ул. Пушкинская, 175А

Моцарт психологии

16+
1 сентября 2021 - 21 сентября 2021
Универсальный читальный зал, 3 этаж
Свободный

В рамках цикла книжных выставок: «Наука в фокусе: избранные имена» Универсальный читальный зал представляет вниманию читателей выставку, посвященную 125-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, литературоведа, методолога наук, философа, одного из создателей отечественной психологии и дефектологии.

На выставке представлены основные научные труды Выготского, среди которых: Собрание сочинений в 6 томах; монографии «Мышление и речь», «Психология искусства», «Психология развития человека», «Психология развития ребенка»; учебники по общей психологии и дефектологии.

Судьба Выготского, как и большинства, выдающихся ученых советского периода, была сложной. После ранней кончины ученого его труды на долгое время были забыты, и его реальное место в советской и мировой психологии было восстановлено лишь в 1955 году.

Л. С. Выготский является основоположником культурно-исторической школы в психологии, которая на данный момент является одной из ведущих школ в отечественной психологии и влиятельным направлением в мировой психологии. В основе культурно-исторической школы лежит учение Выготского, согласно которому главную роль в становлении и функционировании индивидуальной психики играет исторически развивающаяся человеческая культура.

Научные занятия по психологии Выготский начал еще в период обучения в институте и с того момента никогда их не прерывал. Так, за 10 лет интенсивной работы им было написано около 150 научных публикаций, книг и статей. После первого публичного выступления в масштабах страны на 2-ом Всероссийском съезде психоневрологов Выготский был приглашен 22-летним А. Лурией в московский Институт экспериментальной психологии.

О жизненных перипетиях Выготского читатели смогут узнать из книги-биографии врача по образованию Игоря Рейфа «Мысль и судьба психолога Выготского», представленной на выставке. «… Наряду с пропагандой научных идей Выготского, важно каждое живое слово о нем. А очерк И. Рейфа объемно, щедро, красиво совмещает в себе и то, и другое» - говорит в предисловии к ней современный психолог Владимир Леви.

Первое десятилетие своей научной деятельности Выготский посвятил проблемам художественной и литературной критики, литературоведения, эстетики и психологии искусства. Его дипломная работа, впоследствии переработанная в книгу, была посвящена произведению Шекспира и называлась «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира».

Несмотря на название, работа отражала не литературоведческий аспект, а «субъективную, читательскую критику», предвосхищая тем самым главную идею структурной лингвистики – сведение художественной специфики произведения к авторскому тексту. Об этом книга «Анализ эстетических реакций», в которой собраны его работы по психологии искусства. Книга снабжена аналитическим и постраничным комментарием ученого Вячеслава Всеволодовича Иванова.

Книгу «Мышление и речь», которую по праву считают главным трудом ученого, Л. С. Выготский не успел увидеть напечатанной. В своем исследовании, опираясь на учение Ж. Пиаже и полемизируя с ним, он пытается выяснить внутреннее отношение между мыслью и словом ребенка (человека, если смотреть шире). Выготский пришел к выводу, что в начале развития мышления и слова между ними нет никаких отношений и генетических зависимостей. «Мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова». По Выготскому, связь между мышлением и словом является результатом становления человека.

Поделиться:
Подбор литературы