Нахичеванцы один раз в году, 23 апреля, видят все население своего города возле церкви святого Георга; этот день по-татарски называется хдрелез. Во время хдрелеза возле церкви открываются разные лавочки, и народ три дня гуляет. Молодые люди месяцами ждут хдрелеза, чтобы на празднике присмотреть себе невесту. Есть еще одно место для обще­ния, это Сурб-Хач (Святой Крест).

Монастырь Сурб-Хач находится в семи верстах к северу от Нахичевана, па довольно высокой скалистой горе. Монастырь основан блажен­ной памяти архиепископом Овсепом из рода князей Аргутянц. Некогда он учредил тут школу и типографию, которыми довольно долго управ­лял некий архимандрит Тадеос, по прозванию Китабеутан (т. е. «поглощающий книги»).

Говорят, что около шестидесяти мальчиков переселил преосвященный Овсеп из Бессарабии, Молдавии и Валахии в монастырь Сурб-Хача и определил их сам в школу. Сколько лет просуществовала эта школа,—об этом письменных упоминаний нет, известно лишь, что ни один из учеников ничему там не научился; некоторые из них были рукоположены в священники, и автор настоящего Дневника много раз сам с ними беседовал. В настоящее время из этих учеников осталось, быть может, всего два-три старика. Типография, надо полагать, была довольно приличной, потому что и до сих пор имеется несколько книг довольно чисто в ней напечатанных, как-то: ...Иисус, сын божий…, Ча­сослов..., ...Псалтырь..., ...Молитвенник..., ...Плачи и стоны Эчмиадзина...» и другие, хотя первый перевод «Телемака» напечатан весьма скверно.

При монастыре имеется отличный источник и некоторое количество деревьев, под сенью которых располагаются приезжие из Нахичевана, чтобы подышать свежим воздухом.

Самые многолюдные дни в монастыре — это воскресенье и понедель­ник. Вардавара (Преображение). Сотни семейств приезжают тогда из города и из села, одни устраиваются в ограде монастыря, другие — в саду, все в собственных палатках. Монастырь, как мы уже сказали, находится на горе, а сад — у подножья этой горы, на ровной площадке, отделенной от горы большим ручьем, вытекающим из монастырского родника. От монастыря до ручья ведет каменная лестница, на которой в праздник Вардавара появляется большая толпа мужчин и женщин разного воз­раста, в пестрых костюмах, с азиатской осанкой и разноязычным гово­ром. Кроме праздника Вардавара, туда летом, по воскресеньям, приез­жают десять-двадцать семейств выпить чаю или поесть шашлык на зеле­ной лужайке. Если с монастырской горы спуститься вправо, то в полувер­сте от монастыря, или даже еще ближе, придете к небольшому источнику, который в народе называется Саглыг-су (целебная вода). Этой водой моются больные лихорадкой; оторвав от своей одежды лоскут материи, они привязывают его к одному из деревьев, растущих поблизости, и ве­рят что исцелятся. Источник прослыл целебным, потому что видели, как на. него нисходил свет. Что ж, это весьма возможная вещь.

Источник находится неподалеку от реки, в болоте, где растет камыш, и которое кишит разными пресмыкающимися и гадами. Разложение мертвых тел этих тварей, да и само болото, могут вызвать такое свече­ние; оно известно под именем болотного газа, или могильных блуждаю­щих огоньков, часто появляющихся над свежими могилами, если ветер не рассеивает этот газ, который, выделяясь из трупа, оседает на могиль­ном холме.

Людям, которым непонятны законы природы, кажутся загадочным чудом естественные и самим богом установленные явления.

Налбандян М. Л. Дневник / [пер. М. Геворкяна] // Сочинения : в 2 т. / М. Л. Налбандян. Ереван,1968. Т. 1. С. 325-327.

ещё цитаты автора
МИКОЯН Анастас Иванович
НИКУЛИН Михаил Андреевич
   
12+