ул. Пушкинская, 175А

Космография

791

В 1817 году Министерство просвещения было переименовано в «Министерство духовных дел и народного просвещения», и первым шагом министра А. Н. Голицына стало гонение на естественные науки и запрещение учебников, трактующих о вращении Земли и происхождении мира как «богопротивных», что повлекло за собой ухудшение преподавания астрономии.

Однако общественное движение 1860-х годов вынудило правительство Александра II обратить внимание на реальное образование, и в 1864 году новый устав средней школы закрепил новый предмет «космография» в старших классах в количестве 3 часов в неделю.

В учебнике для гимназий и реальных училищ Малинина А. Ф. и Буренина К. П. «Руководство космографии и физической географии космографии» (1879 г.) дается следующее определение предмета: «Космография (слово в слово – описание вселенной) рассматривает землю как часть вселенной, как мировое тело; она определяет положение земли среди других тел вселенной, изучает фигуру и движение земли, рассматривает явления, происходящие в других небесных телах, и излагает законы этих явлений. Необходимую часть космографии составляет физическая география».

«Учебник космографии» П. П. Степанова (1906 г.) для женских гимназий и женских духовных училищ в свою очередь дает более краткое определение космографии: «Описание вселенной и изучение законов, по которым совершается ее жизнь, составляют предмет космографии». Предмет давал краткие сведения по астрономии, геодезии, физической географии и метеорологии.

В июне 1917 года на совещании преподавателей физики, химии и космографии Борис Васильевич Базилевский следующим образом сформулировал цели преподавания космографии в средних учебных заведениях: «Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывает физический мир в целом: в курсе космографии перед учащимися тот или иной физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной; перед учащимися происходит совместное действие различных физических, химических и механических законов; космография приобретает высокую эстетическую ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него массу новых вопросов: и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на них. Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее <…>.

Таким образом, цели преподавания элементарной астрономии или космографии:

а) обобщение законов механики, физики и углубление их в представлении учащихся;

б) сообщение приведенных в систему фактических сведений об окружающем мире».

Среди условий, необходимых для преподавания космографии в соответствии с общеобразовательными целями, на всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии в 1917 году были названы:

«а) подготовленность к преподаванию космографии как с методической, так и с чисто астрономической стороны лиц, преподающих ее;

б) достаточное число учебных часов;

в) издание соответствующего учебника;

г) введение практических занятий параллельно курсу и обязательных для учеников».

Существовало много учебников космографии, написанных отечественными и зарубежными авторами. Только в период с 1900 по 1917 гг. было издано 45 различных учебников по космографии, большинство из которых переиздавались десятки раз. Одним из таких учебников был очень популярный в гимназиях учебник С. П. Глазенапа «Космография».

Не менее известным был и «Курс космографии» (1904 г.) Дмитрия Васильевича Ройтмана, подготовленный для реальных училищ. Учебник по содержанию разделялся на две части. Первая часть содержала описание и изучение механизма движений (видимых и истинных) небесных светил с попутным разбором связанных с ним задач теоретического и практического характера. Вторая часть заключалась в описании небесных светил и вопросов об их природе и происхождении.

Автор еще одного учебника для средних учебных заведений «Краткий курс космографии» (1924) Константин Доримедонтович Покровский, знаменитый российский астроном, директор Астрономической обсерватории Юрьевского университета, считал, что «космография — предмет трудный. Для лучшего усвоения его учеником весьма полезен может быть цикловой метод, но особенно важно, чтобы преподавание было возможно простое, наглядное, живое.

Не надо больших математических формул, строгих расчётов, сложных чертежей, не надо даже стенных таблиц и глобуса, ведите лучше учащихся прямо под открытое небо, покажите им непосредственно то, что есть в природе. Попробуйте подняться на верх высокого здания, с которого открывается широкий горизонт: учащимся сразу станет понятна идея определения размеров земного шара; в другой раз вечером выведите их на двор и заставьте каждого убедиться, что все звезды, повинуясь суточному движению небесного свода, изменяют своё положение относительно земных предметов; пусть они сами проведут линию от глаза к Полярной, а потом плоскость ей перпендикулярную».

Он также отмечал, что «космография принадлежит к захудалым предметам в нашей средней школе, и можно, кажется, считать общим правилом, что изучение дает лишь ничтожные результаты. На это, конечно, три главные причины. С одной стороны самое содержание предмета очень сложно, трудно, далеко от обычного кругозора ученика нашей школы, с другой стороны, времени на космографию уделяется в некоторых учебных заведениях очень мало (по одному часу в неделю), наконец, самое преподавание по большей части слишком отвлеченно, сухо, формально, безжизненно. Прибегают часто к помощи математики, геометрическим чертежам, различным формулам, но пользы от этого все-таки мало».

В период с 27.12.1913 по 06.01.1914 гг. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. В резолюции секции по космографии отмечалось, что «имея в виду высокое общеобразовательное значение космографии, излагающей элементы астрономии, секция космографии полагает, нельзя мириться с совершенно неудовлетворительной в настоящее время постановкой преподавания этого предмета в средних учебных заведениях.

Приступая к изучению космографии, очень многие ученики не имеют никакого представления об основных астрономических понятиях, часто смешивают звезды с планетами, не дают себе отчета в видимом вращении небесного свода и т.п. При таких условиях при преподавании космографии на первых же шагах встречаются затруднения. Поэтому секция космографии признает необходимым предварительное ознакомление учеников младших и средних классов с элементами космографии. С целью такого ознакомления преподаватели космографии должны устраивать отдельные чтения по астрономии для целых классов и производить с учениками простейшие наблюдения над небом.

Также необходимо, чтобы во всех средних учебных заведения было установлено два обязательных урока в неделю по космографии в одном из старших классов. Для проведения в жизнь вышесказанного необходимо довести об этом до сведения соответствующих ведомств». Также было высказано пожелание «при каждом средне-учебном заведении должен быть устроен космографический кабинет. Кроме того, желательно, чтобы параллельно с систематическим курсом космографии велись практические занятия с учениками под открытым небом, для чего необходимо устройство небольшой астрономической обсерватории при каждом среднем учебном заведении; в больших же городах одна обсерватория могла бы обслуживать несколько учебных заведений».

Предмет «Космография» продолжали преподавать в школах и в первые годы советской власти. В 1930-е годы в учебные планы школ вместо космографии повсеместно стали вводить астрономию как отдельный учебный предмет.



Читать издания по теме в Донской электронной библиотеке:

Малинин А. Ф., Буренин К. П. Руководство космографии и физической географии: для гимназий и реальных училищ. – Москва : Книжный магазин наследников братьев Славиных, 1879

Покровский К. Д. Курс космографии: для средних учебных заведений. – Киев : Типография Акционерного общества «Петр Барский», 1912

Стратонов В. В. Космография (начала астрономии): учебник для средних учебных заведений и руководство для самообразования с 230 рисунками и чертежами в тексте, 10 многокрасочными и цветными иллюстрациями, 4 стереоскопическими таблицами и звездной картой. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:

Гартман Отто. Космография: астрономическая география / Пер. с нем., под ред. В.В. Битнера. - Санкт-Петербург : Издательство «Вестника знания», 1911.

Космография: математическая и физическая география: курс средних учебных заведений. По системе профессора К. Д. Краевича. – Санкт-Петербург, 1904.

Покровский К.Д.   Путеводитель по небу: практическое руководство к астрономическим наблюдениям невооруженным глазом и малой трубой. – Москва : Издание П. К. Прянишникова, 1894.

Покровский К. Д. Курс космографии: для средних учебных заведений. – Киев : Издание Пироговского Товарищества, 1908.

Ройтман Д. В. Курс космографии. — Санкт-Петербург : Издание книжного магазина Н. Д. Тяпкина, 1904.

Щербаков С. В. Курс космографии для средних учебных заведений. — Нижний Новгород : Типо-литография т-ва печат. Дела Н. И. Волков и К, 1910.


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы