Быстрый поиск
 
 
Коллекции
История педагогики  
В общей системе наук и знаний педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становится наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
История педагогики - отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития человеческого общества. Это область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., история педагогики рассматривает историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса.
В качестве вспомогательной дисциплины педагогики выступает историко-педагогическая библиография, которая решает задачи выявления, описания, систематизации историко-педагогической литературы и научного осмысления этих процессов.
Первые работы историко-педагогического характера появились в конце XVII в.: К. Флери - во Франции, Д. Морхоф - в Германии. Первым опытом создания собственно историко-педагогического труда можно считать книгу К.Э. Мангельсдорфа "Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания" (1779). Автор рассматривал историю педагигики не как самоцель, а как средство для правильной оценки школьной практики предложений по реорганизации школьного дела. В конце XVIII в. вышла книга Ф.Э. Рукопфа "История школьного и воспитательного дела в Германии" (1794). В начале XIX в. историко-педагогический материал стал органичной частью исследований по теории воспитания. Среди специальных исследований по общей истории педагогики: Ф. Крамера "История воспитания и обучения в древности" (1832-38) и труд К. Раумера "История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени" (1843-52; русский перевод 1875-78). В общем числе публикаций преобладали труды по истории отдельных образовательных систем и национальных традиций в педагогической теории. Обстоятельностью и большим количеством фактического материала отличались "История педагогики..." (1877-1881) К. Шмидта, а также составленная под руководством К.А. Шмидта "История воспитания..." (1884-1902). Значительное влияние на историю педагогики в западноевропейских и других странах оказали труды Ф. Диттеса, Т. Циглера и других немецких педагогов. В их работах наряду с обширным фактическим материалом содержался анализ педагогических идей в связи с эволюцией философии и этики. Вторая половина XIX и начало XX вв. отмечены стремлением авторов найти обобщающий подход к рассмотрению всеобщей истории педагогики. Такие работы появились в Германии (К. Шмидт, П. Барт), Франции (Ш. Летурно, Ж.Г. Компейре), США (П. Монро), России (М.И. Демков, П.Ф. Каптерев и др.). Определились несколько характерных подходов: философско-теоретический, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием всей совокупности социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный - анализ педагогических идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества. В XX веке стала отчетливой тенденция монографического изучения крупных педагогических проблем. Усилилось внимание исследователей к истории национальных школьных систем и различных типов учебных заведений, государственной политики и законодательства в сфере образования. Таковы, например, исследования Ф. Паульсена по истории немецких средних школ и университетов; труды Р. Буна, Э. Кабберли; О. Каднера по истории образования в США и др. Заметным вкладом в историю педагогики стали историко-педагогические труды Р. Альта.
Отечественная история педагогики, начав свой путь от частных и разрозненных историко-педагогических наблюдений, сформировалась в самостоятельную область научного знания. Первые попытки обращения к историческому опыту педагогики были сосредоточены главным образом вокруг дидактического наследия Я.А. Коменского. Во второй половине XVIII в. появились переводы педагогических сочинений Дж. Локка, Эразма Роттердамского и др. Тогда же в работах профессоров Московского университета (А.А. Барсова, Н.Н. Поповского, Х.А. Чеботарева) были предприняты первые опыты теоретического осмысления наследия ряда зарубежных педагогов. В первой половине XIX в. историко-педагогические исследования заметно расширились. Были сделаны первые опыты собирания и публикации материалов по истории просвещения в России (П. Кеппен, "Материалы для истории просвещения в России...", ч. 1-3, СПБ, 1819-27), создания хронологических сводов русского школьного законодательства (1830), историко-статистических обзоров развития школьного дела (1849-54) и т.д. В конце 50-х гг. П.Г. Редкин провел первый историографический анализ важнейших зарубежных работ по истории педагогики. Первую попытку осмысления предмета истории педагогики предпринял в 1860 Л.Н. Толстой, который видел задачу истории педагогики в историческом изучении не только целенаправленной и организованной педагогической деятельности, но всех воспитательных воздействий общественной жизни, формирующих человека. Во второй половине XIX в. расширились историко-педагогические исследования и активизировалось привлечение историко-педагогических знаний для фундаментальной разработки теоретико-педагогических и социально-педагогических проблем. В этом смысле показательны труды К.Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857) и "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (т. 1-2, 1868-69). В 60-х гг. появилось первое на русском языке систематическое пособие по общей истории педагогики - труд Л.Н. Модзалевского "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней". В конце XIX - начале XX вв. интенсивно разрабатывались история воспитательно-образовательной практики, история педагогического знания. Вышли монографии: Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, "Народное образование в России" (1900); Н.В. Чехов, "Народное образование в России с 60-х годов XIX века" (1912); И. Алешинцев, "История гимназического образования в России" (1912); труды по истории отдельных отраслей: И.М. Максин, "Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908 гг." (1909) и др. Исследовались отдельные этапы истории отечественной школы (С.В. Рождественский), история различных учебных заведений. Новым явлением в историко-педагогической литературе стали труды по истории общественной деятельности в области образования, истории отдельных педагогических общественных организаций, журналов. Разработка теоретических основ педагогики вызвала появление работ, посвященных истории педагогических идей и обширных персонализированных исследований, были опубликованы работы об отечественных педагогах: И.И. Бецком, Н.Ф. Бунакове, Н.А. Корфе и др. В центре внимания вновь оказалось творчество Коменского и Ушинского, идеи которых получили новое звучание в связи с задачами обновления научных оснований педагогики. Процесс осмысления истории педагогических идей отразился в ряде обобщающих трудов и учебных курсов по истории педагогики: М.И. Демков, "История русской педагогии" (ч. 1-3, 1895-1909), П.Ф. Каптерев, "История русской педагогии" (1909) и др. Важной отличительной чертой обобщающих историко-педагогических работ 90-х гг. было осознание значимости истории педагогики для решения современных проблем образования.
В развитии истории педагогики после 1917 выделяются основные этапы: до середины 30-х гг.; 2-я половина 30-х - середина 50-х гг.; 2-я половина 50-х - конец 70-х гг.; с начала 80-х гг. (продолжается). Главная тенденция первого этапа - переосмысление историко-педагогического материала с позиций марксизма и создание на этой основе обобщающих работ и учебных курсов по И.п. (Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др.). В 20-х гг. появились также первые конкретно-исторические работы, проблематика которых была непосредственно связана с актуальными задачами строительства новой системы просвещения, становления трудовой школы (М.М. Рубинштейн, А.А. Фортунатов, А.У. Зеленко, Медынский и др.). Для второго этапа характерны тенденции в развитии истории педагогики, связанные с преодолением негативного отношения к отечественному педагогическому наследию. В эти годы вышло значительное число монографий по истории отечественной школы (Н.А. Константинова и В.Я. Струминского, В.З. Смирнова, И.В. Чувашева и др.). Разрабатывалась история частных методик и школьных учебников - исследования А.В. Ланкова, М.С. Лопатухина, Я.А. Ротковича, А.П. Юшкевича и др. С конца 30-х гг. стали выходить издания избранных сочинений русских и зарубежных педагогов, была издана "Хрестоматия по истории педагогики" (1935-40). В конце 50 - 70-х гг. вышли в свет крупные монографии по истории советской школы и педагогики Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика и З.И. Равкина, А.И. Пискунова, К.И. Салимовой, С.А. Фрумова и др. Активизировалось изучение истории отдельных направлений образования в России - профессионального (среднего и высшего, в т.ч. университетского) и т.д.
Интегративные тенденции начали набирать силу только в начале 70-х гг. Тогда же появились первые обобщающие тома серии "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР». С 1985 стала публиковаться "Антология педагогической мысли народов СССР". С конца 70-х гг. активизировалась разработка теоретико-методологических проблем истории педагогики (исследования Пискунова, Равкина, Э.Д. Днепрова, Ф.А. Фрадкина, Б.М. Бим-Бада и др.). Ведется источниковедческая работа, вызванная введением в научный оборот широкого круга новых историко-педагогических источников, а также историографические исследования по истории педагогики.
В коллекции представлены отечественные и зарубежные труды по теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития общества, а также периодические издания по истории педагогики.

Всеобщая история педагогики
Общие работы
Название  
1Наторп П. Философия как основа педагогики: перевод с немецкого. Москва, 1910. открыть
2Циглер Т. Общая педагогика. Санкт-Петербург, [1908]. открыть

Персоналии
Название  
1Абрамов Я. В. Песталоцци: его жизнь и педагогическая деятельность: биографический очерк. Санкт-Петербург, 1893. (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова) открыть
2Коменский Я. А. Яна Амоса Коменского великая дидактика: с портретом Коменского, очерком его жизни и деятельности и объяснительными примечаниями. Москва, 1893. (Избранные педагогические сочинения Яна Амоса Коменского в переводе Андрея Адольфа и Сергея Любомудрова. ч. 1) открыть
3Рубакин Н. А. Ян Амос Коменский, страдалец за веру. Москва, 1911. (Библиотека И. Горбунова-Посадова. № 210) открыть

История образования и педагогической мысли в России
Общие работы
Название  
1Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. открыть
2Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Санкт-Петербург, [1909]. открыть

Персоналии
Название  
1Песковский М. Л. К. Д. Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность: биографический очерк. Санкт-Петербург, 1893 (обл. 1892). (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова) открыть

В XVIII-XIX вв.
Название  
1Довнар-Запольский М. В. Реформа общеобразовательной школы при императрице Екатерине II. Москва, 1906. открыть
2Ельницкий К. В. Русские педагоги второй половины XIX-го столетия: для учебных заведений, в которых преподается педагогика. Санкт-Петербург, 1904. открыть
3Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Санкт-Петербург, 1914. открыть
4Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения: с портретом автора. Санкт-Петербург, 1903. открыть

История образования и педагогической мысли в отдельных зарубежных странах
Название  
1Бобров Е. А. [Из истории французской педагогики: (Рабле, Монтань, Руссо). [Б. м., 190??]. открыть

Специализированные отрасли педагогики
Название  
1Бирюков Н. П. Записки по военной педагогике. Орел, 1909. открыть
2Игнатьев В. Е. Физическое развитие детей в связи с гигиеной: с рисунками и таблицами в тексте. Москва, [1913]. (Педагогическая академия в очерках и монографиях: (Воспитание в семье и школе)/ под общ. ред. проф. Алекс. Петр. Нечаева) открыть
3Наторп П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности. Санкт-Петербург, 1911. открыть

Периодические издания
Педагогический сборник
Название  
1Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1865, кн. 4 (январь). Санкт-Петербург, 1865. открыть
2Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1865, кн. 5 (февраль). САнкт-Петербург, 1865. открыть
3Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1865, кн. 6 (март). Санкт-Петербург, 1865. открыть
4Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1865, кн. 8 (май). Санкт-Петербург, 1865. открыть
5Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1865, кн. 9 (июнь). Санкт-Петербург, 1865. открыть
6Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
7Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
8Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
9Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
10Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1866. открыть
11Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1866. открыть
12Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1866. открыть
13Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1866. открыть
14Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
15Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1866. открыть
16Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1866. открыть
17Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
18Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1867, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1867. открыть
19Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1867, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1867. открыть
20Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1867, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1867. открыть
21Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1867, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1867. открыть
22Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1867, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1867. открыть
23Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1867, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1867. открыть
24Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
25Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
26Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
27Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
28Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1870. открыть
29Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1870. открыть
30Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1870. открыть
31Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1870. открыть
32Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
33Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1870. открыть
34Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1870. открыть
35Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
36Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1871. открыть
37Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1871. открыть
38Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1871. открыть
39Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1871. открыть
40Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1871. открыть
41Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1871. открыть
42Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1871. открыть
43Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1871. открыть
44Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1871. открыть
45Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1871. открыть
46Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1871, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1871. открыть
47Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1872. открыть
48Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1872. открыть
49Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1872. открыть
50Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1872. открыть
51Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1872. открыть
52Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1872. открыть
53Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1872. открыть
54Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1872. открыть
55Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1872. открыть
56Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1872. открыть
57Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1872. открыть
58Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1872, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1872. открыть
59Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1873. открыть
60Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1873. открыть
61Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1873. открыть
62Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1873. открыть
63Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1873. открыть
64Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1873. открыть
65Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1873. открыть
66Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1873. открыть
67Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1873. открыть
68Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1873. открыть
69Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1873. открыть
70Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1873, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1873. открыть
71Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1874. открыть
72Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1874. открыть
73Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1874. открыть
74Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1874. открыть
75Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1874. открыть
76Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1874. открыть
77Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1874, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1874. открыть
78Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 1 (декабрь). Санкт-Петербург, 1875. открыть
79Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1875. открыть
80Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1875. открыть
81Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1875. открыть
82Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1875. открыть
83Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1875. открыть
84Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1875. открыть
85Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1875. открыть
86Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1875. открыть
87Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1875. открыть
88Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1875. открыть
89Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1875, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1875. открыть

Всего документов: 105
День в истории Дона

18 октября (5 октября)

Ростовская жизнь. Большая Садовая

Краса города Б. Садовая улица давно уже замощенная на всем протяжении, не везде, однако, имеет тротуары. Против городской больницы, между Посоховским переулком и Нахичеванской границей, у постопорожнего городского места тротуара все нет и нет. Кто знает, сколько еще времени будет пустовать это место и ждать тротуара, а пока пешеходы, стремящиеся прямо с Б. Садовой на каменную дорожку, проложенную по Нахичеванской Георгиевской площади, будут, как и прежде, встречать здесь трудноодолимое препятствие в виде выбоин и грязных луж в дождливый сезон. Давно бы следовало устроить какой-нибудь тротуар на этом незначительном участке.

«Южный телеграф».5 октября 1904


Таганрог. Лекция Л. А. Богдановича

Напоминаем читателям, что сегодня в Коммерческом клубе Л. А. Богданович читает публичную лекцию на тему: «Международная торговля женщинами и борьба с нею». Весь сбор поступит в пользу Ростовского-на-Дону отделения Российского общества защиты женщин. Лекции г. Богдановича имели в Ростове, Новочеркасске и Армавире успех, благодаря интересной теме и живости изложения. Надо полагать, что материальный успех лекции будет вполне удовлетворительный, так как билеты разбираются довольно охотно.

«Приазовский край».5 октября 1903


 
Социальные сети
   

Статистика (на 01.10.2019 г.)
Коллекций - 98
Документов - 51 120
Посещений, в месяц - 3 509
Посещений - 34 354
Открытых
      документов - 138 689
Просмотренных
      страниц - 1 545 835
Количество открытых документов и просмотренных страниц - с начала года.
Краеведческий журнал "Донской временник"   Книжные памятники Ростовской области