ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ «ШКУРКА БАБОЧКИ» [18+]
22.02.2022

МЫ ВСЕ В АДУ: 

СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ «ШКУРКА БАБОЧКИ» [18+] 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: ЭКСМО, 2005

Иногда я думаю, что все живут в аду, но приучили себя к этой мысли.

Есть такие книги, которые читаешь и понимаешь каким-то нутром, чем-то необъяснимым логически, но поделиться ими очень сложно. Итак, знаменитая и скандальная «Шкурка бабочки» - история мерзкая, но невероятно чувственная. Пугающая, но при этом не дающая от нее оторваться. Она находится далеко за гранью стандартного мировосприятия и морали. Поэтому, если вы – противник контркультуры, жесткой прозы или насилия в литературе, этот роман точно читать не стоит. Но если вы готовы и способны попытаться разглядеть смысл и идею за грязью, сквозь которую сложно протиснуться – обязательно его прочтите.
Сюжет прост довольно: она – молодая журналистка, ведущая интернет-проект о новом московском маньяке и не умеющая жить без боли. А он – тот самый герой ее сайта, который убивает в Москве женщин, потому что не может говорить с миром иначе. Эти двое как половины целого, очень болезненного и страшного. Все повествование ведется от разных лиц – главной героини, ее подруги и маньяка. Текст перемежается откровенными и весьма натуралистичными подробностями убийств, от которых ком становится в горле. И вот во всей этой крови и отвращении, ты будто нащупываешь какое-то зерно, мысль, которую до тебя пытаются донести.

У каждой из нас бывают моменты, когда понимаешь – в мире вокруг что-то не так. И все твои силы уходят на то, чтобы не плакать на людях. И тут уже каждый держится, как может.

В словах поистине чудовища ты вдруг начинаешь видеть логику и соглашаться, и это самое страшное, что с тобой происходит. За эту трансформацию Кузнецову, который мастерски и тонко заставляет читателя симпатизировать и жалеть человека, совершающего ужасные преступления, можно смело аплодировать. Автор толкает тебя с обрыва, и в этом бешеном полете ты понимаешь, насколько тонка грань между «нормой» и «безумием», насколько сумасшедшим является наш мир и мы все в нем – каждый ходит со своей болью, надеясь выплеснуть ее и быть услышанным.

Тезис о том, что мир надо залить кровью ради какой-либо идеи кажется мне сущим лицемерием. Чтобы залить мир кровью, не нужны идеи: кровь достаточно привлекательна сама по себе… В каждый момент своего существования я осознаю: все, что я делаю – абсолютно чудовищно. Но это не останавливает меня – и потому мое существование само по себе доказывает: с миром что-то не так. …Они с детства воспитаны в вере, что мир прекрасен и мудр. Глянец журналов, мерцание телевизора, ежедневная ложь газет – все это скрывает правду, но не правду о терроре, коррупции или воровстве, нет, правду о том, что мир наполнен страданием, как свежевырезанная ямка – кровью.

Безусловно, эта книга об одиночестве и социальном лицемерии. О том, что у каждого свой ад, и мы никогда не поймем чужой, потому что понрязли в собственном. Пока мы мучаемся здесь в чем-то своем, рядом кто-то может страдать в тысячу раз сильнее. И это разрывает сердце, правда. Понимание на внутреннем и глубоко сакральном уровне, что мир наполнен болью, и нам ее не прекратить. Что бы мы ни делали, кто-то где-то будет страдать, и от этого не уйти. И, конечно, идея счастья и его границ. Что для одного радость и удовольствие, другому приносит смерть и боль. И так происходит постоянно. Одни границы давят другие, одни люди поглощают других.
И повсюду лицемерие, которым мы кормим себя и близких, ложь, которая позволяет прожить еще один день и не сойти с ума.

Думает о том, как он счастлив, что живет в мире нормальных людей и у него есть жена, двое детей и женщина, которую он любит.

Вот оно, бытовое лицемерие, обман, неискренность, которая рождает одиночество, отторжение, боль. Мир так полон всего этого, что оно уже стало нормой. Нам больше не страшно. Мы ничему не удивляемся, только вопиющее по дикости насилие может как-то расшевелить общество, и то ненадолго. И тут маньяк кидает в него свой крик – как вы можете жить, зная, что в мире есть такие страдания и такая боль? Как дышать?
Одиночество героев ощущается каждой клеткой, оно прорастает в тебя, мучает. Мы все одиноки по-своему в обществе потребления, где все товар – любовь, тело, чувства, человек, дети. Где нет места настоящему, где с помощью физической боли нужно доказывать самому себе, что ты еще жив и дышишь. Это очень страшно. В этом страшно жить, об этом даже страшно читать.
«Шкурка бабочки» - наше умирание в расцвете, несправедливое, жестокое, пустое. Неважно, по каким причинам, в обществе потребления мы все внутренне мертвы, мы лишь шкурки без искры жизни внутри. И это очень сильное авторское послание.

Еще отдельно хочется отметить язык Кузнецова . Эта техника рефренов, где он повторяет определенные фразы из абзаца в абзац, как бы гвоздями вбивая в тебя, чеканя каждую букву. «Она очень одинока» - и ты и так все понимаешь. Но это ритмичное гипнотическое повторение, лишенное эмоции, оно просто доводит тебя до отчаяния, открывает какие-то внутренние шлюзы, о которых ты даже не подозревал. Это очень некрасивая и страшная книга, но она одновременно прекрасна: действительно потрясение – эмоциональное, болевое, психологическое, лексическое.

Хороших вам книг
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы