ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

РЕБЕККА МАККАИ «МЫ УМЕЛИ ВЕРИТЬ» [18+]
29.04.2021

ТРЕВОГА И СТРАХ:

РЕБЕККА МАККАИ «МЫ УМЕЛИ ВЕРИТЬ» [18+]

ПЕРЕВОД: Д. Шепелев 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Livebook, 2021


«В этом разница между оптимизмом и наивностью... Среди нас нет наивных. Наивные люди не прошли настоящих испытаний, поэтому думают, что с ними такого никогда не случится. Оптимисты уже прошли через многое, и мы продолжаем вставать каждый день, потому что верим, что в наших силах не дать этому случиться снова. Или убеждаем себя в этом».

В 2018 году роман Ребекки Маккай «Мы умели верить» стал одной из главных литературных сенсаций в США. Русскому читателю пообещали вторую «Маленькую жизнь» - такую же эмоциональную и душераздирающую историю. И не ошиблись.
В книге два главных героя: Йель — в Чикаго 1980-х и Фиона — в Париже 2015-го. Их жизни текут в разных временных измерениях, едва касаясь друг друга, а в финале вдруг сплетаются в одну мощную симфонию, которая способна тронуть чувствительного читателя.
А на фоне этих судеб есть еще один герой – вроде бы незаметный, но от него зависит все. Это вирус. В 1981 году в Лос-Анджелесе у некоторых молодых людей начала отказывать иммунная система. Вскоре болезнь получила официальное название - AIDS, а в 1985-м в США начали делать первые ВИЧ-тесты.
С этого и начинается роман Ребекки Маккай. И ее герои действительно в чем-то похожи на героев Янагихары – это люди из мира искусства, в чем-то смелые и отчаянные, а в чем-то очень травмированные и трогательные своей нелепостью.
У арт-эксперта Йеля один за другим от СПИДа умирают близкие друзья, а сам воздух пронизан ощущением страха и неизвестности. Внезапно посреди этого хаоса ему подворачивается профессиональная удача: одна старушка хочет передать галерее университета неизвестные работы великих художников, которые хранила с 1920-х годов. Но полностью отдаться своему азарту коллекционера Йель не может: в его жизнь постоянно вторгается вирус, происходят похороны, новости пестрят новой статистикой заболевших.
Молодые мужчины попадают в больницы, где никто не знает, что с ними делать. Многие выброшены собственными семьями на улицу как позорные элементы, у которых не остается никого ближе друзей. Все напуганы, всем страшно. Сменяя друг друга, они сидят с умирающими, разбирают их вещи после смерти, делают тесты на ВИЧ, смеются и плачут – потому что по-другому просто нельзя.
Среди друзей Йеля – Фиона, сестра покойного Нико – души компании. Именно она тридцать лет спустя прилетает в Париж, чтобы найти свою дочь Клер, которая сначала угодила в секту, а затем затерялась во Франции.
Фиона, потерявшая во время эпидемии СПИДа многих близких, должна вроде бы отдалиться от тех страшных переживаний, но поиск дочери становится для нее знаковым участком пути. Ребекка Маккаи транслирует одну простую истину - урон нанесенный СПИДом – это не просто нескончаемый список имен, он проник в саму общественную основу и подорвал ее изнутри.
Рассказывая о бедах брошенных и забытых маргиналов, Ребекка Маккай показывает их страдания в понятном и простом для читателя поле, сбавляя болевой порог и давая вздохнуть. В отличие от Янагхары, она щадит своего читателя, описывая трагическое в красках черного юмора.
Этот роман невероятно мощный по силе воздействия. Он вскрывает в читателе какие-то внутренние пласты, запрятанные и нереализованные. Изданный в США в 2018 году, он совершенно неожиданно превратился в авторский комментарий к пандемии коронавируса, которая разделила наш мир на скептиков, адептов теории заговора и фанатов научного знания.
И в этом ракурсе текст вдруг оказывается близок к таким фундаментальным произведениям как «Чума» А. Камю или «Немезида» Ф. Рота. Чтение этого красивого и ностальгического романа подарит вам наслаждение и подарит пищу для размышлений о дне нынешнем.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы