ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ГЛАВНЫЕ КНИГИ 2021 ГОДА
30.12.2021

ГЛАВНЫЕ КНИГИ 2021 ГОДА: 

ЧТО МЫ ЧИТАЛИ И ПОЧЕМУ

В отличие от 2020 года, богатого на литературу о трудностях выживания в условиях постапокалипсиса, 2021 принес совсем другие – неожиданно камерные темы. Пандемия затянулась, все устали – от неопределенности, от страха, от масочного режима, от невозможности путешествовать. Люди по всему миру начали искать спасения в литературе, способной хоть как-то унять их тревогу. Нам хотелось переключить внимание с внешнего и глобального на локальное и глубоко личное – спрятаться от вируса в себе и своих близких. Важнейшие литературные истории уходящего года рассказаны изнутри главных героев, тонко обыгрывают их особенности восприятия мира, помещают реальность в фокус индивидуального опыта.
В этой подборке я собрала для вас 9 главных, на мой взгляд, книг 2021 года, объединенных пафосом этого возрождённого индивидуализма, напомнивших нам: нет ничего интересней человека, и литература – лучший способ совершить путешествие в иное, на другой манер обустроенное сознание.

Джеральдин Брукс, «Год чудес»

«Год чудес» рассказывает о людях во время чумы – о том, как они ее проживают. История основана на реальном случае: в 17 веке жители английской деревушки приняли героическое решение изолироваться, чтобы остановить распространение болезни. В центре этой вселенной сильная женщина – Анна, которая борется не только с чумой, но и с нарастающим безумием, сокрушительной паникой окружающих. История о том, как усилиями одного человека год ужаса вдруг оборачивается годом чудес, открытий и счастья – мимолётного, но настоящего.
Этот действительно прекрасный роман предлагает читателю не ждать, пока закончится чёрная полоса – а жить полной жизнью. И тогда настанут новые времена – пусть не повсюду, но возле вас наверняка.

Наринэ Абгарян, «Симон»

Абгарян вновь возвращается в армянский городок Берд, знакомый читателю по ее предыдущим произведениям. Именно здесь, в крошечном и суматошном Берде, разворачивается история бесконечной любви и неизбежного расставания. На похоронах каменщика Симона встречаются все его бывшие возлюбленные: каждая со своим личным горем, отчаянием и внутренним светом. «Симон» - удивительно трогательная притча о том, что каждый человек приходит в твою жизнь не просто так, из этих пересечений рождается симфония: прислушайся, она звучит прямо сейчас. В этом романе много нежности к обычному человеку с его обычными проблемами – искреннего чувства, способного преобразить рутину.

Мелисса Бродер, «Вскормленная»

Главная героиня «Вскормленной» - Рейчел, которая не верит ни во что кроме подсчёта калорий. Весь ее день подчинен маниакальному соблюдению пищевых ритуалов, в которых она обретает иллюзию контроля над собственной жизнью и отвлекается от главной своей проблемы – токсичной матери. Однажды она знакомится с Мириам, и начинает осознавать, что испытывает невероятный голод: по еде, по духовной близости. Это пронзительная ироничная история о возвращении себе собственной жизни и права быть разной: худой, полной, сытой, голодной, встревоженной, счастливой. «Вскормленная» помогает понять, как, наконец отключить тревожность и начать о себе заботиться (а главное – зачем).

Василий Авченко, «Дальний Восток. Иероглиф пространства»

Занятые повседневными делами, мы не задумываемся, насколько мало знаем о тех, кто живёт в других уголках страны. В чем особенности Дальнего Востока, объединившего традиции Европы и Азии? На этот вопрос Василий Авченко ответил в своей удивительной книге-исследовании, рассказывая обо всех, кто когда-либо осваивал Дальний Восток, жил там или, посетив однажды, влюбился навсегда. Эта книга - не учебник по истории края, а вдумчивая личная попытка расшифровать геном Дальнего Востока, показать, как человек не только отражает в себе, но и преображает собой территорию. «Дальний Восток. Иероглиф пространства» помогает обрести силу в чувстве сопричастности к
огромному разнообразию территорий и смыслов под названием Россия.

Линь Ихань, «Райский сад первой любви». Кейт Элизабет Рассел, «Моя темная Ванесса»

Две важнейшие книги этого года, рассказывающие о личном опыте насилия и поднимающие вопросы интеграции его жертв в общество, которое их либо осуждает, либо игнорирует. В последние пять лет движение против харассмента стало магистральной темой во всем мире от США до Китая. Обе книги повествуют о домогательствах в школьной среде через истории двух девочек: 12-летней Фан Сыци и 15-летней Ванессы, которые оказались беззащитны перед манипуляциями взрослых. Им обеим хочется верить, что их уничтоженная жизнь – это история мучительной, но истинной любви. Одна сумеет пережить травму, а другая – нет. Эти книги – прививка от равнодушия, их закрываешь с твёрдой уверенностью в том, что один участливый вопрос и бескомпромиссность могут спасти чью-то жизнь.

Джеймс Макбрайд, «Дьякон Кинг-Конг».

В центре сюжета Макбрайда - жители комплекса «Коз-Хаусес» в Бруклине, которых объединяет местный дьякон. Здесь все знают друг друга, а неприятности одного тут же становятся общими. Соседи могут рассориться и устроить мордобой на празднике, но когда один оказывается в беде, его никогда не дадут в обиду. Они всегда поддержат друг друга: кулаком, плечом и словом божьим. Здесь бывшие жены помогают мужьям в бизнесе, гангстеры ухаживают за материнским садом, а солистки церковного хора молятся перед граффити с чернокожим Иисусом. Потому что в «Коз-Хаусес» возможно все.
Роман полон настоящего искреннего сострадания, ведь Макбрайд пишет о простых людях и умеет находить красоту в обыденном и неприглядном. «Дякон Кинг-Конг» – концентрат чистой эмпатии. Он рассказывают про чудо человеческой близости, которое может произойти в любой момент при любых обстоятельствах.

Дуглас Стюарт, «Шагги Бейн»
Автобиографичный роман Стюарта - пожалуй, самый яркий и неожиданный текст этого года. Предельная степень искренности, совмещённая с точностью, неожиданна всегда, даже в автофикшн. «Шагги Бейн» рассказывает об опыте преодоления трагедии. Дуглас Стюарт, как и его герой Шагги, был младшим ребенком матери-алкоголички, и в 16 лет остался сиротой. В романе переплетены темы зависимости, бедности и незащищенности. Несмотря на то, что роман рассказывает о боли утраты и страхе быть собой, он полон света, жизни и искренней радости. Снимая табу с темы травмы, эта книга дает читателю шанс выбраться из прошлого, которое стало ловушкой.

Линор Горалик, «Имени такого-то»

Новый роман Линор Горалик – странный сплав бытописания и масштабной драмы. События разворачиваются осенью 1941 года, когда подмосковная психиатрическая лечебница готовится к эвакуации. Не хватает одежды, медикаментов, еды. К тому же ни для кого не секрет, как поступают с душевнобольными солдаты рейха. Личные истории участников этой трагедии сливаются в один голос. В какой-то момент становится очевидно: врачи и пациенты сражаются не за только себя – они спасают от небытия сам проект под названием «человечество». Это история про героизм, который маскируется под самые заурядные поступки. Сегодня он нужен нам как никогда.
 
С наступающим Новым годом и Рождеством!

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы