ул. Пушкинская, 175А

Первый троллейбус

652

21 октября 1936 года в Ленинграде запустили первый троллейбус. К началу 30-х годов прошлого века в городе уже существовала развитая трамвайная сеть, однако для удовлетворения потребностей ленинградцев этого не хватало. Решение о запуске городского троллейбуса было принято в 1933 году. Спустя три года по маршруту Красная площадь (ныне площадь Александра Невского) — проспект 25 Октября (ныне Невский проспект) — улица Гоголя (ныне Малая Морская улица) — бульвар Профсоюзов (ныне Конногвардейский бульвар) — площадь Труда прошёл первый ленинградский троллейбус — это была машина модели ЯТБ-1, выпущенная в Ярославле.

В течение следующих трёх лет в городе открыли ещё три троллейбусных маршрута — один из них связывал центр Петербурга с Финляндским вокзалом, второй — с Балтийским, а третий вёз пассажиров к недостроенному на тот момент троллейбусному парку № 1.

В 1937 году произошла первая крупная авария — троллейбус занесло на гололёде, и он упал в Фонтанку. В результате трагедии погибли 13 человек. После этого модель ЛК, с которой и случилась катастрофа, сняли со всех маршрутов и списали.

К 1941 году по Ленинграду курсировали 133 троллейбуса, а общая длина маршрутов составляла 36,6 километра. Война остановила развитие этого транспорта: троллейбусное движение прекратили 20 ноября 1941 года и вновь запустили только после снятия блокады, 24 мая 1944 года. В 1942 году троллейбус планировали пустить по льду Ладоги, чтобы соединить осаждённый город с большой землёй. Машина с демонтированным креслами должна была перевозить еду, сырьё и материалы. Предварительные расчёты показали, что перевозки троллейбусами будут намного дешевле автоперевозок, а пропускная способность Дороги жизни будет увеличена. К сожалению, в планы вмешалась погода: из прогноза следовало, что толщина ладожского льда зимой 1942 года будет меньшей, нежели в 41-м. В итоге руководство решило не рисковать людьми и техникой.

В послевоенный период рогатые машины пережили возрождение и расцвет: к 1956 году в городе насчитывалось 14 троллейбусных маршрутов, в том числе на Васильевском острове, Петроградской и Выборгской стороне, в Автово и на Охте. С 1965 года троллейбусы стали ходить на окраины — к примеру, в Купчино и в Весёлый Посёлок — там в те годы активно возводили новостройки. В 1991 году число маршрутов в городе достигло своего максимального количества — 50, а обслуживали их 1400 троллейбусов.

Интересно, что в конце 1980-х советские чиновники разработали проект по соединению троллейбусных сетей Гатчины и Ленинграда, однако он был заморожен из-за недостатка финансирования. В начале XXI века его пытались возродить, но также безуспешно, несмотря на то, что авторы успели зарезервировать территорию под депо и даже установить опоры контактной сети на некоторых улицах.

С 1992 года развитие троллейбусного движения в городе практически прекратилось, лишь изредка администрация запускала новые маршруты, а хозяйство медленно, но верно приходило в упадок. Машины ветшали, депо разрушались, а на некоторые маршруты отменили и разобрали контактную сеть.
В 2017 году в Петербурге запустили первый маршрут электробуса — эта машина представляет собой нечто среднее между автобусом и троллейбусом и считается более экологичной. Электробус может двигаться не только с помощью контактной сети, но и преодолевать часть пути на автономном ходу за счёт аккумуляторных батарей, которые заряжаются прямо во время движения под троллейбусной контактной сетью.

Однако и обычные троллейбусы в городе до сих пор живы. Интересный факт: за один день все петербургские троллейбусы проезжают расстояние, примерно равное двум экваторам (81 тысяча км), то есть дважды «огибают Землю».


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы