ул. Пушкинская, 175А

Старины русского народа

20 мая 2022 - 4 июня 2022
Универсальный читальный зал (3 этаж)

В рамках года «Народного искусства и нематериального культурного наследия» Универсальный читальный зал представляет выставку: «Стáрины русского народа».

Устное народное творчество народов России чрезвычайно богато. Это и сказки, былины, предания, песни.

Термин «былина» был впервые введен академиком И. П. Сахаровым, в первой половине XIX века, и имеет скорее книжное происхождение. Раньше эпические песни называли стáрина, стари́на, стáринка, отсылая читателя к более старым, стародавним временам. Былины слагались, начиная с IX века, в эпоху Киевской Руси по XVI век, и были записаны в XIX веке фольклористами, учеными, собирателями народного фольклора. Академик Буслаев Ф. И. - филолог, исследователь русского народного творчества говорил: «…былины служили для русского народа продолжением летописи, заменяли ее». Историк Греков Б. Д. в своем произведении «Киевская Русь» называет былины «историей, рассказанной народом». Русские эпические песни о героях, богатырях, исторических событиях тех лет были сложены тоническим стихом, в песенно-стихотворной форме.

Исследованием былин занимались такие видные ученые-лингвисты 19-21 века, как: Ф. И. Буслаев, Всеволод Миллер, Аксаков К. С., Пропп В. Я., Селиванов Ф. М., Захарова О. В., Петров Н. В., Аникин В. П., Новиков Ю. А., и многие другие.

Сегодня известны около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем в 3000 текстов былин. На начальном этапе рождения былин в повествовании присутствовали мифологические сюжеты, но также имели место события, происходящие в это время, и реальные исторические личности. Как было установлено учеными-филологами, реальный богатырь Добрыня жил в промежутке между второй половиной X и первой половиной XI веков. В былине про Алешу Поповича, существовал реальный его прототип -Александр Попович, который погиб в битве на реке Калке в 1223 году. В былине про Владимира Красное Солнышко к прототипу можно отнести две реально существовавшие фигуры правителей - Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Мифологические сюжеты былин пересекаются с героями древних мифов. В былине «Святогор и Илья Муромец» Святогор - славянский бог, который являлся сыном бога Рода (бога Творца) и Сварога (бога огня).

Еще один персонаж древних былин - Волх (Вольга) Всеславович, которого родила женщина от змея. Этот оборотень, колдун, упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога, бога разрушения у древних славян. В былине «Волх Всеславьевич», дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство, и попала туда с помощью колдовства, убила всех мужчин, оставив для себя только молодых женщин. Сюжет этой былины относит нас к родоплеменным отношениям, где победа над другим племенем была достойна восхищения и воспевания.

Каждая эпоха находила отражение в былинах того времени. В сохранившихся эпических текстах находим упоминание о царствовании Ивана III и Ивана Грозного, войны с Польшей и Турцией. Главной темой былин XVI-XVII веков была борьба русского народа с Монголо-татарами.

Вплоть до середины XX века слагались былины, постепенно угасая, на Русском Севере и в некоторых районах Сибири.

Самым первым исследователем былинного эпоса был Федор Иванович Буслаев (1818-1897). На выставке представлен его научный труд «Народный эпос и мифология». Работы этого выдающегося филолога не переиздавались более чем сто лет, поэтому этот сборник имеет еще большую ценность для исследователя. Здесь помещены наиболее значимые его работы, такие, как: «Русский народный эпос», «Эпическая поэзия», «Бытовые слои русского эпоса». Язык и мифология,- так считал ученый, то, что в первую очередь определило лицо народа и сформировало его духовное наследство. По его убеждению, поэтическое творчество народа основывалось на первобытных верованиях: древнейшие мифы и связанные с ними обряды. С течением времени, мифологические сюжеты былин стали по содержанию героическими, повествуя о подвигах героев и исторических личностей. По мнению ученого, народные певцы былин верно понимали исторические события и отражали их в своем повествовании, что свидетельствует о заинтересованности народа исторической судьбой Родины.

Другой видный ученый-филолог, фольклорист, этнограф Всеволод Федорович Миллер (1848-1913), ученик Ф. И. Буслаева продолжил дело своего учителя. Он занимался разработкой вопросов народного творчества, древнерусской литературой, мифологией, изучал этнографию, фольклор народностей Кавказа. С 90-х годов 19 века ученый занимается историей русского былинного эпоса. Согласно теории Миллера иранские сказания имели большое влияние на русский эпос, проникая в Южную Русь через Кавказ и половецкие племена. В книге «Очерки русской народной словесности» (1897–1924) ученый занялся розыском основ былин в призме определенного временного отрезка, разработал методику приобщения сюжетов русского эпоса к определенным историческим событиям, а героев былин – к историческим деятелям.

Последняя книга ученого была издана после его смерти в 1913 году его последователями и учениками «Народный эпос и история». Она осталась незавершенной, но является итоговой работой исследования былин, его концепции истории русского народного эпоса. В этой книге ученый исследует главных героев классических былин - Илью Муромца и Добрыню Никитича.

Наследие В. Миллера вызвало в последствии неоднозначные оценки, некоторые положения его теории подвергались критике. Но тот факт, что ученый внес в изучение былин огромный вклад - является бесспорным. Он собрал огромный фактический материал, поднял много важных вопросов, которые впоследствии решались его учениками.

В книге Даниленко Валерия Петровича «Картина мира в былинах русского народа» центральное место в повествовании занимают русские богатыри, такие, как: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, и другие. Образы богатырей – идеализация русских воинов освободителей.

«От славного от города от Киева

За три версты за мерные

Стояла застава великая:

Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,

Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,

В-третьих, Алеша Попович млад.»

Былина «Застава богатырская»

В своей книге автор рассматривает русскую былинную картину мира, в которую входят: мир, физическая природа (земля, вода, воздух, огонь), живая природа (растения, животные), психика (чувства, ум), культура, материальная культура (пища, одежда, жилище, техника), духовная культура (религия, наука, искусство, нравственность, политика, язык).

Кто послужил историческим прототипом Ильи Муромца? Почему в былинах не упоминаются такие исторические личности, как: князь Игорь, княгиня Ольга? А может - упоминаются? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из книги Сергея Горюнкова «Незнакомая Древняя Русь, или Как изучать былины». Автор пишет увлекательно, осуществляя перевод языка былинной символики на язык исторической реальности.

Профессор филологического факультета МГУ Федор Мартынович Селиванов является крупным исследователем XX века по русскому былинному эпосу. Он занимался исследованием поэтики былин и историзма эпоса. Им было написано много научных трудов, в том числе и «Поэтика былин в историко-филологическом освещении», с которой можно ознакомиться на выставке. Книга после ее завершения была отправлена в издательство, но пропала. Была найдена спустя более двадцати лет, что подтверждается поговоркой «Рукописи не горят!». Ученый исследовал русские былины со стороны художественной формы в ее конкретном содержании, стадии развития сознания конкретного общества и художественного мышления народа.

По мере углубления в былинные сюжеты и сопоставляя их с реальными событиями, записанными в летописях, выяснилась их бесспорная народность, историчность, конкретность эпических героев и событий. Известный историк Борис Александрович Рыбаков в своей книге «Древняя Русь. Сказания, Былины. Летописи» писал: «Несмотря на обилие поэтических образов, метафор, нарушенность хронологии и смещения ряда событий, былины все же являются превосходным и единственным в своем роде историческим источником… Народные былины драгоценны для нас не только своей поэтичностью, торжественной напевностью, но и своей исторической правдой, передаваемой от поколения к поколению на протяжении целой тысячи лет».

Поделиться:
Подбор литературы