ул. Пушкинская, 175А

Отец раскола: к 400-летию протопопа Аввакума

20 ноября 2020 - 12 декабря 2020
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Аввакум Петров (20.11.1620 – 14.04.1682) – протопоп, крупнейший деятель старообрядчества, писатель и публицист. Перу протопопа Аввакума принадлежит более 80-ти сочинений (некоторые из них до нас не дошли), написанных в самых различных жанрах: жития, письма, и беседы, проповеди, толкования, нравоучения, челобитные и др. Чрезвычайно разнообразное по тематике творческое наследие Аввакума отличается яркостью и жизненной достоверностью, необычайной страстностью и темпераментностью, широкой эрудицией и тонкостью наблюдений в изображении характеров и ситуаций.

Оно наполнено живой разговорной речью, сочетающейся с образцами древнерусского красноречия. Творчество Аввакума оставило заметный след в русской литературе и культуре XIX–XX вв. Его сочинения – в первую очередь знаменитое «Житие» – переведены на многие языки мира.

Аввакум родился в семье священника Борисоглебской церкви села Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда. Отца Аввакум потерял рано и воспитывался богомольной матерью Марией (в иночестве – Марфа). В 1638 году по настоянию матери, Аввакум женился на дочери местного кузнеца, Анастасии Марковне, ставшей на всю жизнь его верной спутницей; в браке у них родилось пятеро сыновей и три дочери.

Переехав в село Лопатцы того же уезда, в 1642 году Аввакум был рукоположен в диакона, а в 1644 году – в священника. Летом 1647 года Аввакум вместе с семьей был вынужден бежать от преследований критикуемого им местного «начальника» в Москву, где нашел поддержку у царского духовника протопопа Стефана Вонифатьева, поборника благочестия, после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатицах. С этого времени Аввакум начал поддерживать активные контакты с московским «кружком ревнителей благочестия» и последовательно осуществлять их планы исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями, вызывая всеобщее недовольство.

В мае 1652 года, спасаясь бегством от разъярённой толпы прихожан, Аввакум вновь направляется в Москву: там он получил назначение в город Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопы. На новом месте Аввакум своими требованиями также восстановил против себя мирян и духовенство, и всего через 8 недель был жестоко избит толпой и бежал в Москву. Там он стал служить в Казанском соборе, протопопом которого был его покровитель, глава «ревнителей благочестия» Иоанн Неронов. Он представил Аввакума царю Алексею Михайловичу.

В связи с расширившимся после 1564 г. книгопечатанием протопоп Аввакум был привлечен к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом Патриархом Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652 г., после смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было патриархом Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были отстранены. Были вызваны на Русь киевские и греческие справщики, к которым возникло недоверие из-за подозрений в зараженности латинской ересью. Никон же, не владея греческим языком, полностью доверял грекам и требовал от всех беспрекословного послушания.

Новый порядок исправления книг вызвал протест со стороны приверженцев неприкосновенности обряда, которые стали видеть в деятельности Никона скрытое посягательство на чистоту древней веры и благочестия. Оказавшись в самой гуще событий, связанных с проводимой патриархом церковной реформой, Аввакум, после ареста Ивана Неронова, возглавил староверческую оппозицию. Вместе с костромским протопопом Даниилом он пишет челобитную царю (несохранившуюся), где просит за своего покровителя, провожает Неронова в ссылку, проповедует с паперти Казанского собора и демонстративно переносит службу в знак протеста в «сушило» (помещение для просушивания путём проветривания) во дворе Неронова. Там вместе с единомышленниками 13 августа 1653 года Аввакума арестовывают и в цепях заключают в Андроников монастырь.

От расстрижения Аввакума спасло заступничество царя, однако после всех событий он был сослан с семьёй в Тобольск, затем – переведён в Енисейск, а позже – отдан под начало воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская область). Шесть лет провел Аввакум в скитаниях по Даурской земле, вплоть до Нерчинска, Шилки и Амура, причём за обличения действий воеводы неоднократно подвергался наказаниям. В эти годы от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. В ответ на активное сопротивление Аввакума и его соратников Собор 1656 года предал анафеме и проклял всех неповинующихся церкви последователей двуперстия, что усугубило конфликт между старообрядцами и сторонниками никоновской реформы.

В 1658 году отношения Алексея Михайловича и Патриарха Никона стали конфликтными, и в 1661 году царь разрешил Аввакуму вернуться в Москву, возможно, надеясь привлечь его на свою сторону. Возвращение через всю Сибирь затянулось до 1663 года; в Москве Аввакуму сулили должность справщика на Печатном дворе и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради «сладости века сего и телесныя радости». Он спорил с царским духовником Лукьяном Кирилловым, видными царедворцами и архиереями «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф. П. Морозовой, ее сестры княгини Е. П. Урусовой и многих других московских «старолюбцев». Через год за эту деятельность, а также вследствие челобитной, поданной Царю, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, Аввакум был сослан в Мезень, где пробыл около полутора лет.

В конце 1665 – начале 1666 года в связи с подготовкой к Московскому церковному Собору по избранию нового Патриарха начались аресты староверческой оппозиции. 1 марта 1666 года Аввакум был привезён в Москву, где попытались заставить отказаться от противостояния: Никон был осужден, объявлен простым монахом и отправлен в ссылку в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, к тому же многие архиереи пришли на Соборе к мнению, что, утверждая «новый обряд», не следует объявлять еретическим старый, так как разногласия несущественны. Но Аввакум вместе с единомышленниками остался непреклонен в отвержении «нового обряда», и после бурной полемики 13 мая 1666 года Аввакум и его единомышленники, дьякон Фёдор Иванов и суздальский иерей Никита Добрынин, были лишены сана и преданы церковному проклятию (анафеме) в Успенском соборе. Их, закованных в цепи, поместили в Никольский Угрешский монастырь, где 2 июня Фёдор и Никита раскаялись и подписали требуемые от них грамоты. Аввакум остался непреклонен и был переведен в тюрьму Пафнутиева Боровского монастыря.

Новый Собор 1667 года был более жестоким: он объявил старый обряд еретическим и решил наказать еретиков гражданскими казнями, – чем и закрепил раскол официально, вынес приговор «расколоучителям» Аввакуму, попу Лазарю и соловецкому иноку Епифанию – ссылка в Пустозерский острог на Печоре, в «место тундрявое, студёное и безлесное», причем Лазарю и Епифанию урезали языки.

Первое время они еще имели возможность достаточно свободно общаться между собой, а также поддерживать связи с внешним миром. Лишённые литературы, необходимой для работы, Аввакум и его соузники тем не менее продолжали в своих писаниях разоблачать «никонианские» нововведения. Через верных людей их сочинения передавались на Мезень (где в ссылке находилась семья Аввакума), а оттуда – в Москву, в Соловецкий монастырь и в другие места (сочинения эти активно переписывались старообрядцами). В посланной тогда же челобитной на имя царя Алексея Михайловича Аввакум писал, что их напрасно отлучили от Церкви и назвали еретиками, ибо в таком случае подобной же участи заслуживают и все бывшие ранее русские иерархи и Государи, державшиеся старых обрядов.

В 1670 году началась новая волна репрессий в отношении приверженцев дониконовских обрядов. В марте на Мезени были повешены ученики Аввакума Фёдор Юродивый и Лука Лаврентьевич (сыновей Аввакума Ивана и Прокопия также приговорили к повешению, но они «повинились» и были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму). 14 апреля того же года состоялась вторая «казнь» пустозерских «тюремных сидельцев» (Лазарю, Фёдору Иванову и Епифанию вторично резали языки и рубили правые руки), Аввакума же было указано «вместо смертной казни» держать в тюрьме на хлебе и воде.

В 1676 году, в связи с челобитной Аввакума уже другому царю, Фёдору Алексеевичу, очень резкой и оскорбительной по тону, протопопа и его соратников было решено перевести в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри, однако перевод не состоялся. События 8 января 1681 года, в день Богоявления, когда московские старообрядцы «бесстыдно и воровски метали свитки богохульные и царскому достоинству бесчестные» и в соборных церквях церковные ризы «и гробы царские дёгтем марали… наущением того же расколоучителя и слепого вождя своего» Аввакума, определили дальнейшую судьбу протопопа и его соузников.

8 февраля 1682 года Фёдор Алексеевич получил санкцию духовного собора поступать с раскольниками «по государеву усмотрению». В Пустозерск был направлен капитан стрелецкого полка И. С. Лешуков, который провёл спешный сыск по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства. А 14 апреля 1682 года Аввакум, Лазарь, Епифаний и Фёдор были сожжены на костре «за великие на царский дом хулы».

На выставке вниманию гостей библиотеки будут представлены различные документы, посвящённые личности протопопа Аввакума. Среди экспонатов:

Шашков А. Т. Аввакум Петров // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 : (XVII в.). Ч. 1 : А – З / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1992. С. 16-30.

«Словарь книжников и книжности Древней Руси» – энциклопедический словарь, содержащий статьи о русских литературных произведениях, их авторах и других книжниках XI-XVII веков, выпущенный издательством «Наука» в 1987-2017 годах. Представляет собой результат многолетней работы по систематизации знаний о допетровской книжной культуре Руси.

Анатолий Тимофеевич Шашков (1953-2007) – советский и российский историк, специалист по Средневековью и Новому времени Урала, профессор Уральского государственного университета, специалист по истории старообрядчества, древнерусской литературы и книжности, автор более 250 научных и учебно-методических работ, в том числе статей в изданиях энциклопедического и справочного характера.

Мякотин В. А. Протопоп Аввакум : его жизнь и деятельность : биографический очерк : без портрета Аввакума, которого нигде нельзя достать. Санкт-Петербург : Тип. Т-ва «Обществ. польза», 1894 (обл. 1893). 160 с. (Жизнь замечат. людей : биогр. б-ка Ф. Павленкова).

Биографические очерки, изданные в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Флорентием Фёдоровичем Павленковым (1839-1900), были написаны в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования. Очерки писались «для простых людей», для российской провинции, и потому могли быть доступны самой широкой читательской аудитории.

Венедикт Александрович Мякотин (1867-1937) – русский историк, писатель и политик. Для серии «Жизнь замечательных людей» Ф. Ф. Павленкова Мякотин написал биографии Адама Мицкевича (СПб., 1891) и протопопа Аввакума (СПб., 1893).

Главным источником при составлении биографического очерка об Аввакуме для Мякотина послужили собственные сочинения протопопа, напечатанные Н. Субботиным в издании «Материалы для истории раскола за первое время его существования». В свой очерк Мякотин включил самые важные и характерные стороны жизни Аввакума, в том числе – её идейное содержание, представляющее собой яркую страницу из истории умственного движения в Московской Руси XVII-го века. Мякотин также уделил особое внимание уяснению характера и развития идей самого церковного раскола.

Кизеветтер А. А. Протопоп Аввакум. Ростов-на-Дону : Изд. Н. Парамонова «Донская речь», ценз. 1905. 28 с.

Александр Александрович Кизеветтер (1866-1933) – русский историк, публицист, политический деятель. Был председателем Русского исторического общества в 1932-1933 годах.

Очерк Кизеветтера «Протопоп Аввакум» в большей степени посвящён анализу состояния русского общества середины XVII века, идейным и модным веяниям, царившим тогда и определившим во многом трагическую судьбу Аввакума и его соратников. Живым, ярким языком Александр Александрович излагает основные вехи жизни Аввакума, отмечая его необычайную духовную силу, принципиальность, верность своим идеалам. Кизеветтер заканчивает очерк так: «Жалостью сжимается сердце, когда подумаешь, сколько богатых, поистине богатырских, душевных сил целиком было растрачено на борьбу за пустые формы и обряды, в которых видели какой-то таинственный оплот национальной самостоятельности. Но это сожаление соединяется с почтительным удивлением перед мужественной стойкостью и страстным одушевлением людей, которые умели превращать жизнь в сплошной идейный подвиг и смело идти на смерть за свои убеждения».

Бороздин А. К. Протопоп Аввакум : очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. Изд. 2-е, доп. и испр. Санкт-Петербург : Изд. А. С. Суворина, 1900.XIX, [1], 319, [1], 175 с.

Александр Корнилович Бороздин (1863-1918) – русский литературовед и историк литературы, масон, мемуарист.

На рубеже XIX и XX веков Бороздин был одним из самых компетентных исследователей в области истории раскола и сектантства. В своей монографии «Протопоп Аввакум : очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в.» (1-е издание вышло в 1898) он не только подробно описывает жизнь и труды главного расколоучителя, но и дает общую характеристику раскола, который он признает в основе движением религиозным, а отнюдь не социально-политическим. Когда правительство начало жестокие преследования раскола, тогда в среде раскольников был поднят вопрос: можно ли молиться за царя, гонителя правой веры? «С этого-то момента раскол и получает окраску социального протеста, хотя основание протеста всегда остается чисто церковным: светское правительство признавалось нечестивым, отрекшимся от истинной веры, и вследствие этого для некоторых оно утрачивало свой авторитет; началась проповедь сопротивления светской власти и всему от нее исходящему…».
Книга содержит много приложений, включая «Житие» Аввакума.

Также на выставке представлены издания сочинений протопопа Аввакума. Среди экспонатов:

Материалы для истории раскола за первое время его существования :[в 9 т.]. Т. 5 : Сочинения первых расколоучителей. Ч.2: Сочинения бывшего юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова / Изд. Братством Св. Петра Митр. ; под ред. Н. Субботина. Москва : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, ценз. 1879. XXXII, 388, [3] с.

Наиболее обстоятельная публикация исторических источников, посвящённых периоду Раскола русской церкви. Здесь собраны богатейшие сведения о вождях противников церковной реформы, главных движениях и событиях в истории раннего старообрядства. «Материалы» до сих пор остаются основными источниками информации по периоду церковной реформы, хотя практически лишены комментариев и пояснений и адресованы скорее читателю-профессионалу.

Вторая часть 5-го тома «Материалов» полностью посвящена протопопу Аввакуму, как самому видному лицу в ряду «первоучителей» и «первомучеников» раскола, а также как раскольническому писателю. В сочинениях Аввакума содержится материал не только для изучения его личности, как выдающегося деятеля замечательной эпохи в истории раскола, но и материалы для изучения самой эпохи. Вереница исторических известий и заметок, включённых Аввакумом в свои сочинения, дают много новых и любопытных фактов для истории раскола его времени и освещают сам характер событий и лиц.

В том включено 35 сочинений Аввакума (открытых к 1879 году), в том числе: «Житие, им самим составленное», «Краткая записка о своём страдании и страдании своих соузников», 3 челобитные царю Алексею Михайловичу и послание к царю Алексею Михайловичу, послание к царю Фёдору Алексеевичу, различные послания семье и соратникам, «Книга ко всем горемыкам миленьким», «Книга на крестоборную ересь», «Сказание о днях поста и мясоястия» и другие.

 Материалы для истории раскола за первое время его существования :[в 9 т.]. Т. 8 : Сочинения первых расколоучителей. Ч. 5 : Новооткрытые сочинения протопопа Аввакума, житие Морозовой и др. / Изд. Братством Св. Петра Митр. ; под ред. Н. Субботина. Москва : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1886. XX, 370, [2] с.

В 5 часть 8-го тома «Материалов для истории раскола» вошли в том числе новооткрытые сочинения Аввакума, заимствованные из трёх раскольнических сборников, которые хранились в Боровске и в Архангельске – то есть в тех местах, с которыми Аввакум поддерживал связь из Пустозерска. Новооткрытые сочинения Аввакума опубликованы в «Материалах» в том порядке, в каком они следуют в найденных сборниках. Первый, принадлежавший ранее одному боровскому жителю, был доставлен составителям «Материалов» боровским миссионером отцом Василием Казанским, два других были приобретены у архангельского миссионера отца Илии Легатова.

Боровский сборник включает истолковательные сочинения Аввакума, начинается со второго листа. К ним приплетён сборник, начинающийся «Историей об отцах и страдальцах соловецких», напечатанный в Супрасльской типографии в 1782 году. Один из архангельских сборников содержит Челобитную инока Аврамия и некоторые сочинения Максима Грека, между которыми помещено послание Аввакума к некоему брату. Второй архангельский сборник начинается сочинением Аврамия «Вопрос и ответ», включает также небольшое сочинение Аврамия об антихристе, а всё остальное содержание сборника составляют сочинения Аввакума («Книга всем нашим горемыкам миленьким», послание к неизвестному «Вопрос твой, чадо, слезам достоин», извлечения из автобиографии и видение антихриста).

Центральное произведение Аввакума – его «Житие» – представляет собой первый в русской литературе опыт автобиографии. Сохраняя элементы житийного стиля, оно вместе с тем очень далеко отходит от традиционного жития, прежде всего своей основной установкой на повествование о фактах личной жизни. «Житие» написано, скорее всего, в 1672–1673 гг. и дошло до наших дней в четырёх авторских редакциях.

 Аввакум. Житие протопопа Аввакума им самим написанное / изд. под ред. Н. С. Тихонравова. Санкт-Петербург : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861 (обл. 1862). [2], 118 с.

Впервые произведение Аввакума было подготовлено к печати и опубликовано филологом, археографом и историком русской литературы Николаем Саввичем Тихонравовым (1832-1893) в третьем томе его издания «Летописи русской литературы и древности» (М., 1861 ; с. 117-173) под названием «Автобиография протопопа Аввакума». В том же году в Санкт-Петербурге в издательстве Д. Е. Кожанчикова и под редакцией того же Тихонравова вышло в свет отдельное издание – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (СПб., 1861).

Первая публикация «Жития» в середине XIX века была встречена с огромным интересом. Достоевский в «Дневнике писателя» приводит язык Аввакума в пример того «многоразличного, богатого, всестороннего и всеобъемлющего» русского материала, который напрасно презирают, считая «грубым подкопытным языком, на котором неприлично выразить великосветское чувство или великосветскую мысль». Лесков вдохновлялся образом Аввакума, работая над «Соборянами»; Тургенев не расставался с «Житием» в заграничных поездках, восхищался: «Вот она, живая речь московская!». Лев Толстой называл Аввакума «превосходным стилистом».

Аввакум. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения / ред., вступ. ст. и коммент. Н. К. Гудзия. Москва : ACADEMIA, 1934. 496, [3] с., [1] л. фронт. (ил.), [14] л. ил., факс. (Рус. мемуары, дневники, письма и материалы / под общ. ред. В. И. Невского).

Одно из самых замечательных изданий «Жития». Книга вышла со вступительной статьей и комментарием литературоведа и историка литературы Николая Каллиниковича Гудзия (1887-1965), в прекрасном оформлении: титульный лист, заставки, форзац, переплет и футляр выполнены по рисунку Ф. И. Тихомирова, в книге есть копии автографов Аввакума, даны воспроизведения икон, миниатюр, фресок, лубков. Помимо основного произведения Аввакума – «Жития», печатаемого полностью в автографической редакции с приведением всех важнейших вариантов из двух других редакций, в сборнике печатаются также другие его сочинения, а также избранный эпистолярный материал. Из сочинений протопопа было выбрано всё то, что наиболее ярко характеризует писательскую манеру Аввакума и рисует его самого как исторического деятеля. Тираж издания составил 7 300 экземпляров.

Житие протопопа Аввакума : (последняя авторская редакция) : в 2 кн. / подгот. текста, вступ. ст., пер. и коммент. Н. В. Понырко. Санкт-Петербург : Пушкинский дом, 2016.

Кн. 1 : [Тексты, комментарий]. 220 с., [1] л. ил.
В основу издания положена последняя авторская редакция текста «Жития», дополненная в комментариях фрагментами, известными по более ранним редакциям, и снабжённая подробным историческим, историко-литературным и реальным комментарием. Также в книге представлен неадаптированный перевод «Жития» на современный русский язык.
Кн. 2 : [Факсимильное воспроизведение]. 232 с. : ил.
Факсимильное воспроизведение автографа «Жития протопопа Аввакума» по рукописи Пустозерского сборника И. Н. Заволоко, хранящегося в Древлехранилище Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН).

Также на выставке представлены материалы по изучению творческого наследия протопопа Аввакума. Среди экспонатов:

Малышев В. И. Сочинения протопопа Аввакума в собрании Пушкинского дома АН СССР // Труды Отдела древнерусской литературы. [Т.] 23 : Литературные связи древних славян / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). Ленинград : Наука, 1968. С. 321-327.

Владимир Иванович Малышев (1910-1976) – советский литературовед, археограф, доктор филологических наук. Исследователь древнерусской литературы, знаток и собиратель древних рукописей, возродивший прекратившуюся после 1917 года работу по разысканию древнерусских рукописей, организатор археографических экспедиций, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома. Заслуженный деятель науки РСФСР. Основные работы Малышева связаны с открытием и исследованием новых рукописей и памятников древнерусской литературы. Особое значение имеют статьи, посвящённые изучению наследия протопопа Аввакума.
В 1976 году Хранилищу древнерусских рукописей Пушкинского Дома было присвоено имя его основателя – «Древлехранилище имени В. И. Малышева».

В. И. Малышев неоднократно составлял обзоры сочинений протопопа Аввакума, хранящихся в фондах Пушкинского Дома. В настоящей статье дан обзор вновь поступивших документов (с 1957 по 1968 гг.).

Демкова Н. С. Творческая история Жития протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы. [Т.] 25 : Памятники русской литературы X-XVII вв. / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). Москва ; Ленинград : Наука, 1970. С. 197-219.

Наталья Сергеевна Демкова (1932-2018) – литературовед, археограф, исследователь древнерусской литературы, автор более 100 научных работ; её кандидатская диссертация была посвящена творческой истории текста «Жития протопопа Аввакума». Демкова принимала участие в подготовке и публикациях многих образчиков древнерусской литературы.
Статья посвящена истории изучения самого известного сочинения протопопа Аввакума – «Жития».

Долгое время было известно о трёх авторских редакциях «Жития», но в 1950-х гг. В. И. Малышев нашёл ещё одну, четвёртую редакцию, сохранившуюся в т. н. Прянишниковском списке. Время создания всех редакций определяется промежутком между 27 июля 1672 и 19 апреля 1673 годов.
Статья Натальи Сергеевны Демковой посвящена сличению текстов всех четырёх редакций «Жития», а так же их списков.

Дёмин А. С. Челобитные Аввакума и одна из неисследованных традиций деловой письменности XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. [Т.] 25 : Памятники русской литературы X-XVII вв. / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). Москва ; Ленинград : Наука, 1970. С.220-231.

Анатолий Сергеевич Дёмин (род. 27 февраля 1935) – советский и российский литературовед, доктор филологических наук (1977), профессор (1989), специалист по древнерусской литературе. С 1969 года — научный сотрудник ИМЛИ АН СССР (сегодня – Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН), ныне возглавляет отдел древнерусской литературы.

Статья посвящена влиянию деловой письменности на литературное творчество протопопа Аввакума, точнее – об одной из традиций деловой письменности XVII века, использованной Аввакумом в его первой челобитной – широко распространённой традиции приложений и дополнений.

Первая челобитная Аввакума царю Алексею Михайловичу, дошедшая до наших дней в автографе автора, была написана весной 1694 года по возвращении его в Москву из сибирской ссылки. В ней Аввакум пытался убедить царя отменить никоновские реформы (к тому времени Никон уже отказался от патриаршества). Кроме того в челобитной содержится большой рассказ Аввакума о своих мучениях за веру, которые он терпел в течение двадцати лет от Никона, а в сибирской ссылке – от бесчеловечного воеводы Пашкова. К челобитной также был приложен и другой документ – записка Аввакума о мучениях и надругательствах Пашкова над другими людьми; причём в этой записке о Пашкове рассказывают будто бы несколько разных авторов, а не один Аввакум, каждый со своей точки зрения. Аввакум показывает деяния одного и того же преступника с четырёх, дополняющих друг друга, сторон: жертвы, защитника, канцеляриста и свидетеля, что помогло протопопу полнее обосновать виновность воеводы.

Понырко Н. В. Дьякон Фёдор – соавтор протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы. [Т.] 31 : «Слово о полку Игореве» и памятники древнерусской литературы / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). Ленинград : Наука, 1976. С. 362-365.

Наталья Владимировна Понырко (род. 1 января 1946) – советский и российский филолог, специалист в области истории древнерусской литературы, письменности и текстологии, доктор филологических наук (1999), профессор (2000). Научная деятельность Н. В. Понырко связана с вопросами истории древнерусской литературы, старообрядческой письменности, текстологии и источниковедением.

Статья посвящена вопросу атрибуции Пятой челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу – значительного памятника ранней старообрядческой литературы. Идея равенства людей, а также непримиримое и дерзкое отношение к царю, выраженные в этом сочинении множество раз, привлекались для характеристики взглядов Аввакума. Однако Пятая челобитная может служить также и для характеристики взглядов и стиля другого старообрядческого писателя, соратника и соузника Аввакума дьякона Фёдора, являющегося автором значительной части Пятой челобитной.

Демкова Н. С. Из комментария к «Книге толкований» Аввакума : (тема пророка в ранней старообрядческой публицистике) // Труды Отдела древнерусской литературы. [Т.] 47 / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1993. С. 308-311.

«Книга толкований» была создана в Пустозерске в период с середины 1670-х до 1677 года. Название своё «Книга» получила от одного из первых её публикаторов – историка и богослова Петра Семёновича Смирнова – в соответствии с её содержанием (сам Аввакум называл своё сочинение просто «Книга»).

«Книга толкований» состоит из двух частей. Первая – толкования Аввакума на псалмы, продолженные обращением к царю Алексею Михайловичу с призывом покаяться в совершённых им грехах (прежде всего – в грехе церковной реформы и жестоких гонениях на старообрядцев), и толкования на паремии – фрагменты из Книги Притчей Соломоновых, Книги Премудрости Соломона и на Книги пророка Исайи. Вторая часть называется «Нравоучение», и призвана «объяснить чадам, что есть тайна християнская и как жити в вере Христове». В этой части содержится система запретов и правил обиходной жизни, основаных на учении апостола Павла. Продолжено «Нравоучение» размышлениями Аввакума о современных событиях в Московском государстве.

Самый ранний список «Книги толкований» (70-80-х гг. XVII века) был найден литературоведом и археографом Владимиром Ивановичем Малышевым в крестьянских селениях на Печоре и был опубликован Натальей Сергеевной Демковой и Ириной Викторовной Сесейкиной в 1990 году. Известны также Богдановский список (опубликован П. С. Смирновым в 1927 году) и Боровский, неполный список «Книги», опубликованный в 1887 году историком Николаем Ивановичем Субботиным. Все три списка восходят к трём авторским протографам (документ, рукопись или машинописный текст, который лёг в основу более поздних списков, редакций, ближайший по тексту оригинал одного списка или группы списков).

Статья Н. С. Демковой посвящена одной из проблем изучения «Книги толкований», а именно – концептуальному значению образа пророка для полемического наследия Аввакума и раннего старообрядчества.

Герасимова Н. М. О поэтике цитат в «Житии» протопопа Аввакума» // Труды Отдела древнерусской литературы. [Т.] 48 / Рос. акад. наук ; Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1993. С. 314-318.

Наталья Михайловна Герасимова (1952-2006) – фольклорист, медиевист, теоретик литературы. В 1986 защитила кандидатскую диссертацию «Художественное своеобразие «Жития» протопопа Аввакума», которая позднее легла в основу учебного пособия «Поэтика «Жития» протопопа Аввакума» (1993). В центре внимания Герасимовой лежала связь особенностей поэтики и стиля с образом автора и жанровой спецификой текста.

Статья посвящена способу включения цитат в повествование «Жития протопопа Аввакума». Герасимова рассматривает включение их в качестве особого рода знаков, ориентирующих читателя в художественном мире произведения, а также – включение цитат в текст таким образом, чтобы события реальной жизни героев ассоциировались с аналогичными эпизодами из библейской истории.

Поделиться:
Подбор литературы