730 г. об установлении дня коронации и о подробной подготовке к ней.

Особое внимание, внутри альбома, привлекают большие, складные иллюстрации: торжественное шествие в Успенский собор и коронация. Интересно, что там, где фигуры достаточно малы, императрица хорошо заметна, она как бы выдвинута на первый план среди множества окружающих ее людей. Изображения участников торжества, находящихся на площади и в соборе, обозначены номерами, а ниже названы их имена и титулы. На одной из гравюр альбома представлена корона Анны Иоанновны. Мастерство гравера позволило ему одними черными штрихами передать блеск огромного количества драгоценных камней.

Альбом – настоящий шедевр русского книжного искусства XVIII столетия. По мнению известного библиографа и антиквара Н.С. Соловьева ««Описание коронации Императрицы Анны Иоанновны» по богатству иллюстраций и по качеству их может быть поставлено наряду с лучшими заграничными изданиями этого рода».    

Предполагается, что тираж издания составил 1200 экземпляров, 50 из них – с раскрашенными от руки гравюрами. Этот фолиант важен ещё и как родоначальник иллюстрированных коронационных сборников, традиция издания которых закончилась только вместе с Россий­ской империей. Сегодня церемониальные альбомы представляют собой книжные памятники национального значения.

Историко-культурная ценность коронационных альбомов, в первую очередь, обусловлена тем огромным значением, которое имел акт коронации для российской государственной власти и общества, а также их неоспоримыми художественными достоинствами. В наши дни коронационные издания – большая библиографическая редкость.

В фондах Донской государственной публичной библиотеки представлено два экземпляра «Описания коронации Императрицы Анны Иоанновны», один из которых не полный (отсутствуют некоторые иллюстрации, в том числе и фронтиспис). На свободном листе форзаца другого экземпляров владельческая запись чернилами «Ex libris Протоирея Шпаковского 1892 г.». Оба документа в составных переплетах: кожаные корешок и уголки крышек переплета и бумажные крышки переплета.

Поделиться:
Подбор литературы