ул. Пушкинская, 175А

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОНУ В 1940-е ГОДЫ

616

По школьной переписи 1911 года охват обучением детей школьного возраста (8-11 лет) составлял всего 36%. Число оканчивавших станичные, сельские и хуторские начальные школы - 8% от общего числа учащихся.

Всеобщее начальное обучение на Дону было осуществлено, в основном, в 1931 году. За годы сталинских пятилеток школьная сеть непрерывно росла; в сельских местностях развертывалось семилетнее обучение, а в городах- десятилетнее.

В 1940 году школьная сеть в Ростовской области включала всего 2 594 школы, из них: начальные школы – 1 736; неполные средние школы – 520; средние школы – 338. В 1940 году в области в школах всех типов обучалось 487,2 тыс. учащихся, из них в I- IV классах- 283, 5 тыс., в V - VII классах-168,2 тьrс. и в VIII-X классах-35,5 тыс. учащихся.

(Для сравнения:
По данным министерства общего и профессионального образования Ростовской области на 1 января 2023 года образовательный комплекс Ростовской области включает 1 141 общеобразовательную организацию, из них 1 075 дневных муниципальных школ, 4 – вечерних школы, 8 государственных школы-интерната, 3 – государственных санаторных школы-интерната, 30 – государственных коррекционных образовательных организации, 1 – специальная учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным поведением, 14 – негосударственных общеобразовательных организаций, 6 – общеобразовательных организаций, подведомственных департаменту по делам казачества и минспорта Ростовской области.
Всего в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных организациях Ростовской области обучалось 462,6 тысяч детей, в том числе 51,1 тыс. первоклассников и 14,6 тыс. одиннадцатиклассников.

Расширялось строительство новых школьных зданий в области. Так, в 1936 году было построено 34 школьных здания, в 1937 году- 27, в 1938 году - 34, 1939 - 28, а в 1940 году- 11 школ. Всего за 5 лет, предшествовавших Великой Отечественной войне в Ростовской области было построено 135 школ на 59 350 ученических мест).

В 1939-1940 учебном году в Ростовской области из каждых 100 учащихся 1-IV классов 53,1% продолжали учиться в V-VII классах, а из каждых 100 учащихся V-VII классов 21,2% продолжали учебу в VIII-X классах.

В 1939-1940 годах в нашей области было 99 средних школ для взрослых с 14 100 учащихся в них.

В 1940 году на образование было израсходовано 179,6 млн. рублей, что составляло 35,8% всей расходной части бюджета области.

В 1913-1914 учебном году в школах Области войска Донского работало 3824 учителя. Для подготовки учителей существовали только один учительский институт и одна учительская семинария. Подготовка педагогических кадров обеспечивалась также через систему заочного обучения при педагогических учебных заведениях.

За годы Советской власти в Ростовской области выросла сеть высших и средних педагогических учебных заведений. Накануне Великой Отечественной войны в Ростовской области было 2 педагогических ВУЗа, 3 учительских института и 7 педагогических училищ. Эти учебные заведения подготовили школам Дона и всей стране десятки тысяч новых педагогов.

В 1940 году заочно и в порядке экстерната училось 6 790 учителей Дона, из них в университете, пединституте и учительских институтах- 3 662 чел., в педагогических училищах – 3 128 чел. Кроме того, в течение 1937-1940 годов курсами повышения квалификации было охвачено 6 440 учителей, в том числе: учителей начальной школы – 3 654 чел.; V- Х классов – 1 852 чел., руководящих работников школ и отделов народного образования - 608 человек. Для повышения квалификации педагогов в Ростове-на-Дону работал Областной Институт усовершенствования учителей, который вел большую работу по изданию методической литературы в помощь учителям.

В годы Отечественной войны немецко-фашистские захватчики причинили огромный ущерб культурным учреждениям Дона, особенно, школам. Из 2 609 школьных зданий гитлеровцами были уничтожены полностью 690 (26% от общего числа), значительно разрушены 600 зданий (23%), а остальные приведены в негодность, оnустошены и осквернены.

Из 280 детских домов и садов разрушены 110 (39%). Стоимость разрушенных зданий (школ, детских домов и детсадов, педагогических училищ, детских библиотек и др.) составила 164,8 млн. рублей, а стоимость сожженного и разграбленного имущества школ и детских учреждений 84,4 млн. руб.

После освобождения Ростовской области в 1943 году началось восстановление учебных заведений. За 4 года в Ростовской области было восстановлено 313 школьных зданий, 80 зданий детских садов и 5 зданий педагогических училищ. На строительство, ремонт и восстановление этих зданий затрачено 46,4 млн. руб.

Для физически ослабленных детей организована областная лесная семилетняя школа с санаторным режимом. Школа была хорошо оборудована, имела опытный пришкольный участок и подсобное хозяйство.

В Матвеево-Курганском районе все 80 школьных зданий были разрушены. Учителя и колхозники при участии самих учащихся принялись за восстановление школьного дела в районе, и через месяц после изгнания фашистов 1 687 учеников (из 2 127) сели за парты.

Из 55 разрушенных и разоренных школ Дубовекого района 48 были восстановлены еще в 1943 году. В Октябрьском районе восстановлена 31 школа из 33. В Романовском районе родительский актив своими силами построил 2 школы.

Целинская средняя школа была приведена в период немецкой оккупации в полную негодность: стены были пробиты снарядами, окна выбиты, мебель сожжена, кабинеты разгромлены. На другой день после изгнания из Целины немецких оккупантов школа активно взялась за восстановление своего хозяйства. Учителя и учащиеся вместе с родителями мазали, штукатурили стены школы, собирали среди населения необходимую мебель, хотя и не совсем пригодную. Через 10 дней школа уже приступила к регулярным занятиям.

Наряду с успешным восстановлением в области школьных зданий и значительной части школьного имущества проведено и восстановление 41 детского дома на 2 243 детей. Из 6 000 детей, воспитанников детских домов, 3475 - дети воинов, погибших на фронте в Великую Отечественную войну.

С 1 июня 1943 года по 1 сентября 1944 года контингент учащихся увеличился на 202 400 человек. Учащиеся были размещено в 2 577 школах. До войны (в 1940 году) в системе Областного отдела народного образования было 2 594 школы. Таким образом, еще до завершения Великой Отечественной войны на Дону почти полностью была восстановлена довоенная сеть школ.

В 1944-1945 учебном году в области к школьным занятиям приступили 337,8 тыс. детей, юношей и девушек, из них I- IV классов – 244,9 тыс. учащихся, в том числе около 40,0 тыс. детей-семилеток; V-VII классов-78,2 тыс. учащихся и VIII-X классов – 14,7 тыс.

Была также восстановлена сеть педагогических училищ, контингенты учащихся которых достигли довоенного уровня.

За активное участие в деле восстановления школьных зданий и оборудования учителя Дона А. Ф. Абрамова, Е. Я. Асеева, П. И. Бутенко, А.П. Макарова, А. С. Никитин, Д. П. Романов, И. Н. Сабат, Г. А. Тормосин, Т.С.Чубава награждены значком «Отличник народного образования».

Таким образом, в условиях больших трудностей военного времени, а затем и послевоенного периода, сотни тысяч школьников приступили к учебе; тысячи дошкольников вновь пришли в восстановленные трудящимися детские сады; тысячи беспризорных детей получили хорошие условия жизни в детских домах.

Педагогический состав

На 1 января 1940 года в Ростовской области было 18 380 учителей, из них с высшим образованием - 2 286; окончивших учительские институты - 2626 чел.; со средним образованием – 10 618, в том числе со средним педагогическим образованием – 7 093 чел.

На 1 января 1940 года учителей, работавших в I - IV классах, было 10 168 чл., в V - VII классах - 5 854, в VIII - Х классах – 1 856 чел. Кроме того, учителей музыки, пения, рисования, черчения, физкультуры и военного дела было 502 человека.

Советское правительство по заслугам оценило самоотверженную работу советских учителей, наградив многих учителей Ростовской области орденами и медалями Советского Союза.

Заведующая учебной частью Ростовской средней школы N 39 Евгения Андреевна Шелепина была избрана депутатом в Верховный Совет РСФСР. Старейшая учительница той же школы, 57 лет своей жизни отдавшая делу воспитания и обучения детей, Софья Михайловна Трифилова получила высокую правительственную награду - орден Ленина. В 1947 году ей присвоено звание заслуженной учительницы РСФСР. Отмечая самоотверженную работу Софьи Михайловны Трифиловой, ее коллега, депутат Верховного Совета РСФСР Е. А. Шелепина говорила: «Когда видишь, как работает Софья Михайловна, удивляешься ее молодой, кипучей энергии <…> Право же, она кажется самой молодой из всех нас. В чем «тайна» ее высокого мастерства? Прежде всего, в том, что она горячо любит детей, понимает их психологию, индивидуально подходит к каждому ученику, учитывая все его особенности и способности. Отстающим она помогает, занимается с ними после классных уроков, а тех, кто хорошо работает, умеет воодушевить, чтобы они еще лучше учились. Она хорошо знает семейно-бытовые условия каждого школьника, знакомится с их родителями, культурно влияет на них, помогая своими советами, как лучше воспитывать детей, содействовать их успешной учебе в школе ...».

Поздравляя свою учительницу с высокой правительственной наградой, группа комсомольцев-фронтовиков писала ей в своем письме: «Мы гордимся вами, дорогая Софья Михайловна, гордимся нашей учительницей, которая воспитала нас, помогла выйти на правильную дорогу жизни. На фронте мы отдаем все силы на разгром врага, мы боремся за счастье нашей Родины-этому вы учили нас с детства».

Директор семилетней Целинской школы Виктория Ивановна Мычкина награждена орденом «Знак почета» и медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Высокая требовательность к себе и коллективу; повседневное руководство и неослабный контроль за работой каждого учителя и ученика школы; продуманный общешкольный план работы; большая общественная ра6ота,-все это, вместе взятое, обеспечивало ее успех во многогранной и ответственной работе руководителя советской школы.

Учительница Лопанской школы Целинекого района Лидия Дмитриевна Пушкаренко 30 лет беззаветно служит делу народного образования. Она не только образцовый преподаватель, но и общественный деятель на селе, ведет большую культурно-просветительную работу среди населения. Во время Отечественной войны Лидия Дмитриевна всю свою общественную работу проводила под девизом: «Все для фронта!» На возведении земляных укреплений, в колхозной бригаде во время уборочной, на погрузке зерна для отправки на элеватор, в кампании по сбору подарков для Советской Армии, в подписке на государственный заем - везде и всегда Лидия Дмитриевна была первой, увлекая своим примером молодежь. Ученики Л. Д. Пушкаренко, выпускники десятых классов, всегда успешно сдают экзамены при поступлении в высшие учебные заведения.

Преподаватель физики той же школы Семен Михайлович Богданов увлекательно преподает свой предмет. Теоретические положения он умело подтверждает опытами, в результате чего ученики Семена Михайловича отлично знают физику и любят ее. Учитель С. М. Богданов много работает над повышением педагогической квалификации - им написан проспект учебника по физике и отослан на проводимый правительством конкурс на лучшие учебники. Семен Михайлович оказывает большую помощь молодым учителям- руководит методическим объединением, ведет большую культурно-просветительную работу, его лекции: «Атомная энергия», «Наука и суеверие» и др. пользовались большим успехом у населения.

В течение 25 лет работает в Александровской двухкомплектной начальной школе Самарского района Александр Кононович Музыченко. Учебно-воспитательную работу одновременно с двумя классами он проводит образцово, добиваясь высокой успеваемости учащихся. В период Отечественной войны Музыченко с оружием в руках защищал Родину от немецко-фашистских захватчиков. Вернувшись после демобилизации из Советской Армии в свою школу, Александр Кононович провел большую работу по восстановлению взорванного гитлеровцами школьного здания. Он не только хорошо подготовил школу к новому учебному году, но и обеспечил за счет пришкольного участка горячие завтраки ученикам; создал фонд всеобуча, значительно укрепил учебно-материальную базу школы. Закон о всеобуче этой школой выполнен полностью. Являясь внештатным инспектором районного отдела народного образования, А. К. Музыченко систематически выполняет задания по обследованию школ, помогает в работе учителям и руководителям других школ, передавая им свой опыт.

Василий Григорьевич Слесарев 52 года работал учителем Волошинской начальной школы. Жизненный путь, пройденный Василием Григорьевичем, является образцом самоотверженного труда на поприще народного просвещения.

Немало таких энтузиастов, подлинных народных учителей, работало в школах Дона.

21 июня 1943 года, в дни самых ожесточенных боев с гитлеровскими захватчиками, Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Этим постановлением были введены выпускные экзамены за весь пройденный курс в IV и VII классах, экзамены на аттестат зрелости в Х классах и учреждены золотая и серебряная медали для награждения учащихся за выдающиеся успехи при отличном поведении.

Послевоенная сталинская пятилетка предусматривала грандиозный рост науки и техники в нашей стране. Для достижения высокого технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства был необходим большой культурный рост и научная подготовка кадров. А это, в свою очередь, в значительной мере зависело от постановки школьного образования. «Выпускник средней школы должен быть вполне зрелым человеком не только c точки зрения академической успеваемости, успешного вьшолнения им учебного плана, он должен обладать гражданской зрелостью: понимать и патриотически исполнять свои обязанности советского гражданина, проявлять высокую социалистическую культуру в быту, в отношениях между людьми, непрерывно совершенствовать свою практическую деятельность на благо советского народа».

В 1947 году по итогам экзаменов на аттестат зрелости «за отличную успеваемость и дисциплину» учащимся, окончившим среднюю школу, было присуждено 28 золотых и серебряных медалей.

Среди недостатков школьного образования в статьях того времени отмечалось, что в школах «не добились еще полного выполнения закона о всеобуче многих детей школьного возраста, мы еще не охватываем обучением так, чтобы они не покидали школу, а учились в ней от начала и до конца учебного года. У нас немало еще второгодников. Мы еще не достигли такого положения, чтобы хозяйственное состояние и учебная база школ отвечали высоким требованиям к качеству педагогического процесса.

Руководящие партийные и советские органы зимой 1947 г. вскрыли запущенность хозяйственного состояния школ Ростовской области указали, что эта хозяйственная запущенность школ приводит к падению дисциплины и посещаемости уроков, к снижению качества учебно-воспитательной работы учителя и успеваемости учащихся.

Отмечая эти недостатки, XVIII сессия Ростовского областного Совета депутатов трудящихся «обязала исполком областного Совета, городские и районные Советы депутатов трудящихся и органы народного образования:

а) в 1947-48 учебном году полностью осуществить Закон о всеобщем обязательном обучении детей;

б) провести тщательную и своевременную подготовку всех школ к началу нового учебного года;

в) улучшить учебно-воспитательную работу в школах и детдомах;

г) повысить идейно-теоретический уровень и педагогическую квалификацию учителей;

д) ликвидировать запущенность хозяйственного состояния школ и укрепить их учебно-материальную базу».


Источник:

Савин Г. Н. Народное образование на Дону. Ростов-на-Дону, 1947


Фото/Видео

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы