ул. Пушкинская, 175А

СОВЕТСКИЕ БУКВАРИ 1920-1930-х ГОДОВ

1098

Важная роль после 1917 года в грандиозном проекте по переустройству общества и созданию «нового человека» руководителями советского правительства отводилась единой трудовой школе, которая противопоставлялась «отсталой», «отживающей», «мелкобуржуазной» семье.

Недостаток учителей новой формации, подготовленных уже в советских вузах, в определенной мере должен был компенсироваться идеологически корректным содержанием новых школьных учебников и отказом от прежней учебной литературы.

В 1926 году состоялась I Всероссийская конференция по учебной и детской книге, наметившая курс на замену старых учебников новыми советскими рабочими книгами. Начиная с 1927/1928 учебного года начали публиковаться рекомендательные списки учебников, в которых существенно сократилось количество допущенной литературы для начальной школы. В 1929 году в стране заметно активизировалась антирелигиозная пропаганда, которая стремительно проникла в школу, включая буквари. Осенью 1931 года был официально отменен комплексный метод преподавания и восстановлена предметная система обучения, положившая конец педагогическим экспериментам 1920-х гг.

Самой первой учебной книгой, с которой сталкивался школьник I-й ступени в 1920–30-е гг., был советский букварь (как вариант — «Первая рабочая книга» (вместо букваря) и подобные этому названия).

В период 1920-1930-х гг. издавались следующие буквари:

Буквари для детей

- Яновская Э. Труд и игра: букварь для школы I ступени (Москва: Работник просвещения, 1924). Тираж 50 000 экз., переиздавался 4 раза;

- Горобец А. Из деревни: букварь для школы I ступени (Ленинград: Госиздат, 1926). Предназначен для занимательного домашнего обучения сельских малышей буквам и чтению. Страницы книги красочно иллюстрированы;

- Сердюченко Г. П. Донецкая А. Т. И мы работаем: первая рабочая книга (вместо букваря) (Ростов-на-Дону: Севкавкнига, 1927). Тираж 30 000 экз., переиздавался 4 раза;

- Сердюченко Г. П., Донецкая А. Т.   И мы ударники: букварь для городской школы (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1931);

- Бородина Ф. И., Куржановская В. Г., Розанова А. Н. Октябрята: букварь для городских школ (Ростов-на-Дону, 1932). Тираж 55 135 экз.

- Труфанов А., Штокалов Я., Кальмицкая Е. Путь к грамоте: первая рабочая книга (вместо букваря)(Ростов-на-Дону, 1929). Тираж 30 000.

- Октябрята дружные ребята: букварь для сельских школ (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1931).  Тираж - 98 700 экз.

Поскольку букварь выходил в Ростове-на-Дону, то и примеры взяты из жизни Ростова, Ростовской области и юга России: ведется рассказ о колхозах «Гигант», «Путь Ильича», о заводе «Ростсельмаш» и других. Приводятся примеры, как в адыгейских аулах строятся школы и клубы.

- В бой за грамоту: букварь для сельской школы (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1932)

Буквари для подростков

- Орлова М. Г., Нарбеков А. Д. Подросток (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1930). Тираж 40 000.

Букварь составлен для школ подростков, с отражением основных моментов коллективизации и механизации сельского хозяйства в Северо-Кавказском крае.В содержание вошли следующие темы: жизнь и труд подростка в колхозе;совхозы и колхозы; коммунистические организации молодежи; охрана здоровья; Октябрьская революция; Пятилетка.

Все темы разбиты, в свою очередь, на ряд подтем, в которых отражены моменты классовой борьбы, интернационального и антирелигиозного воспитания, соцсоревнования, ударничества, обороны страны.

- Орлова М. Г. Подросток: первая книга по обучению грамоте подростков (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1932). 

Более упрощенный вариант букваря для подростков. На страницах букваря советская символика, портреты вождей советской власти, рассказы о Ггражданской войне, задачи второй пятилетки. Так как букварь выходил в Ростове на Дону, примеры были взяты из жизни Ростова и Ростовской области. Мы видим здесь совхоз «Гагант», завод «Красный Аксай» и др. Заканчивается букварь текстом «Интернационала».

Буквари для взрослых

В первые годы советской власти одной из первоочередных задач была борьба с безграмотностью. Именно тогда возник термин «ликбез» и за парты сели взрослые.

В 1923 году было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», целью которого была ликвидация массовой безграмотности. Его работу курировали крупные государственные деятели: Калинин, Крупская, Луначарский. Под началом общества выходили не только учебные пособия, но и культурно-просветительские журналы «Культпоход» и «Повысим грамотность» и др. По оценкам историков, за 13 лет своего существования общество «Долой неграмотность» обучило около 5 млн. советских граждан.

В 1920-30-х годах создавалось много специализированных букварей для взрослого населения – буквари для лесорубов, железнодорожников, животноводов, красноармейцев и пр.:

- Элькина Д., Богуславская Н. Курская А. Долой неграмотность: букварь для взрослых (Петроград: Госиздат, 1921)

Считается первым советским букварем для взрослых и изобилует актуальными для того времени лозунгами. Методика, разработанная Дорой Элькиной (1890-1963), предполагала обучение грамоте с применением политически актуальных и понятных взрослым учащимся лозунгов и простых текстов. Букварь включал такой лозунг, как «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова.

Издания букваря выходили анонимно в 1919—1920 годах в разных городах; первое издание было выпущено политотделом Реввоенсовета Южного фронта;

- Балясный С. Букварь красноармейца (Москва : Красная новь, 1924)

Для бойцов Красной Армии был издан специальный «Военный букварь» и «Букварь красноармейца». Изображения в них похожи на агитплакаты и по идее авторов должны не только научить читать, но и привить революционный дух в бойцах.

Второе издание «Букваря красноармейца» С. Балясного во многом является измененным в методическом построении и расположении содержания. Основные моменты переработки букваря заключаются в изменении начала букваря, путем облегчения старых лозунгов и введения новых. Например, введены новые лозунги и текст к ним: «Наша рота – сила народа», «Уроки да работа – наша забота», «Без науки у нас слабы руки» и другие, а также изменен текст оставленных лозунгов старого букваря. Внесен незначительный комсомольский и бытовой материал. Вместо принципа аккордного построения содержания букваря, введен принцип последовательного развития содержания;

- Сычев П. Красноармеец: букварь для красноармейцев и допризывников (М- Л.: Госиздат, 1928). Тираж 80 000 экз.

Учебник политграмоты для красноармейцев по двухлетней программе политзанятий;

- Сердюченко Г. П., Донецкая А. Т. На новом пути: букварь для школ взрослых Северного Кавказа (Ростов-на-Дону : Гос. изд-во. Сев.-Кавказ. краев. отд-ние, 1929).

- Будный Г., Фрейдин С. Грамота в колхозах: букварь для взрослых ([Ростов-на-Дону : Северный Кавказ, 1930).

Материал букваря расположен по принципу «от простого к сложному». Текст представлен в письменном и печатном виде. Шрифт крупный, а заголовки и отдельные фразы выделены жирным. На иллюстрациях изображена работа колхозников, общее собрание и др. Как и в других учебниках размещены портреты Сталина, Ленина, Калинина. В качестве примеров в букваре приведены стихи, песни, объявления, отрывок из Интернационала.

Важное место в тематике букваря авторы уделяют объединению крестьян в артели, машинному производству, так как машины значительно облегчали жизнь крестьянам. Показывается влияние советов, именно они стали опорой для колхоза;

- Лобатая М. П., Фрейдин С. И. За грамоту: сельский букварь для школ взрослых (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1932). Тираж издания 45 150 экз.

В букваре преследуется та же цель, что и в предыдущих - дать понять крестьянам, что благодаря обучению грамоте, они смогут восстановить и улучшить жизнь деревни;

- Захарьев А. А. Букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих (Москва : Гос. изд-во РСФСР, 1928).

- Воскресенский В., Павловская Р. Букварь: для сельских школ грамотности. (Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1933).

Один из первых стабильных букварей. Очень редкое издание. Был ориентирован на обученных грамоте крестьян.

Рассказывая о букварях 1920-1930-х годов следует обратить внимание на их визуализацию. Знакомство с букварем для еще не умеющего читать начинается обычно с визуальных образов. На вопрос: «С чего начинается Родина?» неслучайно первым ответом звучит: «С картинки в твоем букваре…».

А. Ю. Рожков, доктор исторических наук Кубанского государственного университета, анализируя буквари, вышедшие в свет в 1927–1932 гг. в Ростове-на-Дону, отмечает, что визуальные образы начинались с обложки букваря, которые почти все были цветными. Им также зафиксированы некоторые принципиальные различия в визуальных знаках в букварях 1927–1929 гг. и начала 1930-х гг. В первой группе букварей начальные страницы содержали больше иконических знаков. Множество изображений знакомых ребенку простых образов — дом, кошка, перо, крынка, метла, карандаш, окно — встречали не умевшего читать школьника на самых первых страницах учебника.

В букварях начала 1930-х знаки-иконы тоже присутствуют, но начинаются, как правило, не ранее 6–7-й страницы. Самые первые страницы этих букварей содержат специальную добукварную часть, наполненную смесью из знаков-индексов и символических знаков. Так, букварь «В бой за грамоту» начинается с полностраничного изображения митинга у школы по случаю начала учебного года. Следом идут рисунки с другими жизненными ситуациями, изображавшие детскую игру и рыбалку, сенокос, сбор фруктов и т. д. Букварь «Октябрята» тоже встречает школьника ситуативной картинкой, отображавшей будни городских улиц, зоопарка, игр на реке, летнего детского отдыха, пионерского лагеря, с палатками, купанием в реке и маршировкой под барабан. Затем следуют страницы с изображением школьного собрания, демонстрации в честь Международного юношеского дня, шествия рабочих к заводскому цеху, а также бытовые картинки, указывающие на повседневные ситуации городских обывателей. Только на 12-й странице школьник впервые встречается со знаками-иконами в виде чернильницы, книги и альбома.

В букварях начала 1930-х больше иллюстраций, отображающих новые социальные статусы учителя, руководителя колхоза, пионера, октябренка разными приемами — прорисовкой деталей лица, одежды, символики; посредством указующих жестов и внимающих лиц. Локализация (школа, клуб, мастерская, городской сад, колхозное поле, изба-читальня, дом, город, аул, станица, улица) актов взаимодействия (урок, собрание, митинг, маршировка, демонстрация, спортивные игры) вполне соответствовала социальной реальности того времени.

В букварях обнаруживаются знаки, регулировавшие систему общественных отношений в тот период. Нормой тех лет стала активизация санитарного просвещения - картинки, изображающие физзарядку, процедуру умывания, чистки зубов, мытья рук и проверки их чистоты перед занятиями.

Советские школьные символы — октябрятская звезда и пионерский галстук — также несли в себе нормативные смыслы. Например, пионер всегда изображался выше или во главе октябрят, как их старший товарищ, наставник, руководитель занятия, игры.

В северо-кавказских букварях одной из самых ярких примет нового стало изображение женщины. На рисунках взрослая женщина всегда изображена без чадры, зачастую в окружении мужчин (в поле, в помещении) и взаимодействии с ними на равных. Есть картинки, где женщина-горянка изображена в роли рабкора или советского чиновника. Вместе с тем в визуализации гендерного равноправия заметна некоторая осторожность. Так, рисунки на тему ликбеза изображают не более двух-трех женщин в окружении десятка мужчин; есть рисунки, изображавшие только женские или только мужские коллективы (как правило, там головы женщин традиционно в платках или шалях, мужчины изображены в черкесках и папахах, цивильного костюма нет ни у кого).

Религия и церковь в букварях часто изображались как «чуждые», непримиримые враги нового строя и, как правило, на контрасте: образ советского учителя, приветливо общающегося с учениками, противопоставляется образу старого муллы, замахивавшегося на детей розгой. Толстый, невзрачный поп часто изображался в паре с пузатым кулаком —врагом советской власти.

В букварях 1920-1930-х годов отсутствуют иллюстрации сказочных и былинных героев, так как букварь был призван воспитывать и просвещать, а не развлекать.

Источник:

Рожков А. Ю. Северокавказский букварь как транслятор советской идеологии: 1927-1932 гг. Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследований. Вып.9. Ростов-на-Дону, 2018. С. 100-123


Виртуальная выставка «Буквари 20-30-х годов ХХ века в фонде Донской государственной публичной библиотеки»


Читать в Донской электронной библиотеке

Бородина Ф. И. Октябрята: Букварь для городских школ. Ростов-на-Дону, 1932

В бой за грамоту: букварь для сельской школы. Ростов-на-Дону, 1932

Горбунов-Посадов И. Красное солнышко: первая книга для чтения. Москва : Петроград, 1923 

Кальницкий Ф. И. Красный горец: первая книга по русскому языку для горской школы первой ступени. Ростов-на-Дону, 1932 

Наша сила - наша нива: сельскохозяйственный букварь для взрослых. Москва, 1925

Октябрята дружные ребята: букварь для сельской школы. Ростов на-Дону, 1931

Сердюченко Г. П. И мы работаем: первая рабочая книга (вместо букваря). Ростов-на-Дону, 1927 

Сердюченко Г. П., Донецкая А. Т. И мы ударники: букварь для городской школы. Ростов-на-Дону, 1931 

Темкин М. Б. Товарищи: рабочая книга после букваря для сельских школ 1-й ступени. Ростов-на-Дону : Северный Кавказ, 1932 

Труфанова А. За колхоз (путь к грамоте): первая рабочая книга (вместо букваря). Ростов на-Дону, 1930 

Труфанова А. Т. Путь к грамоте: первая рабочая книга (вместо букваря). Ростов-на-Дону, 1929 

Яновская Э. Труд и игра: букварь. Москва, 1924

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:

Фото/Видео

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы