ул. Пушкинская, 175А

#читаемсдашей

Дарья Гуцко – главный библиотекарь отдела продвижения ресурсов и услуг ДГПБ

- Каждая книга для меня – это личная история, которую я проживаю. И я поделюсь с вами этими историями. #читаемсдашей – мой блог о чтении и всем, что с ним связано. Я рассказываю о новинках современной литературы и знакомлю с яркими именами переводной и отечественной прозы. Я пишу только о том, что читаю сама и предлагаю рассматривать книги в социальном, философском и культурологическом контексте. Для меня литература – живая субстанция, реагирующая на все изменения в обществе и осмысляющая их.
ЭМИЛИ РАСКОВИЧ «АЙДАХО» [18+]
13.04.2021

БА-БАХ ОТМЕНЯЕТСЯ:

ЭМИЛИ РАСКОВИЧ «АЙДАХО» [18+]

ПЕРЕВОД: С. Арестова 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Фантом Пресс, 2021

Когда любишь того, кто погиб, но его смерть стёрлась у тебя из памяти, остаётся лишь боль неразделённого чувства.

Перед нами очень медитативный и вдумчивый роман – лауреат Дублинской литературной премии 2019 года. В прекрасном переводе, передающем все тонкости стиля и эмоциональную палитру.
В центре сюжета – трагедия одной семьи из Северного Айдахо. Энн – молодая учительница, которая переехала на ферму к своему мужу – Уэйду. Из-за тяжёлого наследственного заболевания Уэйд постепенно теряет память, и его когнитивные процессы всё чаще дают сбой. Вспыхивают приступы необоснованной агрессии, но Энн не сдается, ведь она всем сердцем любит своего мужа. Она не только помогает ему жить, но и пытается восстановить и сохранить воспоминания о его прежней семье – жене и погибших дочках.
Начнем с главного – все персонажи Раскович ранены и травмированы, что и придает им уязвимость и определенный шарм. Даже не зная истории жизни Энн, можно понять, что это крайне невротичная женщина, с комплексами и проблемой самооценки. Но решать свою проблему она не может, поэтому делает все, чтобы ее усугубить.

Неожиданное проявление доброты ранит сильнее, чем жестокость.

Выйдя замуж за Уэйда, Энн не находит утешения, ведь она всегда будет номером два. Бывшая жена, отбывающая тюремный срок, и погибшие дочки. Ей никогда не стать важнее их, ярче и значительнее. Поэтому Энн пытается буквально воссоздать их историю, впитать в себя даже запахи того трагического дня, часами просиживая в старом пикапе.
И вообще весь роман пропитан потерями. Потеря памяти, семьи, индивидуальности. Энн, как любящая женщина, желает обладать своим мужчиной целиком. Но Уэйд не пускает ее дальше им же обозначенной границы, он никогда не будет любить ее так, как свою прошлую семью. Что ей делать? Она рисует его прошлую жизнь, тайком передает книгу в тюрьму его бывшей жене. Вынужденная вечно сравнивать себя с другой, обреченная вскоре остаться в одиночестве, наблюдая, как разум мужа и собственная жизнь утекает сквозь пальцы.
Энн – удивительный персонаж, у которого нет прошлого, будущего и настоящего тоже нет. Она не живет. Она обо всех заботится, ей всех жалко, но за всем этим нет ее личности. И для меня – это самая тяжелая потеря, за которой приходится наблюдать.

Молчание не так нестерпимо, как неудавшаяся попытка выразить свои чувства.

Даже одна эта цитата говорит о многом – об искаженном восприятии героини, в котором работает запрет на эмоции, живет стыд и вина.
Героиня терпит очень многое, и в этом ее терпении есть такая покорность судьбе и страх, что поневоле становится душно, будто вдохнул пыльного воздуха жаркого лета в Айдахо. Она живет чужую жизнь, боясь посмотреть на себя такую, какая она есть. И эта болезненная замкнутость на своей жертвенности и отказ от женственности бьет читателя больнее всего.
Автор показывает нам, что любую утрату и потерю можно пережить. И человек переживает, если у него есть он сам. Когда нет врага внутри, внешние враги не смогут вас ранить – так устроена психика. Но если психика невротизирована, человек становится врагом себе, и тогда его ранит все. Все вокруг становится триггером травмы, все скрывает какие-то опасности. И нигде нет спасения. И эту завесу безысходности Раскович передала впечатляюще.
Читатель так и не узнает, что именно случилось с семьей Уэйда. Но так ли это нужно? Никакого «ба-бах», внезапного твиста или скелета в шкафу. Это очень осмысленная и грустная история о потере себя и о невозможности обрести нечто большее, когда внутри пусто. И, конечно, она о любви. О разрушительной, трагичной, сильной. О любви, которую не спрятать, с которой сложно соперничать.
Отдельно хочется отметить и атмосферу романа – душную, пахнущую полевой травой, песком, ветряную. Прекрасно выписан образ вывороченной наизнанку женщины, вышедшей замуж не за человека, а за какую-то идею, за несуществующий образ и одержимую его прошлым, потому что сама не видит себя в настоящем.
Это очень мощная история, которая заставит вас, и погрустить, и задуматься, и вспомнить что-то. А может, сказать нечто важное и теплое своему близкому человеку.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы