ул. Пушкинская, 175А

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ 1835-1921 гг. В ФОНДЕ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

474

В период 1803-1916 гг. издавалось 252 наименования педагогических журналов, из них в Санкт-Петербурге -114 наименований (46%), Москве – 41 (16%), Киеве -16, Казани и Варшаве – 6, Вильно, Одессе, Оренбурге, Ревеле, Тбилиси и Уфе по 4, Екатеринодаре, Новочеркасске, Харькове – по 3, Воронеже, Житомире, Риге, Самаре, Тамбове, Томске, Чите и Ярославле – по 2.

Рост числа педагогических журналов приходится на последнюю четверть XIX века, что можно объяснить несколькими причинами:

  • быстрый рост числа школ, и, как следствие, увеличение читательской аудитории;
  • бурный рост педагогических инноваций и необходимость их распространения не только в среде педагогов, но и среди общественности, в том числе и родительской;

  • повышение профессиональных требований к педагогическим кадрам;
  • государственные меры по поддержке печати;
  • временное ослабление цензурного надзора за издательской деятельностью

В фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится около 50 наименований педагогических журналов, выходивших в период 1835-1921 гг.:

Вестник воспитания: научно-популярный журнал для родителей и воспитателей, издаваемый под редакцией Е. А. Покровского. Москва, 1890-1917.

Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей «Вестник воспитания» был одним из лучших педагогических и научно-популярных журналов своего времени.

Выходил в Москве с 1890 по 1917, 8—9 книг в год. Основан и редактировался детским врачом Е. А. Покровским (до 1895), затем врачом Н. Ф. Михайловым.

Постоянные отделы журнала: оригинальные и переводные статьи, критическо-исторические статьи, рефераты и мелкие сообщения, педагогическая хроника, библиография.

Журнал содействовал распространению прогрессивных для своего времени взглядов на воспитание и образование, установлению постоянной тесной связи между педагогами и врачами. Публиковались статьи и заметки, посвященные анатомии и физиологии человека, основным задачам физического воспитания, гигиены, научные статьи по естествознанию, психологии, философии, филологии, истории. Особое внимание уделялось вопросам начального дошкольного и внешкольного образования, развитию детской литературы.

В журнале принимали участие видные педагоги — Д. И. Тихомиров, Е. А. Звягинцев, Н. А. Бродский, В. П. Острогорский и ученые — Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. Португалов, П. Н. Сакулин, В. М. Бехтерев, И. И. Янжул и многие другие.

Вестник Политехнического общества, состоящего при Императорском Техническом училище. Москва, 1905-1919.

Издание Императорского Московского технического училища.

Выходил выпусками, в неопределенные сроки, с 1905 по 1919 гг. в Москве. В журнале печатались научные труды, публиковалась хроника училища и сведения о жизни и деятельности инженеров - выпускников ИМТУ. Во время Первой мировой войны на страницах "Вестника" публиковались списки погибших, плененных или пропавших без вести инженеров.

Редакторы: А. П. Гавриленко, профессор, вице-председатель Политехнического общества; с 1914 - Н. Н. Вашков, инженер-механик, вице-председатель Политехнического общества, и П.К.Худяков, заслуженный профессор.

Внешкольное образование. Петроград, 1918-1919.

Орган Внешкольного отдела Народного комиссариата по просвещению Северной области. Выходил в Петрограде 1918 - 19, два раза в месяц.

В журнале публиковались статьи общего характера по внешкольному образованию; практике внешкольной деятельности; теоретические разработки вопросов, возникающих у работников внешкольного образования; статьи, освещающие текущую работу внешкольного отдела Комиссариата народного просвещения; хроника внешкольного образования; библиография литературы и отзывы о новых изданиях; статьи-беседы с читателями по текущим вопросам внешкольной деятельности.

Журнал имел следующие отделы: правительственные распоряжения по вопросам женского и мужского, духовного и светского образования, общепедагогические статьи, историко-педагогические статьи, психологические этюды и наблюдения, сведения о народной школе в России и за границей, новости педагогического движения на Западе, обозрение педагогической литературы и журналистики и др.

Вначале это было чисто педагогическое издание, затем программа журнала расширяется: печатаются научные статьи, политические обзоры, подробные рецензии на новые книги. С января 1902 объем журнала значительно увеличен и создан специальный отдел беллетристики, в котором печатались В. В. Вересаев, С. Гусев-Оренбургский, Ив. Бунин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, К.М.Станюкович и др. В период 1903—1907 вокруг журнала группировались сотрудники-марксисты.

В состав редакции журнала входил А. В. Луначарский, который публиковал в журнале статьи на литературные темы.

В отделе беллетристики печатались известные писатели и поэты: Л. Андреев, С. Сергеев-Ценский, А. Серафимович, А. Толстой, А. Блок, В. Брюсов, К. Бальмонт и многие другие.

В каждой декабрьской книжке журнала печатался указатель содержания опубликованных за год материалов, статей и художественных произведений.

Журнал прекратил существование в 1909 на № 5.

Педагогическая мысль: ежемесячный журнал. Издание отдела народного просвещения Всевеликого войска Донского. Под редакцией проф. А. Ф. Лебедева. Ростов-на-Дону, 1918-1919.

Журнал издавался Отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918-1919. Выходил ежемесячно.

Редактор - профессор А. Ф. Лебедев.

Издание содержало официальный отдел (документы и циркуляры) и неофициальный (статьи по вопросам школы и педагогики, рефераты русской и иностранной педагогической литературы, обзоры успехов наук, соприкасающихся со школьным преподаванием, хроника школы и культурно-просветительских обществ, библиография, справочник, почтовый ящик).

В первом номере 1919 года редакцией было объявлено, что журнал будет выходить десятью книжками в год в весеннем и осеннем полугодиях.

Педагогическая хроника: еженедельное прибавление к журналу «Семья и школа». Санкт-Петербург, 1878-1885.

Журнал, выходил и Петербурге в 1878—1885, еженедельно.

Издатель-редактор — К. Краевич, Юл. Симашко, К. Н. Модзалевский.

Журнал публиковал правительственные распоряжения, относящиеся к деятельности учебных заведений, освещал жизнь педагогических обществ, печатал обзоры прессы. Постоянное место занимал отдел «Библиография», в котором печатались краткие характеристики монографий, учебников и учебных пособий по педагогике. В отделах «Слухи» и «Новости», «Внутренние известия», в корреспонденциях с мест, особенно в последний период существования журнала, публиковалось много критических материалов, вскрывавших тяжелое положение учителей, и требования установления государственной помощи «недостаточным» ученикам.

Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. Москва, 1911-1917.

Издавался в Москве в 1911—1916 гг. Выходил вместо прекратившегося издаваться журнала «Циркуляр по Московскому учебному округу»

Периодичность - 9 выпусков в год.

Редакторы - В. Д. Исаенков и А. А. Флеров. Издатель - А. А. Флеров.

Годовые указатели содержания номеров за 1912—1915 в последнем номере соответствующего года.

Педагогический листок: для родителей и воспитателей (приложение к журналу Детское чтение). Санкт-Петербург, 1871-1917.

Выходил в Петербурге в 1871 - 1885 и 1892 – 1894 гг., а затем в Москве в 1894 – 1917 гг. Первоначально выходил как приложение к жури. "Детское чтение", а в 1917 как приложение к журналу «Юная Россия».

Большое внимание журнал уделял образовательным и воспитательным задачам детского чтения, пропаганде и популяризации книги. Публиковал указатели детской и учебной литературы. Значительное место отводилось семейному воспитанию, популяризации нравственных достоинств человека и вопросам его физического развития. В журнале активно сотрудничали И. Ф. Каптерев, В. Латышев, В. П. Острогорский, К.К.Сент-Илер и др.

С 1899 журнал отстаивал идеи трудовой школы, пропагандировал взгляды Н.И.Пирогова и К. Д. Ушинского.

Под руководством Д. И. Тихомирова журнал перерос в большое педагогическое издание – «Журнал для педагогического и общенаучного самообразования воспитателей и народных учителей». В этот период в нём сотрудничали В. А. Зеленко и др.

Педагогический музей: ежемесячное обозрение периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и училищеведению. Санкт-Петербург, 1876-1880.

Ежемесячное обозрение периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и училищеведению. Был рассчитан на молодых педагогов.

Издавался в Петербурге в 1875—1880 гг. Издатель-редактор — Н. О. Фену, П. И. Рогов, П. П. Офросимов, С. В. Божковский. После 1880 года сменил название на «Земская школа».

Основное место в журнале занимал обзор текущей педагогической литературы — книг по педагогике и психологии, рецензирование учебников и учебных пособий, педагогических журналов и газет (русских и иностранных), статей педагогического содержания и периодической печати общего характера. Журнал печатал также обзоры наглядных пособий по всем предметам начального и общеобразовательного курсов.

В журнале принимали участие Ф. Булгаков, Н. Запольский, И. Мандельштам, И. Павский, В. Д. Сиповский и др. /i>

Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. Санкт-Петербург, 1864-1918.

Педагогический сборник» был преобразован из «Журнала для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» (1836-1863).

Выходил ежемесячно в Петербурге в 1864-1918 гг. В 1880 году не издавался; в 1881-1882 выходил по 4 выпуска в год; в 1918 году вышли кн. 1 (январь - март) и кн. 2 (апрель - июнь).

Являлся официальным органом Главного управления военно-учебных заведений и был в России одним из лучших педагогических журналов.

В журнале обсуждались проблемы детской физиологии и психологии, дидактики и методики, истории педагогики, школьной гигиены, истории военных учебных заведении, постановке общего и военного образования в Европе и библиографии педагогической литературы.

Указатели статей, помещенных в журнале в 1864-1907 гг., были изданы в виде приложения к журналу в 1869, 1882, 1893 и 1907 гг.

В 1874 году было при­знано необходимым пересмотреть правила издания журнала, для чего от всех военно-учебных заведениях были затребованы отзывы, на основании которых выработана новая программа издания «Педагогического сборника», объявленная в приказе по военно-учебным заведениям (1879, № 38).

В июне 1918 года вышел последний номер журнала.

Природа и школа: еженедельный журнал. Санкт-Петербург, 1906.

Еженедельный журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1906 году.

Редактор-издатель В. Б. Петрищев.

Родной язык в школе: ежемесячный педагогический журнал для учителей начальной и средней школы. Ярославль, 1914-1927.

Первый номер журнала «Родной язык в школе» увидел свет в августе 1914 года. Его редактором-издателем был учитель русского языка и словесности ярославской мужской гимназии Алексей Матвеевич Лебедев.

В журнале «Родной язык в школе» печатались статьи выдающихся деятелей русистики, литературоведческой науки, методики преподавания.

В дальнейшем журнал несколько раз менял своё название: «Русский язык в советской школе» (1929-1931), «Литература и язык в политехнической школе» (1932), «Русский язык и литература в средней школе» (1934- 1935). С 1936 года и по сегодняшний день на основе первого журнала для словесников издаются два журнала: «Русский язык в школе» и «Литература в школе»

Русская школа: общепедагогический журнал для школы и семьи. Санкт-Петербург, 1890-1917.

Журнал основан российским педагогом и историком Яковом Григорьевичем Гуревичем в январе 1890 года. До 1906 г. включительно издавался с подзаглавием «российский общепедагогический журнал для школы и семьи», а с 1907 по 1917 г. — «российский общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию».

Яков Григорьевич Гуревич и был первым издателем и редактором журнала до 1892 г., а затем всего лишь остался издателем, а редакцию журнала передал своему сыну — Якову Яковлевичу Гуревичу. Со второго номера за 1906 г. Я. Я. Гуревич полностью отвечал за журнал - был не только редактором, но и издателем журнала.

В журнале регулярно велись отделы: правительственные распоряжения по учебному ведомству; история обучения и воспитания (статьи по всеобщей истории педагогики, по истории русской школы, воспоминания, биографии выдающихся русских педагогов); теория и практика воспитания и обучения; отдел критики и библиографии (обзоры руководств по педагогике и методике).

С журналом сотрудничали лучшие педагогические и литературные силы Российской империи — И. Ф. Анненский, П. И. Вейнберг, П. Ф. Лесгафт, А. К. Шеллер-Михайлов, А. М. Калмыкова, проф. О. Д. Хвольсон, врач М. И. Покровская, проф. И. И. Мечников, В. Острогорский, И. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Чехов и мн. др.

Издавался по 1917 год.

Русский начальный учитель: ежемесячный журнал. Санкт-Петербург, 1880-1911.

Выходил в Санкт-Петербурге в 1880 – 1911 гг.

Основатель журнала, педагог-методист Василий Алексеевич Латышев (1850-1912) был и издателем, и редактором, и секретарем редакции, и даже корректором.

Журнал был одобрен Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения для учительских библиотек начальных и городских училищ, а также учительских семинарий и институтов.

Журнал пропагандировал идеи Н. А. Корфа об обязательном всеобщем начальном образовании, защищал народную школу и правовые интересы учителей, стремился помочь сельскому учителю в повышении его квалификации и общем развитии. Он призывал учителей «заботиться лишь о возможно лучшем исполнении своей прямой цели - обучении, развивать в детях "общечеловеческие понятия и идеалы"», личным примером вдохновлять их на труд.

В журнале постоянно печатались педагог, теоретик и практик начального образования Н. Ф. Бунаков (1837-1904); учёный-зоолог, профессор К. К. Сент-Илер (1866-1941); историк и популяризатор педагогики М. И. Демков (1859-1939); библиограф и книговед Н. А. Рубакин (1862-1946) и др. В нем публиковались такие работы, как «Руководство к преподаванию арифметики» В. А. Латышева; «К вопросу о приемах решения арифметических задач» Н.Ларионова; «О преподавании арифметики в начальной школе» Е. Страхова; «Каков должен быть учебник арифметики» А.Синдеева и др.

В журнале «Русский начальный учитель» имелся особый отдел публикаций трудов народных учителей и учительниц, где они делились своими тревогами и сомнениями, присылали свои статьи и работы и даже некрологи о провинциальных педагогах.

Журнал был награжден Почетным дипломом на выставке Общества поощрения трудолюбия в Москве, получил диплом I разряда на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и диплом на серебряную медаль на Сельскохозяйственной выставке (по отделу Комитета Грамотности) в Москве.

Русский педагогический вестник. Санкт-Петербург, 1857-1861

Ежемесячный журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1857—1861 годах.

В 1860—1861 годах журнал выходил с подзаголовком «Журнал для воспитателей и родителей». В 1861 году выходил в виде приложения к журналу «Библиотека для детского чтения».

Издателями-редакторами журнала были: Н. А. Вышнеградский (1857); Н. А. Вышнеградский и П. С. Гурьев (1858); П. С. Гурьев (1859); 1860—1861: А. И. Григорович.

Большое внимание журнал уделял разработке вопроса о женском образовании, защите идеи открытых и общедоступных женских учебных заведений. В журнале помещался обширный информационный материал по западноевропейской, преимущественно немецкой, педагогике. С мая 1860 года в журнале появился «особый отдел для рассмотрения книг, годных для народного образования» в виде библиографического указателя, где указывались «книги, годные для употребления в воскресных школах и по цене более или менее доступные большинству». Однако, дешевых народных книг в списках было мало — преобладали дорогие книги и учебники.

Свободное воспитание: ежемесячный иллюстрированный журнал для учителей и родителей: орган реформы школьного и семейного образования и воспитания. Москва, 1907-1917.

Журнал выходил с 1897 года под редакцией И. Горбунова-Посадова и был предназначен для городских и сельских учителей и для родителей. Целью журнала являлась «разработка вопросов о таком воспитании и образовании, которое основано на самодеятельности, на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде как необходимой основе жизни». В программу журнала входили статьи по вопросам умственного, нравственного и физического воспитания, образования и самообразования; из семейной, школьной и общественной жизни с точки зрения интересов воспитания и образования; о материнстве и воспитании ребенка в первые годы жизни; по вопросам защиты детей от жестокости и эксплуатации; о свободно-образовательных начинаниях для трудового населения; по ручному труду; по природоведению, устройству экскурсий и т.д.; по вопросам гигиены детства и юношества; переписка между лицами, интересующимися вопросами реформы воспитания и образования; вопросы и ответы читателей; библиография. Наряду с этими темами в журнале печатались статьи, содержащие описание деятельности передовых школ Европы и Америки, характеристики самых выдающихся современных европейских и американских педагогов-реформаторов и изложение проводимых ими реформ образования и воспитания. На страницах журнала были опубликованы статьи о школьной работе некоторых передовых школ в России; статьи Н. Крупской, С. Дурилина о свободе и дисциплине в воспитании, школьном самоуправлении, половом воспитании, школьном алкоголизме и т.д. На страницах журнала нашли отражение идеи о дошкольном воспитании известных ученых-педагогов - К. Н. Вентцель, Е. Е. Горбуновой, С. А. Левицкого, М. Х. Свентицкой и др.

Семейное воспитание: новый журнал рационального воспитания. Астрахань, 1911-1914.

Журнал – это практическое руководство для родителей и воспитателей, созданное с целью помочь им воспитывать своих детей в здоровой и гармоничной атмосфере.

Редактор-издатель - Августа Дернова-Ярмоленко.

Первый номер издания был бесплатно разослан учебным заведениям.

В журнале публиковались полезные советы и рекомендации по различным аспектам воспитания детей: от бережливого обращения с деньгами до построения здоровых отношений в семье.

Семья и школа: журнал. Санкт-Петербург, 1871-1888.

Журнал «Семья и школа» был одним из первых педагогических журналов в России. Издание было обращено как к детям, так и к родителям, и главным его назначением было дать родителям определённые ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности.

Выходил в 18711888 гг. в Санкт-Петербурге.

Основан писателями Еленой Апрелевой и Юлианом Симашко (первая занималась материалами литературными и гуманитарными, второй — естественнонаучными). Затем Симашко руководил журналом единолично, с 1874 года — при значительном участии владельца типографии А. М. Котомина, а с 1876 — при содействии учёного и педагога К. Д. Краевича, который в 1878 году взял на себя обязанности главного редактора. Последним редактором журнала был (после 1882 года) Константин Модзалевский.

Журнал прекратился свое существование в 1888 году.

В 1878—1885 гг. при журнале издавалась еженедельная «Педагогическая хроника», выделившаяся из особого отдела «Семьи и школы» и затем снова вошедшая в его состав.

Оригиналы номеров журнала можно заказать в справочной службе Донской государственной публичной библиотеки (2 этаж), а затем ознакомиться с ними в читальном зале центра книжного культурного наследия библиотеки (2 этаж).

Фото/Видео

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы