ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ТАРА ВЕСТОВЕР «УЧЕНИЦА» [18+]
11.11.2021

СИНДРОМ САМОЗВАНЦА:

ТАРА ВЕСТОВЕР «УЧЕНИЦА» [18+] 

ПЕРЕВОД: Т. Новикова 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Бомбора, 2018


У моих родителей семеро детей, и у четверых нет свидетельства о рождении. У нас нет школьных дневников, потому что мы никогда не были в школе. Когда мне исполнится девять, я получу „отсроченное свидетельство о рождении“, но сейчас, для штата Айдахо и федерального правительства, меня не существует.

Так начинается эта невероятная история о силе духа и упорстве в борьбе за себя. Тара Вестовер простым языком и доступными художественными средставми рассказывает читателю о своей жизни. И говорит она довольно откровенно. Она родилась в семье радикальных мормонов, в захолустье штата Айдахо. Ее отец был параноиком, считающим, что скоро произойдет конец света. Он был уверен, что учителя, врачи, правительство – все находятся в сговоре против Бога. Поэтому дети не ходят в школу, все лечатся травами и готовятся к апокалипсису.
Но вот однажды родительский дом покидает старший сын Тайлер. Таре приходится работать наравне с другими братьями, но вскоре она понимает одно – надо бежать, поступить в колледж и жить иной жизнью. Она поступает в колледж Айдахо, затем в Кембридж. И вот кажется, что все самое страшное позади, но это неправда.

Мы с отцом смотрели на храм. Он видел Бога, я – гранит. Мы посмотрели друг на друга. Он увидел проклятую женщину, я же – несчастного старика, в буквальном смысле слова изуродованного собственными убеждениями. И все же торжествующего. Я вспомнила слова Санчо Пансы: «Странствующий рыцарь – это тот, кого бьют, но кто все равно считает себя императором».

Когда Тара оказывается в Кембридже, с ней случается то, что опытные психотерапевты называют синдромом самозванца. Обычно это состояние связано с желанием угодить другим, жить так, как хотят другие. Ему всегда сопутствует депрессия, тревога, выгорание, и все эти симптомы могут заставить успешного человека отказаться от карьеры и своих целей и замкнуться в себе.

У нервного срыва есть одна особенность: он очевиден для всех вокруг, кроме тебя самой. «Со мной все в порядке, – думаешь ты. – Ну и что, что вчера я смотрела телевизор двадцать четыре часа? Я не больна. Я просто ленива».

Впервые Тара поняла, насколько отличается от большинства сверстников, когда поселилась в общежитии колледжа в Айдахо. Соседки невзлюбили ее за нечистоплотность, странную одежду и манеры. Отец называл ее «отродьем дьявола» за чтение учебников, мать и сестра — предательницей за «клевету» на брата, который все детство над ней издевался. И для себя она не видела ничего другого. Она была кем угодно из этих определений – только не студенткой престижного колледжа, у которой вся жизнь впереди. Тара с детства чувствовала – в ней есть что-то не такое, неправильное, то, что надо исправить. И ни новая одежда, ни диплом не скроют ее сути. И она жила в ожидании этого разоблачения. И это очень страшно.
Когда мы не верим в себя и свои силы, мы даем другим право определять нашу жизнь и то, кем мы являемся. Но книга не только об этом, она намного глубже. Она о том, как родители, руководствуясь своими принципами и эгоизмом, порождают глубокие травмы у своих детей. Травмы, с которыми им потом придется бороться не один год. Ребенок, который беззаветно любит семью, несмотря ни на что, а просто от природы, вынужден делать выбор – дом или мечта. Его не поддержат, не помогут, только обвинят, и скажут, что он предатель. Безусловно, это одна из самых тяжелых травм детства – испытать отторжение своей семьи, выбирать – я или они.

Сначала выясни, на что ты способна, а потом решай, кто ты.

Как часто мы говорим о семейных ценностях и верности. Но столь же часто забываем сказать, что иногда эта верность патологична, что она отравляет, что детей нужно отпускать. И верность себе противопоставляется верности семье. Какой здесь сделать выбор?
Мы постоянно твердим о прощении, но приравниваем его к воссоединению и пресловутому хэппи-энду. А так не бывает, и с эти трудно примириться. Прощение – очень сложная вещь, которая не всегда заканчивается перемирием. Можно простить, но все равно никогда не быть вместе, потому что нить, связывающая вас, уже давно разорвана. И «Ученица» - именно такая история.

Не изменилось ни само слово, ни то, как произносил его Шон. Изменился мой ум. Для моих ушей это больше не было шуткой. Я слышала сигнал, зов времени и отвечала на него с твердой убежденностью: никогда больше я не стану рядовым солдатом в конфликте, которого не понимаю.

Последние несколько лет Тара не общается ни с кем из своей семьи, кроме Тайлера и пары тетушек. Она долго боролась, чтобы обрести свой голос, собственное я, изжить из себя чужое мировоззрение. И ей это удалось – сегодня она доктор наук и один из самых читаемых авторов в Америке. И ту трансформацию, которую она прошла, можно называть, как угодно – процесс обретения самоидентификации, фальш, предательство. Но все же ее хочется назвать очень просто – взросление и жизненный опыт.


Хороших Вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы