ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

САМАНТА ШВЕБЛИН «ДИСТАНЦИЯ СПАСЕНИЯ» [18+]
08.06.2021

МАМА, НЕ БОЙСЯ:

САМАНТА ШВЕБЛИН «ДИСТАНЦИЯ СПАСЕНИЯ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Н.Богомолова 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Corpus, 2018.


Детали, они очень важны.


О Саманте Швеблин и ее романе «Кентуки» я уже писала, а сейчас перед нами ее дебютная повесть, опубликованная в издательстве Corpus и вошедшая в шорт-лист Международной букеровской премии. «Дистанция спасения» - тревожный хоррор, стильный, атмосферный и динамичный. Чтение очень напряженное, но оторваться от него получается, и два часа пролетают мгновенно.
В первую очередь, текст испугает родителей. Потому что касается самой острой и болезненной темы – безопасности ребенка. Дистанция спасения – это расстояние вытянутой руки, на котором родитель может дотянуться до ребенка и спасти в случае опасности. Или не сможет спасти.
Главная героиня с дочерью приезжают на отдых в удаленную сельскую местность – начало весьма типичное для хоррора, но не спешите вешать ярлык. Она начинает общаться с соседкой, которая рассказывает очень странную историю: когда ее сын Дэвид был маленьким, он сильно болел, и чтобы спасти его, пришлось заплатить огромную цену.
Дальше мистические события затягивают с головой, но не дают никаких ответов. Финал читателю тоже придется определить самостоятельно: лежит ли смысл истории в поле магического реализма или кроется в глубинах сознания главной героини. В любом случае «Дистанция спасения» - роман не про сюжет, а скорее про атмосферу. Саманте Швеблин мастерски удалось создать ощущение иррационального ужаса и безмерной тревоги. Читатель улавливает движение каких-то потусторонних сил, но не понимает, правильно ли он понял сигнал или все это ему кажется. Дистанция спасения оказывается не более чем иллюзией, дарующей мимолетное чувство успокоения, а затем напрочь лишающая почвы под ногами.
У многих родителей после рождения ребенка появляется чувство подспудной тревоги. И все с этой тревожностью справляются по-своему.

Вот и сейчас я подсчитываю в уме, сколько времени понадобится, чтобы добежать от машины до Нины, если она вдруг кинется к бассейну и свалится в воду. Я называю это “дистанция спасения”, да, именно так я называю то расстояние, всегда разное, которое отделяет меня от дочки, и порой полдня провожу, прикидывая его, хотя на самом деле нередко веду себя более чем легкомысленно.

Такая иллюзия помогает крутить в мыслях одну и ту же мантру: ничего плохого не случится. Но все-таки иногда плохое случается, буквально в сантиметрах от нас. И мы ничего не можем сделать.
Стойкое ощущение безысходности превращает повесть в добротный триллер, буквально лишая читателя воздуха. При этом повествование хладнокровно и спокойно и чем-то напоминает скандинавский нуар, где зло происходит из ниоткуда и словно висит в воздухе.
Отдельно стоит отметить и нелинейную структуру текста, которая в этом случае как раз отлично срабатывает. В конце истории все кусочки становятся на свои места и у внимательного читателя есть все ключи для того, чтобы понять: где же здесь лихорадочные галлюцинации и больное воображение, а где реальность.
Швеблин удалось на увязгуть в плену магических грез и описать проблемы вполне реальные и актуальные для современной Аргентины, где большое количество земель отравлено пестицидами, что приводит к проблемам со здоровьем и высокой детской смертности.
Если у вас крепкая нервная система и вы готовы нырнуть в эту тревожную историю с головой, сделайте это и вы получите настоящее эстетическое удовольствие.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы