ул. Пушкинская, 175А

«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

14 апреля 2022 - 10 мая 2022
Зал новых поступлений (1 этаж)

Модернизация современного российского общества, перемены в политической, экономической жизни страны являются причиной переосмысления исторического прошлого России и аналогом изменений могут быть реформаторские преобразования в отечественной истории XIX –начала XX века.
Одним из реформаторов ХХ века был государственный деятель П.А. Столыпин, который предложил обществу программу реформ, затрагивающих все ключевые сферы жизни страны. Петр Аркадьевич Столыпин считался и реакционером, и революционером, и либералом, но на самом деле он был реформатором. Реформы его были либеральными по существу и революционными по их значению. Для одних Столыпин – это символ постепенного движения России к европейской и экономической модели, для других - символ разорения крестьянского уклада и предтеча Гражданской войны. В программу реформ входили следующие основные направления преобразовательной политики правительства: реформирование местного самоуправления, народного образования, судопроизводства, экономики и финансов, гражданского общества, социальная, аграрная и военная реформы. В связи с актуальностью этой темы и со 160 – летием со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина универсальный читальный зал представляет книжную в

ыставку «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!».

Вокруг имени П. А. Столыпина было немало мифов и спекуляций в публицистике и научных трудах, а в исторической литературе встречались самые разноречивые суждения. Жизнь и деятельность П. А. Столыпина не могла не волновать писателей. А. И. Солженицын в книге «Красное колесо» затронул тему взаимоотношений Николая II со Столыпиным. Раскрыть тайну гибели П. А. Столыпина попытались Ю. Семенов, В. Джанибекян, а также С. Рыбас и Л. Тараканова. Публицист С. Г. Кара-Мурза в своей работе «Столыпин-отец русской революции» считал реформы Столыпина причиной второй российской революции. Деятельность Столыпина привлекла внимание и зарубежных историков: американских (А. Ашер, Р. Пайпс), английских (Д. Хоскинг и Т. Шанин), французских (Н. Верт), итальянских (Л. Саккоротти). Наиболее значимые научные статьи были опубликованы в журналах «Родина», «Вопросы истории», «Наш современник», « Звезда».

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14) апреля 1862 года в Дрездене. Генеалогия Столыпиных прослеживается с XVI века с Григория Столыпина, родственниками, которых были представители знаменитых дворянских родов Лермонтовых, Голицыных, Горчаковых, Шереметьевых и других, оставившие заметный след в истории Государства Российского.

Отец Петра Столыпина, Аркадий Дмитриевич, был талантливым офицером - артиллеристом, генерал-лейтенантом в конной артиллерии, принимавший активное участие в Русско-Турецкой войне и в конце своей жизни был комендантом Московского Кремля. Мать, Наталья Михайловна, племянница канцлера А. М. Горчакова, праправнучка великого полководца А. В. Суворова. Она отличалась умом, образованностью, добротой. Наталья Михайловна всегда следовала за мужем. В войне с турками ухаживала за ранеными, за что получила награду - бронзовую медаль. Помимо Петра в семье были еще три сына (Александр, Дмитрий, Алексей) и дочь Анна.

Петр Аркадьевич , всю жизнь посвятил гражданской службе. Начальное образование он получил на дому, в 12 лет поступил в гимназию. Через 5 лет стал студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета. После окончания, став дипломированным агрономом, Столыпин, продвигаясь по служебной лестнице, был назначен в 1906 г. министром внутренних дел и позже в этом же году председателем Совета Министров. На этом посту он оставался до своей смерти.

П. А. Столыпин рано стал семейным человеком - в студенческие годы. Его женой стала Ольга Нейдгард: фрейлина, благотворительница, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины. В браке они прожили 27 лет и Петр Аркадьевич был любящим мужем и заботливым отцом шестерых детей.

В фонде ДГПБ имеется немало документов, посвященных П.А. Столыпину, как государственному и политическому деятелю императорской России.

Так, например, в книге Пожигайло П. А. «Петр Аркадьевич Столыпин: интеллект и воля» впервые представлен анализ концепции системных кризисов и перспективы реформ. Автор отмечает, что за период Столыпинских реформ увеличился рост сельскохозяйственной продукции, повысился уровень жизни всех слоев населения, возросли заработки промышленных и сельскохозяйственных рабочих, произошли позитивные изменения в области образования. Анализируя и сопоставляя плюсы и минусы, автор приходит к выводу, что Столыпин не только обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений.

На основе научной литературы, архивных документов и опубликованных материалов в 2007 году вышла книга Кобытова П. С. «П. А. Столыпин: последний реформатор Российской империи». В ней исследуется государственно-политическая деятельность Столыпина, биография которого тесно связана с государственной службой: он был чиновником министерства внутренних дел, уездным и губернским предводителем дворянства, Гродненским и Саратовским губернатором, министром внутренних дел, председателем Совета министров. Имея большой опыт работы как государственного деятеля, Петр Аркадьевич своими реформами приступил к формированию качественно иной экономической, политической и социокультурной жизни будущего. В этом заключается его историческая заслуга.

К 100-летию со дня гибели П. А. Столыпина был подготовлен сборник «П. А. Столыпин и исторический опыт реформ в России», который был составлен на основе материалов конференции, состоявшейся в Москве в 2011г. В сборнике были представлены статьи о Столыпине как личности, о его окружении, о государственной деятельности и о программе, в которую вошли проекты преобразований, созвучные тем реформам, перед которыми и ныне стоит Россия. В сборнике публикуются уникальные фотографии из собрания российских архивов.

Личность и деятельность П. А. Столыпина нашла различное отражение в воспоминаниях современников, изданных в России и за рубежом. Так, в книгу «П. А. Столыпин глазами современников», которая была издана Фондом изучения наследия П. А. Столыпина, вошли более 30 воспоминаний родных и близких, ближайших сотрудников и политических деятелей. Опубликованы неизвестные ранее письма Столыпина. Главным принципом отбора публикаций были воспоминания, содержащие новую информацию о жизни и деятельности Петра Аркадьевича. Во всех публикациях большое внимание уделено личным и деловым качествам, взаимоотношениям Столыпина с представителями власти и общественных структур, а также интересные наблюдения об изменениях в состоянии здоровья и настроения. Эта книга дает богатый материал для исследователей жизни и деятельности государственного деятеля.

В 2001 году в серии о политическом сыске в царской России была представлена первая книга Джанибекян В. «Тайна гибели Столыпина». Длительное время отечественная историография рисовала фигуру Столыпина черными красками, называя его реакционером и жестким диктатором. Сам реформатор объясняет, чем была вызвана жесткость – террором. «Власть должна по отношению к террору давать беспощадный отпор». Но укрощение террора – не главная его заслуга, а главная – в реформах, которые должны были усилить державу. Реформы Столыпина требовали высокой степени консолидации реформаторов, но на практике этого не было. В политических кругах и прессе началась активная травля Столыпина, а события марта-апреля 1911 года стали прологом Киевской трагедии. 1 сентября 1911 года в киевском театре во время антракта Столыпин был смертельно ранен реакционером Богровым. До этого события на Столыпина было совершено множество покушений, и он предполагал, что его убьют, поэтому в своем завещании указал «Похороните меня там, где меня убьют». Петра Аркадьевича похоронили в Киево-Печерской лавре 9 сентября 1911 года. Немало работ было посвящено этой теме в отечественной истории, но к единому мнению исследователи так и не пришли. Убийство Столыпина фактически завершило мирный путь российских преобразований, которые проводились элитой.

Столыпинские реформы – это попытка общества того времени отстранить от власти разлагающую петербургскую верхушку и не разрушая государственность провести либеральные реформы.

Поделиться:
Подбор литературы