ул. Пушкинская, 175А

Сокровища Пушкинской коллекции фонда Донской Публичной библиотеки

18 октября 2020 - 31 октября 2020

Каждый год 6 июня русский народ отмечает день рождения своего величайшего поэта А. С. Пушкина, создателя русского литературного языка, основоположника реализма.

В мае 1820 года за свободолюбивые стихи и эпиграммы на императора Александра I и его приближенных Александр Сергеевич Пушкин был выслан в южнороссийский город Екатеринослав. Заболевшего поэта здесь разыскала семья героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского и с разрешения начальника Пушкина генерала Инзова взяла с собой для лечения на Кавказ. Тогда-то великий поэт впервые посетил донскую землю.

Выехав из Екатеринослава 28 мая 1820 года, путешественники два дня спустя уже въезжали в Таганрог. Поселил их в своем просторном доме на Греческой улице местный градоначальник Пётр Афанасьевич Папков. 31 мая Раевские и Пушкин на каретах выехали в Ростов-на-Дону. Ехали мимо развалин турецкой крепости Лютик на Мёртвом Донце, мимо знаменитого города-легенды Танаиса.

В Ростове гости осмотрели остатки крепости Дмитрия Ростовского. Выехав из Ростова и, проехав версту, путешественники попали на улицы шумного и богатого города Нахичевань, основанного в 1779 году переселенными из Крыма армянами. Влекомый жаждой новых ощущений и познания, Пушкин долго бродил по базару, поражаясь его восточной пышности, оригинальности лиц и одеяния людей.
Утром Пушкин и Раевский выехали на каретах и по большому почтово-ямщицкому тракту Ростов – Новочеркасск через южную арку въехали в казачью столицу.

В Аксай возвращались на лодке. На следующий день, 2 июня, на шлюпке отправились в «старое гнездо казачества» — станицу Старочеркасскую. Они обошли всю станицу, осмотрели ее достопримечательные места и памятники казачьей старины. Полных ярких впечатлений возвращались путешественники в Аксай.
Переправившись на левый берег Дона, путешественники продолжили свой путь на Кавказ, проехав ещё двести вёрст по донской земле через станицы Махинскую, Кагальницкую, Мечётинскую, Егорлыкскую.

Выставка «Сокровища Пушкинской коллекции фонда Донской Публичной библиотеки», приуроченная к 200-летию со времени посещения поэтом Донского края, представляет редкие, уникальные издания произведений А. С. Пушкина из фонда библиотеки.

Экспозицию открывают прижизненные издания поэта:

  • Пушкин А. С. Стихотворения Ч.1., вышедшие в Санкт-Петербурге, в типографии Департамента народного просвещения в 1829 году;
  • Пушкин А. С. Поэмы и повести. Ч. 1-2. Санкт-Петербург : Воен. тип., 1835.
  • Пушкин А. С. Евгений Онегин, Санкт-Петербург: типография Департамента народного просвещения, 1828-1832;
  • Пушкин А. С. Братья разбойники. – 2-е издание.- Москва: Тип. Августа Семена, 1827.
В экспозиции представлены собрания сочинений Пушкина, выходившие в разные годы и в разных издательствах XIX века. Среди них:
  • первое посмертное собрание сочинений А. С. Пушкина в 11 томах (Санкт-Петербург: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1838-1841).
  • Пушкин А. С. Сочинения Пушкина : с прил. материалов для его биогр., портр., снимков с его почерка и с его рис. и проч. : [в 7 т.]. Санкт-Петербург : Изд. П. В. нненкова, 1855-1857.
  • Пушкин А. С. Сочинения А. С. Пушкина : с прил. его портр., гравир. на меди Райтом : [в 7 т.] / под ред. П. А. Ефремова. Изд. 8-е, испр. и доп. Москва : Изд. Ф. И. Анского, 1882.
Один из разделов выставки представляет издания произведений А. С. Пушкина, оформленных знаменитыми художниками второй половины XIX- начала ХХ века.

Среди них следует выделить два - красивейшее издание повести Пушкина А. С. Пиковая дама. (Петроград, 1917) с иллюстрациями Александра Бенуа. Текст обрамлен орнаментальными наборными рамками, стилизованными, как и шрифт, под издания пушкинского времени. Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку. Книга в цельнокожаном переплете с торшонированным обрезом, отпечатана на высококачественной бумаге в одной из лучших российских типографий, принадлежащих Товариществу А. Голике и Р. Вильборг, получившему высший коммерческий статус поставщиков Двора его императорского величества.

Текст «Пиковой дамы» в этом издании составлен из трех неоконченных рукописных вариантов и впервые опубликован в полном виде. В критической статье Н. О. Лернера, сопровождающей публикацию, кратко рассматривается история создания повести, анализируется ее значение и отношение к ней русской литературной критики.

Книга оформлена выдающимся художником-акварелистом, искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870—1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». Опыты создания иллюстраций к повести «Пиковая дама» художник предпринимал еще в 1898 году, а затем в 1905 и 1910 годах создал цельный цикл рисунков. В иллюстрациях к «Пиковой даме» в наибольшей степени отражаются искания художника, его стремления выработать принципы книжного оформления.

Издание поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (М. 1899), приуроченное к 100-летнему юбилею со дня рождения поэта можно назвать одной из вершин искусства печатной книги Серебряного века. Книга вышла с иллюстрации армянского живописца В. А. Суренянца, которые считаются одними из лучших работ художника.
Редактор и комментатор текста Пётр Александрович Ефремов (1830-1907) - известный русский библиофил, литературовед, издатель, публикатор и комментатор сочинений русских классиков. Печатал библиографические статьи в авторитетных изданиях от «Отечественных записок» и «Нового времени» до «Русского архива» и «Исторического вестника». Редактировал и комментировал собрания сочинений ряда классиков русской литературы от Д. И. Фонвизина и А. Д. Кантемира до В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Автор иллюстраций Вардгес Акопович Суренянц (1860-1921) - армянский живописец, график, театральный художник и теоретик искусства. Происходил из семьи священника. Получил образование в гимназии при Московском Лазаревском институте (1870-1875), а затем и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1878). Обладая пытливым умом, постоянно совершенствовался и стремился к знаниям, продолжив обучение в Мюнхенской академии художеств. Много путешествовал по Европе, в том числе длительное время провёл в Италии, Франции, Испании, бывал в Иране, но не забывал Россию и Армению и постоянно туда возвращался. Активно участвовал в творческой жизни обеих русских столиц эпохи Серебряного века. В 1910 году вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Является основателем исторического жанра в армянской живописи. Создал свой неповторимый национальный стиль, вдохновляясь культурой Востока.

На выставке демонстрируются малоформатные издания произведений А. С. Пушкина, среди которых издание поэмы Пушкина «Евгений Онегин» (Варшава, 1899). Это самая маленькая книга фонда библиотеки (размер ее всего 2 х 3 см), отпечатана фотолитографическим способом в типографии Ласкауэра и Бабицкого. Предпринял издание Менахем Шольц к 100-летнему юбилею поэта.

Миниатюрная книга заключена в элегантный мельхиоровый медальон с увеличивающей линзой на верхней крышке. Эта книга - изящный предмет для истинных ценителей творчества Пушкина, готовых носить самое главное его произведение на цепочке у сердца.

Каталог выставки

Поделиться:
Подбор литературы