ул. Пушкинская, 175А

Открытие Манежа

418

12 декабря (30 ноября) 1817 года в Москве состоялось торжественное открытие Манежа.

Здание Манежа в Москве - один из самых масштабных и популярных памятников архитектуры, посвященных победе русского оружия в войне 1812-1814 годов. Весьма курьезно, что именно этот грандиозный объект изначально не задумывался в качестве «мемориального». Император Александр I, предполагая осенью 1817 года приехать в Москву, чтобы ускорить и активизировать восстановительные работы в городе, принял решение перенести царский двор на целый год в первопрестольную. К приезду царя для проведения воинского парада в ознаменование 5-й годовщины победы русских войск над Наполеоном для сводного гвардейского подразделения, собранного из героев наполеоновских войн, было решено построить специальное помещение, в котором мог бы развернуться целый полк солдат — экзерциргауз. Участие в его создании гениальных зодчих и инженеров Осипа Бове и Августина де Бетанкура, предопределило историческое и художественное значение Манежа на века.

Манеж решили построить напротив кремлевской стены, в пределах отрезка между Троицкой и Средней Арсенальной башнями. До пожара 1812 года в пределах объявленных границ застройки и до Моховой улицы. В те времена неподалеку от этого места располагались отдельные действующие полки. После завершения юбилейных торжеств воины этих полков смогли бы использовать экзерциргауз по прямому назначению.

В мае 1812 года Августин де Бетанкур представил проект здания с размерами внутри стен 166,1 х 44,7 м и предложил исключительно оригинальное решение по постройке перекрытия, составленного из деревянных стропильных ферм. Манеж не должен был иметь ни одной внутренней колонны, поэтому фермы длиной по 44,86 м должны были перекрывать все пространство. Для того времени такое инженерное решение было уникальным. Основное конструктивное новшество, примененное Бетанкуром, состояло в использовании особых металлических деталей при соединении деревянных ферм и стропил в перекрытии будущего Манежа. Сделано это было так, что деревянные составляющие нигде не имели тесного соприкосновения друг с другом. Это придавало фермам определенную подвижность и значительно снижало риск загнивания на стыках. Но риски в процессе эксплуатации такого объекта было довольно сложно просчитать даже опытному инженеру, поэтому Бетанкур углубил фундамент на четыре метра, чтобы избежать возможной осадки огромного здания. Усиливать пришлось и стены, так как именно на них приходилась нагрузка от крыши и перекрытия. Оригинальность конструктивной мысли архитектора проявилась и в том, что крыша была спроектирована под асимметричную нагрузку, предусматривающую неравномерное скопление снега на теневой и солнечной сторонах.

Возведение здания было возложено на генерала Карбонье и производилось особым штатом инженеров и архитекторов, ему подведомственных. Главным архитектором строительства был назначен Карл Иванович Ламони (1783—1844), каменных дел мастер в Комиссии для строений в Москве. С начала постройки фактическим производителем всех работ являлся инженер-поручик А.Я. Кашперов, который сыграл большую роль и в дальнейшей истории здания. Основная работа велась им, так как и Августин Бетанкур, и Лев Карбонье находились в Петербурге и руководили строительством при помощи переписки. Для осуществления контроля над работами Бетанкур несколько раз приезжал в Москву.

Уже к началу осени 1817 года строительство Манежа подходило к концу. В октябре производились кровельные работы, а в ноябре устраивался парапет на крыше, шло остекление окон. Строительство продолжалось 6 месяцев, и 30 ноября 1817 года экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск.
Торжественное открытие Манежа было отмечено в «Московских ведомостях»
19 ноября 1817 года: «Сие огромное здание начато с весны нынешнего года. Длина строения 81, а ширина 25 сажен, стены же в 5 аршин толщины; но всего удивительнее потолок, который на столь обширном здании ничем внутри не поддерживается и утвержден только на стропилах, по плану господина генерал-лейтенанта Бетанкура составленных. Все с любопытством смотрят на сие необыкновенное здание».

Чтобы оставить свидетельство о проделанных работах, Бетанкур опубликовал в 1819 году в Петербурге небольшим тиражом монографию «Description de la Salle d’exercice de Moscou» («Описание Московского дома для упражнений»). В ней автор уникального перекрытия раскрыл секреты своей работы, сопроводив текст чертежами и рисунками. С электронной копией издания можно познакомиться в электронной библиотеке «Электронекрасовка» https://electro.nekrasovka.ru/books/6153039/pages/1.

Несоблюдение правил эксплуатации уже летом 1818 года привело к необходимости замены некоторых стропильных балок. Реконструкция кровли затянулась до мая 1824 года, из-за этих продолжительных работ была надолго отложена отделка Манежа.
За эти годы первоначальные эскизы по отделке фасадов уже морально устарели и разонравились венценосному заказчику, поэтому создание нового проекта фасадов Манежа было поручено Осипу Бове, который к тому времени возглавлял комиссию по реконструкции Москвы после пожара 1812 года. Бове настоял на том, чтобы фасады здания были выполнены как можно более лаконично. Основной тематикой лепных украшений Манежа, выполненных в виде атрибутов древнеримских легионов, стало прославление успехов русской армии в Отечественной войне 1812 года. Вероятнее всего, зодчий рассчитывал продолжить работы над украшением фасадов здания, но к 1825 году император Александр I окончательно потерял интерес к московскому экзерциргаузу и изготовление новых барельефов было приостановлено.

Строительство и реконструкция Манежа с 1817 по 1825 год обошлись российской казне в 1 204 693 рубля. Так стараниями двух архитекторов Москва получила одно из лучших произведений классицизма в России.

В том виде, в котором его оставил Бове, Манеж простоял до начала XXI века, в то время как назначение его менялось несколько раз. Уже к 1831 году отпала необходимость в проведении там военных смотров, и грандиозное сооружение у стен Кремля стали использовать в мирных целях. Здание бывшего экзерциргауза приняло первую выставку этнографии народов России, а также первую международную выставку автомобилей и велосипедов. Там проходили политехнические, сельскохозяйственные и промышленные выставки, устраивались гуляния и ярмарки. Время от времени этот памятник победы становился концертным залом, где выступали пианист Антон Рубинштейн и дирижер Гектор Берлиоз. Статус выставочного зала сохранился за Манежем и до наших дней.

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы