ул. Пушкинская, 175А

Искусство русского авангарда

12+
6 мая 2022 - 31 мая 2022
Отдел искусств, 1 этаж
Свободный

Начало XX века стало переломным в истории России. Революция гремела не только на улицах, но и в мастерских художников, создававших новую утопию – ту, что сегодня известна всему миру как «русский авангард». Термин «авангард» для сегодняшнего дня привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппозиционность искусства – «левые художники», либо новизну искусства, его временной вектор – «будущники», «будетляне», «футуристы». Авангард – время манифестов и деклараций. Художники пишут их, пытаясь объяснить свое искусство и обосновать свое главенство и, в конечном счете, свою власть.

Выставка открывается книгой Ю. Гирина «Картина мира эпохи авангарда», в которой автор выстраивает концепцию авангарда, как системы открытого типа, рассматривает структуру авангарда и приводит синхронистическую таблицу, позволяющую проследить развитие авангарда в России, Германии и Франции и сопоставить его с историческими событиями.

Андрей Крусанов, известный отечественный искусствовед, ограничивает русский авангард периодом с 1907 по 1932 год. В своём фундаментальном исследовании «Русский авангард» он рассматривает все аспекты развития стиля. Для книги Крусанова характерна установка на составление максимально полного списка событий, прежде всего по первоисточникам – газетам и архивным материалам. Максимальная полнота списка событий особенно важна для начального периода авангарда – чтобы не пропустить точки роста и не упустить реальное многообразие проявлений новаторства в живописи, литературе и музыке. Отсюда объем книг, описывающих мир русского авангарда: в научный оборот Крусанов ввел множество новых фактов. На выставке представлена первая книга первого тома, которая представляет собой обзор событий художественной жизни России 1907–1917 гг., связанных с зарождением, формированием и бурным развитием новаторского движения в русском искусстве.

Книга Екатерины Бобринской «Русский авангард: границы искусства» посвящена тем новым формам и видам художественной деятельности, которые в эпоху авангарда изменили конфигурацию культурного пространства. Автор рассматривает ситуации нарушения правил, когда с появлением коллажа, ассамбляжа, арт-объектов подвергается пересмотру само понятие «изобразительное искусство». В коллективной монографии «Философия русского авангарда» содержатся размышления представителей современной культуры о философии русского авангарда в живописи и литературе. В книге выдвигается идея, что авангард это своеобразный язык, на котором разговаривали его приверженцы. Авторы пытаются расшифровать философский смысл посланий русского авангарда.

Авангард в первую очередь ассоциируется с именами Малевича, Татлина, Ларионова и Гончаровой, Родченко и Степановой, Мельникова и Ладовского и других. Но помимо главных творцов авангарда были ещё сотни художников и архитекторов, которые в большей или меньшей степени связаны с авангардом. Они жили не только в столицах, но и в разных городах России, а потом и всего Советского союза. Основательная, трёхтомная «Энциклопедия русского авангарда», готовившаяся к выходу более 15 лет, подводит итог академическим знаниям об авангарде. Первые два тома – биографии. Сюда вошли не только художники и архитекторы, но и коллекционеры, общественные деятели, критики, искусствоведы. Те, кто был непосредственным участником создания феномена русского авангарда. Третий том содержит информацию о диспутах, съездах, конференциях, галереях и выставочных залах. Также в том вошли статьи о современных музеях и частных коллекциях, где хранится русский авангард. Авторами-составителями издания являются исследователи русского авангарда, искусствоведы, Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов, а авторский коллектив включает более двухсот имён.

Далее представлены книги, содержащие информацию о коллекциях авангардных произведений в российских музеях, а также литература о локальной авангардной сцене Москвы и Санкт-Петербурга.

Авангард – это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом. Суть и значение для человечества этого лавинообразного процесса нашли своё выражение в художественной культуре в феноменах авангарда, модернизма, постмодернизма. Русский авангард многосоставное понятие объединяющие несколько направлений. Ключевыми из них являются – футуризм, кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм, рационализм, абстракционизм.

В декабре 1910 года в Москве открылась выставка с провокационным названием «Бубновый валет», где в духе времени были намеки на сатирический посыл к «другому» искусству. К тому, что должно было ломать реалистические каноны, удивлять публику и бороться с мещанским вкусом. «Мне скучно, меня угнетает все то, что утвердилось в искусстве. Я чувствую в этом дыхание застоя, и оно меня душит… Хочется убежать из стен в безграничный простор, хочется чувствовать себя в постоянном движении», — говорил тогда в одном из выступлений Михаил Ларионов. Большой раздел выставки посвящен художникам, которые входили в состав этого объединения. Это книги о творчестве Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Бориса Такке, Ивана Пуни. А также Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Марка Шагала, Нико Пиросмани, которые отделившись от идей «Бубнового валета» создали отдельные направления авангарда.

«Это страна футуризма», – сказал о России лидер итальянских футуристов Филиппо Томмазо Маринетти, приехавший в Россию в январе 1914. «Здесь нет ужасного гнета прошлого, под которым задыхаются странгы Европы. Россия Молода, полна сил, и я твёрдо верю, что она внесет многое в культуру будущего», – говорил он после поездки. Маринетти был прав. Россия именно в это время переживала бурный расцвет авангардной культуры. И футуризму в этом процессе принадлежала важнейшая роль. Как и европейские футуристы, почти все российские представители этого течения обладали многими талантами. Большинство из них были одновременно поэтами и художниками, художниками и музыкантами. Почти все они были склонны к теоретизированию, к рекламным и пропагандистским жестам. Помимо книг о футуризме представлены издания о его последователях – Давиде Штеренберге, Давиде Бурлюке, Юрии Анненкове, Николае Купреянове.

Рождение советского архитектурного авангарда относится к первым годам после Октябрьской революции, произошедшей в 1917 году. Его истоками были левые течения изобразительного искусства: импрессионизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, а также символизм и экспрессионизм. Эксперименты левых художников привели от беспредметной абстрактной живописи к выходу в сферу пространственного искусства – архитектуру. Лидеры архитектурного авангарда стремились к созданию новой художественно-композиционной системы, новой объёмно-пространственной урбанизированной среды. Их поиски вели к изобретению нового интернационального, всеобщего стиля, для которого были характерны монументальность и простота, а новые формы должны были соответствовать новой индустриальной эпохе. Селим Хан-Магомедов – советский и российский искусствовед, выдающийся исследователь архитектуры русского авангарда. Доктор искусствоведения, академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Международной академии архитектуры в Москве. Автор более 450 научных трудов, среди которых монографии, брошюры, статьи. Книга «Архитектура советского авангарда» рассказывает о становлении и развитии архитектуры советского авангарда, внесшего значительный вклад в мировую архитектуру XX в. Показано взаимодействие архитектуры с левым изобразительным искусством. Подробно, с привлечением новых материалов анализируются творческие концепции новаторских архитектурных течений, деятельность основных архитектурных группировок, место и роль ряда организаций и вузов, вклад отдельных мастеров в развитие современной архитектуры. Несмотря на множество книг и альбомов по отечественной архитектуре 1920–30-х годов, двухтомник Хан-Магомедова продолжает оставаться главным обзором всей эволюции архитектурного авангарда, начиная с концепций беспредметного искусства, оказавших на архитектурную мысль непосредственное влияние, инженерного строительства, полемики с модерном и неоклассикой и заканчивая постконструктивизмом. На выставке представлена серия книг «Творцы авангарда», знакомящая с творчеством архитекторов Виктора Калмыкова, Виталия Лаврова, Виктора Балихина, Николая Милютина, Николая Ладовского, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Александра Веснина. Автором очерков также является С.О. Хан-Магомедов.

Авангард затронул не только изобразительное искусство и архитектуру. Влиянию авангардных течений также подверглись книжная графика, дизайн, литература, театр и музыка.

В книге Игоря Воробьева и Анастасии Синайской «Композиторы русского авангарда. Михаил Матюшин, Артур Лурье, Владимир Щербачев, Гавриил Попов, Александр Мосолов» идёт речь о наиболее заметных фигурах русского музыкального авангарда 1910-1920-х годов переходной советской эпохи: Михаиле Матюшине, Артуре Лурье, Владимире Щербачеве, Гаврииле Попове и Александре Мосолове. Каждый из них внес весомый вклад в становление новой музыкальной эстетики, в своих общих чертах соотносимой с эстетикой литературного и художественного авангарда. Отразив типологические особенности радикальных течений в искусстве, эти композиторы в то же время вошли в историю отечественной музыки как яркие индивидуальности, создавшие свои неповторимые художественные миры.

Если открывалась выставка книгой «Картина мира эпохи авангарда», то завершается сборником статей известного музыковеда Инны Барсовой «Контуры столетия», который посвящен русской музыке ХХ столетия, рассматриваемой в контексте истории и культуры различных его десятилетий.

Русский авангард – невероятное и не укладывающееся ни в какие рамки явление 1910-1920-х, создавшее самое узнаваемое российское художественное течение. Российский авангард невозможно объединить каким-то стилем или общей идеей. Каждый из художников авангарда – настолько самобытен, что их произведения нельзя перепутать, а изучать идеи и творчество приходится совершенно отдельно.

Поделиться:
Подбор литературы