ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

АЛАН МУР «ПРОВИДЕНС», «НЕОНОМИКОН» [18+]
08.02.2022

С ЛЮБОВЬЮ, НО БЕЗ ПРИДЫХАНИЯ: 

АЛАН МУР «ПРОВИДЕНС», «НЕОНОМИКОН» [18+] 

ХУДОЖНИК: Дж. Берроуз 

ПЕРЕВОД: А. Мальский 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: fanzon, 2019-2020

XXI век – это время диалога, когда психотерапевтическая практика дала нам небывалые доселе ресурсы. Мы многое можем осмыслить и понять иначе. И здесь нам есть чему поучиться у западного читающего сообщества, которое смело рефлексирует на тему своих классиков, открыто говорит об их творчестве и перерабатывает их наследие. Без нелепого придыхания, без слепого обожествления, без упертого непонимания. Придыхание всегда убивает свободное чтение. Представляете, что бы поднялось в среде «носителей культуры», если бы кто-то у нас сделал комикс о жизни Гоголя, в котором Николай Васильевич собственной персоной летает на черте, служит черную мессу и пытается противостоять токсичной матери? Даже не пробуйте представить.
А пока у нас такого комикса нет, давайте поговорим об Алане Муре и его признании в любви классику американской литературы Говарду Филиппсу Лавкрафту.
Что вы знаете о Лавкрафте? Что это был мужчина с массивной нижней челюстью, который писал страшные рассказы? Что еще? О нем самом? О его детстве? О жизни? Чем больше узнаешь Лавкрафта, тем больше влюбляешься в него: в его позёрство, в джентльменский кодекс, в хрупкость, в юношеский максимализм, в его отвращение к моллюскам, в страсть к ночному образу жизни, в обожание кошек, в манию писать тысячи писем, в неспособность зарабатывать и, наконец, в нежелание увидеть свою ценность, отчаянное упорство в принципах и неверие в свой талант.
Воспитанный невротичной матерью, как и многие классики русской литературы, он на всю жизнь сохранил это ощущение собственной никчемности, потерянности и неприспособленности к жизни. Сьюзи Лавкрафт любила сына, но никогда его не обнимала, не баловала – она только тревожилась, нервировала и изолировала ребенка от всего мира.
Алан Мур знает Лавкрафта лучше, чем самого себя. И если вы не боитесь откровенного разговора о классике, смело окунайтесь в его комикс. «Убийственная шутка», «Хранители», «V – значит вендетта» - все эти истории принесли ему мировой успех и славу. Но сегодня Мур ведет затворнический образ жизни, почти не общаясь с внешним миром, и создает авторские комиксы для издательств со спорной репутацией вроде Avatar Press, известного зашкаливающим количеством крови в своих изданиях.
И если Мур известен, то Говард Лавкрафт воистину велик и неподражаем. Его мифы Ктулху проникли во все сферы массовой культуры, их изучают современные философы. И, скорее всего, каждый знает, что Ктулху спит и видит сны в Р'Льехе.
Мур умеет нарушать правила и переворачивать канон с ног на голову. Его «Хранители» разрушили стереотип о супергероях, «Убийственная шутка» показала Джокера обычным человеком. «Провиденс» тоже сломал шаблоны, создавая на основе творчества Лавкрафта уникальное и особенное полотно.
Говоря о «Провиденсе», нельзя не упомянуть два других комикса Мура – «Двор» и «Неономикон».
Главный герой «Двора» боится любого физического контакта, нелюдим, склонен к социофобии. Он явный расист, но при всем этом он также федеральный агент. В работе он применяет «теорию аномалий» для того, чтобы искать зацепки в сложной серии дел об убийствах.
Уже в этой, как бы пробной работе, влияние Говарда Филлипса на мир показано максимально ярко — в комиксе фигурируют группы Ulthar Cats и Leng, а в речи персонажей постоянно проскальзывает «фхтагн». Носители знаний о Лавкрафте часто либо сами сходят с ума, либо становятся причиной помутнения рассудка у других людей.

В «Неономиконе» события происходят спустя пару месяцев после «Двора». В этой истории Мур ещё глубже погружает читателя в мир Лавкрафта, буквально вшивая его мифологию в саму плоть комикса, в его основу. «Неономикон» рассказывает о женщине-спецагенте, которая под прикрытием внедряется в культ, поклоняющийся живому и весьма активному глубоководному. И здесь психологически неподготовленного читателя ждет весьма извращенная фантазия, которая намного глубже и невероятнее, чем может показаться.
В «Неономиконе» Мур продолжает определять правила игры с читателем, прощупывая границы его психики и восприятия.
Если герой «Двора» - расист и сексист, в котором многие узнают черты самого Лавкрафта, то в «Неономиконе» картина принципиально иная. В нем главные герои – женщина и афроамериканец. А таких героев у Лавкрафта никогда не было: в его рассказах вы не встретите ни одной женщины и ни одного представителя другой расы.
При всем этом не стоит забывать, что комикс вышел в Avatar Press и имеет полный и обязательный для этого издательства пакет: кровь, сцены насилия. И если чопорный Лавкрафт тщательно игнорировал темы секса, Мур осознанно выводит их в основную смысловую канву. Поэтому возрастное ограничение комиксов – строго 18+, и их не стоит дарить ребенку. Это история для взрослого читателя, пичем разбирающегося в творчестве Лафкрафта и понимающего, как работает хоррор.
В «Провиденсе» Мур завершает свою трилогию и расставляет все точки над i. Главный герой – Роберт Блэк. Он журналист и пишет не самые интересные статьи. Очередной поиск материала случайно приводит его к пьесе, которая, по слухам, сводит людей с ума. Мимоходом обсудив с коллегами связи этой пьесы с произведениями Амброза Бирса, он отправляется брать интервью у человека, посвятившего пьесе статью. Дальнейшие события складываются так, что Роберт оставляет работу в газете и с тетрадью под мышкой отправляется путешествовать по Новой Англии, совсем как Лавкрафт когда-то.

Во время своего путешествия он соприкасается с героями произведений Лавкрафта, которых, правда, зовут немного по-другому. Роберт встречает сновидца и мужчину, видящего существ из иного мира, сталкивается с богохульными святынями и узнает легенду о загадочном Избавителе. А потом встречает и самого Говарда Филлипса Лавкрафта собственной персоной.
Лавкрафт — один из центральных персонажей «Провиденса», и замысел Алана Мура оказывается куда интереснее, чем банальная экскурсия по знаковым произведениям и фактам биографии. Мур осознанно разрушает, а потом заново собирает саму фигуру писателя как создателя огромного и продуманного до деталей эпоса.
Лавкрафт — забавный чудаковатый мужчина, немного стеснительный и старомодно изъясняющийся. В какой-то момент выясняется, что покойный дед Говарда был членом древнего мистического ордена. Вся жизнь Лавкрафта таким образом оказалась тщательно спланирована с одной целью — поведать всем о пришельцах из иного мира и древних, рассказать так, чтобы в это поверили. Прочувствуйте уровень изощренности Мура: он сделал Говарда Лавкрафта типичным персонажем историй Говарда Лавкрафта. Шкатулка в шкатулке.

Всей своей работой Мур беззлобно, но вполне откровенно высмеял человечество и наглядно показал, что наши стремления и желания ничего не значат, ведь мы даже собственной жизнью не управляем. Отсутствие веры в людей — это общая черта и Мура и Лавкрафта. Но при этом человек Лавкрафта – ничтожный, но осознающий свою ничтожность, желающий ее преодолеть. А вот человек Мура зачарован безысходностью.
Алан Мур отлично понимает, какое влияние на культуру в целом оказали работы Лавкрафта, и выкручивает эту идею на максимум, показывая, как искусство буквально способно изменить наш мир.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы