ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЮДЖИН ТАКЕР «УЖАС ФИЛОСОФИИ. В ПЫЛИ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ» [18+]
01.02.2022

СЛИЗЬ, ЖИЖА И КРИТИКА АНТРОПОЦЕНТРИЗМА: 

ЮДЖИН ТАКЕР «УЖАС ФИЛОСОФИИ. В ПЫЛИ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ» [18+] 

ПЕРЕВОД: А. Иванов 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Гиле Пресс, 2017

Мир. Он всё более и более непостижим. Ныне это мир планетарных катастроф, эпидемологических вспышек, тектонических сдвигов, аномальной погоды, залитых нефтью морей и нависшей угрозы вымирания.

«В пыли этой планеты» — первый том трилогии «Ужас философии» Юджина Такера, представителя школы современного спекулятивного реализма. Второй том «Звездно-спекулятивный труп» и третий - «Щупальца длиннее ночи» тоже доступны к прочтению. Философской школе спекулятивного реализма чуть больше десяти лет, но ее идеи сегодня одни из самых нестандартных и смелых. Спекулятивные реалисты предлагают нам читать хорроры, мрачные комиксы и графические романы как философские трактаты.
Сегодня можно наблюдать не только масштабный академический интерес философии к хоррору, но и вообще смешение этих жанров как таковых. Всё чаще и чаще диссертации современных философов превращаются в нечто среднее между увлекательным романом, гримуаром и выкладками новых теоретических концепций.

 Само направление строится на трех основных принципах:
• Если объект науки – мир реальный, то предмет философских исследований - трансцендентный мир
• Наше сознание ограничено и полностью влияет на наше понимание мира
• Все научные открытия лишь порождают сомнения в истинности антропоцентризма. Человек - не венец творения, а обыкновенный развитый примат. Мир безразличен к людям, и он продолжит развиваться, даже если они полностью вымрут.

Школа спекулятивного реализма в своей работе обращается к феноменам, обычно вселяющим в нас страх и отвращение – слизь, жижа, мгла, щупальца. Все они выходят за пределы человеческого и устремляются на неизведанную территорию тьмы.
Трилогия Такера представляет собой масштабное исследование взаимосвязи между ужасом и философией при помощи далеких на первый взгляд от предмета категорий - фильмов и литературы жанра horror, писаний религиозных проповедников, оккультных трактатов.
Такер делает парадоксальный вывод: по-настоящему интересно лишь то поле, где философия ограничивает саму себя. Именно в этом заключатся ужас философии. Наше мышление постоянно натыкается на собственный горизонт — мысль о существовании того, что и помыслить нельзя. Для того, чтобы выразить эту не-мысль, нужен специальный язык – язык horror-жанров. Только он способен рассказать и показать то самое – страшное, непознаваемое и непроизносимое.
Основным термином для Такера, конечно, является ужас. Но ужас не как человеческая эмоция или оттенок страха, а как нечто иное – вселенское, немыслимое, в духе Лавкрафтовых кошмаров. Главным термином всей концепции Такера становится мир-без-нас – итог мучительного переосмысления кантовского деления вещей. Мир по Такеру триедин: мир-для-нас (его видение человеком), мир-в-себе (Земля) и тот самый мир-без-нас (Планета, иными словами, очищенный от homo sapiens земной шар).

 Над таким миром давно не властвует Бог и «после смерти Бога остается скрытый оккультный мир», «то, что предыдущая эпоха описывала темным языком мистицизма или негативной теологии, современная эпоха мыслит в терминах сверхъестественного ужаса».

Таким образом, на смену привычному и вроде бы понятному теологическому мистицизму приходит климатологический, обращенный к разрыву между человеком и миром. Именно он оборачивается природой ужаса и ужасом самой природы, который существует в точках пересечения таких феноменов как средневековая демонология, биопанк и биохоррор, а также блэк-метал.
Такер осуждает нашу замкнутость на первом уровне – мире-для-нас, в котором мы пытаемся от страха укрыться от радикального реализма, позволяющего увидеть реальность такой, какая она есть.
Как и Бен Вудард в своей великолепной работе «Динамика слизи», Такер манифестирует полную ничтожность нашего разума, неспособного даже помыслить вселенский хаос, который находит отражение в хорроре в виде странных ужасающих чудовищ (шогготы, Ктулху и т.д.).

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы