ул. Пушкинская, 175А

Педагогическая мысль в 18-нач.20 века

4 апреля 2023 - 28 апреля 2023
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Зарождение русской педагогики принято относить к периоду Киевской Руси – первого государства восточных славян (IX-XI вв.). Именно тогда начала складываться национальная система воспитания. Одним из замечательных педагогических памятников тех времен является «Поучение Владимира Мономаха детям». Труд, свидетельствующий о высоком уровне культуры и развития педагогической мысли на Руси XI столетия.

В средневековой России педагогические идеи продолжали развиваться под влиянием таких отечественных деятелей культуры как Иван Федоров, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и других. Особенно популярны были труды Симеона Полоцкого. Он был разработчиком проекта Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 году. К главным факторам воспитания Полоцкий относил семью и учителей, а также окружающую действительность.

Идеалом средневекового воспитания на Руси считают сборник наставлений XVI века под названием «Домострой». Он содержал суровые воспитательные методы, совмещенные с советами любить детей и проявлять о них заботу. Особое внимание в сборнике уделялось воспитанию трудолюбия, чувству ответственности перед родителями, государством и церковью.

Первая четверть XVIII века занимает особое место в истории образования России: именно в этот период была создана светская школа, предпринята попытка организовать государственную систему народного образования. Впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского образования и воспитания детей. Возросло количество школ, их типы сделались разнообразными. Возникла педагогическая литература. Появился «особый класс» людей — учителя.

На качественно новый уровень развития русской педагогики XVIII века повлияли реформы Петра I, в результате которых в России появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего было 3 класса, однако из-за того, что частенько ученики в каждом классе сидели по несколько лет, реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. 

Большой вклад в развитие государственной официальной педагогики в Петровский период внесли В. Н. Татищев (1686-1750), И. Т. Посошков (1653-1726) и Ф. Прокопович (1681-1736).

В эпоху XVIII века свой значительный вклад в развитие педагогической мысли внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, статский советник, профессор химии, почетный член Шведской и Болонской академий наук, оказавший огромное влияние на развитие науки и культуры России.

В педагогических трудах Ломоносова рассматривались фундаментальные вопросы - предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание. Широко понимая назначение педагогики, Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Успешность педагогической деятельности ученый видел в единстве воспитания и образования при обязательном учете наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения. Ломоносов подчеркивал, что должна существовать преемственность между общим, средним и высшим образованием. Убежденный в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России, он пришел к мысли о необходимости создания университета в Москве. При этом он настаивал на том, чтобы образование в России стало доступным не только дворянству, но и выходцам из других сословий.

В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения. Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельностью учителей  и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основателем научного языка русской педагогики.

Большое значение Ломоносов придавал преподаванию родного языка. Его «Российская грамматика», опубликованная в 1757 году, стала лучшим учебником для русской школы. В этой работе Ломоносов впервые в истории отечественного языкознания дал свод правил русского литературного языка. Выдержав 14 изданий, грамматика не потеряла научного значения и до нашего времени.

В фондах Донской государственной публичной библиотеки хранятся издания трудов М. В. Ломоносова вышедшие как при жизни ученого, так и в конце XVIII- нач. XIX веков.

В начале XIX века в России распространяются идеи европейского просвещения. Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства.

А. Ф. Бестужев (1761-1810) вошел в российскую историю как многогранная личность: педагог, писатель, публицист, просветитель, искусствовед и издатель. В труде «Трактат о воспитании», основываясь на постулатах философов античности и Нового времени, а также на собственном опыте преподавания, автор раскрывал задачи воспитания и его методику применительно к представителям дворянского сословия.

Русский публицист, философ и писатель А. И. Герцен (1812-1870) не оставил специальных работ по воспитанию. Однако на протяжении всей жизни он живо интересовался педагогическими проблемами. Считал, что воспитание в семье, в стенах школы и университета должно быть основано на уважении к личности воспитанника, признании его индивидуальности. Герцен высоко оценивал роль естественных наук в формировании материалистического мировоззрения. Он был автором двух работ, рассчитанных на детей и юношество, в которых популяризация естественно-научных знаний тесно увязывалась с формированием мышления. Вместе с тем Герцен отдавал отчет в том, что полноценное воспитание немыслимо без гуманитарных знаний. Он отводил приоритетную роль языку, литературе и истории в воспитании нравственных чувств, формировании общественных идеалов.

Со второй половины XIX века в России издаются журналы «Русский педагогический вестник», «Воспитание» (с 1857 г.), «Учитель» (1860-1870), «Педагогический сборник» (с 1864 г.), «Ясная Поляна» (1861-1862), на страницах которых обсуждались основные вопросы воспитания и обучения.

В 1860-е годы развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского (1824—1870). Будучи блестящим практиком, он интенсивно занимался научной работой в области теории педагогики и методики начального обучения. Основополагающая идея в педагогической теории Ушинского — народность воспитания. Главную цель воспитания педагог видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Ушинским написана серия работ, посвященных этой проблеме: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867).

В конце XIX - начале XX века в трудах П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, К. Н. Вентцеля, В. П. Вахтерова и многих других отечественных педагогов и методистов того времен шел интенсивный поиск и разработка педагогической теории.

В экспозиции «Книжного вернисажа» демонстрируются редкие издания трудов выдающихся педагогов, методистов и новаторов в образовании XVIII- нач. XX века из фондов Донской государственной публичной библиотеки.

  • Симеон Полоцкий. Во славу господа Бога в троице лиц в единстве естества славимаго Псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласноконечно по различным стихов родом преложенная. Москва, апрель 1680 (1788).

Симеон Полоцкий (1629 – 1680) – духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей царя Алексея Михайловича, включая и младшего его сына, Петра I. Специально для Полоцкого при дворце была создана так называемая «Верхняя типография», в которой и была напечатана «Псалтырь рифмотворная»

То, что подобная книга вообще увидела свет (причем, с молчаливого одобрения светской власти), свидетельствует о коренных подвижках, произошедших в культурной и общественной жизни Руси к концу XVII столетия.

Псалтирь - одно из главных учебных пособий в Древней Руси. Первый библейский текст, переведенный на славянский язык и первая на Руси "преданная тиснению" книга стихов. Перевод Псалтири был выполнен в необычайно короткие сроки — с 4 февраля по 28 марта 1678 года. Книга увидела свет в апреле 1680 года, за четыре месяца до смерти Симеона Полоцкого. В 1685 году «Псалтырь» Полоцкого была полностью положена на музыку государевым певчим дьяком Василием Титовым. Эта обширная музыкальная композиция положила начало русской камерной музыке.

Симеон Полоцкий стал первым деятелем истории древнерусской религиозно-философской мысли, который осуществил полный перевод этой библейской книги современным русским силлабическим стихом. Сам факт поэтического перевода библейского текста - небывалый в истории России, поскольку в нем явно прослеживается стремление к рационально-критическому восприятию Библии. Книга предназначалась не для церковно-богослужебного употребления, а, по словам автора, для "домашней потребы" интеллигентного читателя - знатока и ценителя "рифмотворной речи".

  • Посошков И. Т. Книга о скудости и о богатстве и некоторые более мелкие сочинения. Москва, 1911 (Памятники русской истории, изданные под редакцией преподавателей русской истории в Московском университете: профессоров В. О. Ключевского, М. К. Любавского и др.)

  • Посошков И. Т. Сочинения Ивана Посошкова. Москва, 1842

Иван Тихонович Посошков (1652-1726) – первый русский экономист-теоретик, публицист, предприниматель и изобретатель. Сторонник преобразований Петра I. Создатель педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве». Создатель проекта об организации общедоступных школ для крестьянства. Посошков стремился соединить идеи государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.

Посошков считал, что основным путем просвещения русского народа является распространение грамотности и создание системы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Ученый соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением как государственная школа. Главной задачей считал "книжное научение", а основными языками обучения латинский и польскийЕго идея об организации общедоступных школ для крестьян не были приняты во внимание.

«Книга о скудости и богатстве» — один из интереснейших источников по истории России первой четверти XVIII века.
У нее непростая судьба. Работа над книгой была завершена автором в 1724 году, труд предназначался для представления Петру I. Историки предполагают, что именно эта книга явилась причиной ареста Посошкова и заключения его в Петропавловскую крепость, где он вскоре и умер. В течение XVIII века «Книга о скудости и богатстве» получила некоторое распространение в рукописных списках и привлекла внимание М. В. Ломоносова, благодаря которому был сделан список с нее для Академии наук. Один из дошедших до нас рукописных списков «Книги о скудости и богатстве» принадлежал екатерининскому сенатору князю А. С. Козловскому, отцу поэта Федора Козловского.

И только благодаря усердию историка и журналиста М. Погодина книга Посошкова была напечатана в 1842 году, спустя более чем сто лет после смерти автора. У Погодина в руках оказался один из списков опальной книги, который был приобретен журналистом для своего собрания рукописей. С этого момента личность и сочинения Посошкова привлекают внимание исследователей.

Первое издание сочинения Посошкова встретило значительные затруднения со стороны цензуры. М. Погодин, напечатав отрывки из книги в виде журнальной статьи, вынужден был опасаться за судьбу издаваемого им журнала. Когда Погодин вознамерился прочесть лекцию о Посошкове в Московском университете, то получил от властей «совет» отказаться от этой идеи, чтобы лекция «не произвела слишком много эффекта и не была растолкована криво». Опасения вызывало не только содержание книги, но также то исключительное обстоятельство, что автор «Книги о скудости и богатстве» был «простым крестьянином». Тогда еще не было известно, что Посошков был арестован Тайной канцелярией и умер в заключении, и все же для опубликования его сочинений необходимо было получить разрешение самого Николая I, которому через посредство министра народного просвещения графа Уварова был сделан специальный доклад об авторе книги.

На выставке представлено 1-е издание книги 1842 года вместе с некоторыми другими сочинениями Посошкова.

М. П. Погодин (1800-1875) – русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Тайный советник, профессор Московского университета.

  • Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Санкт-Петербург, [1909]

Петр Федорович Каптерев (1849- 1922) – классик российского образования, российский и советский педагог и психолог, основоположник отечественной педагогической психологии. К началу 90-х годов XIX столетия был одним из самых популярных авторов, книги которого читались не только педагогами и родителями, но и всеми, кто занимался самообразованием.

Каптерев основывался в своих взглядах на идеях К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Д. Локка, Г. Спенсера, И. Ф. Гербарта. Уделял внимание не только семейному, но и общественному воспитанию. Ведущая идея, получившая отражение во многих трудах ученого – отделение воспитания и образования от государства, церкви и политической борьбы. Большое внимание Каптерев уделял проблемам школьного обучения. Основной задачей школы он считал выработку у детей характера и мировоззрения с помощью эвристического (развивающего) обучения. Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев разделяет общее и специальное образование. Уделяя внимание индивидуализации обучения, специальное образование ученый связывал с групповыми факультативными занятиями по предметам, выбранным самими учащимися.

Долгое время имя Каптерева оставалось неизвестным не только массовому русскому читателю, но даже деятелям образования. Между тем перу этого замечательного русского педагога принадлежит одно из фундаментальных произведений отечественной педагогики – «История русской педагогики». Только в последние годы исследователи стали отмечать обширность и многогранность творческого наследия П. Ф. Каптерева, в трудах которого освещаются практически все принципиальные вопросы образования и воспитания молодого поколения.

П. Ф. Каптерева можно назвать педагогом энциклопедического склада, основоположником как русской педагогической научной школы, так и отечественной методологии истории педагогики и теоретической педагогики, теоретических основ семейного воспитания и педагогической психологии. Ученый впервые в отечественной педагогической науке предложил периодизацию процесса развития русской педагогики.

  • Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения: с портретом автора. Санкт-Петербург, 1903

Владимир Яковлевич Стоюнин (1826—1888) — видный отечественный просветитель, ученый–педагог и методист–словесник, публицист. В истории развития педагогической мысли России Стоюнин занимает почетное место. На протяжении всей своей жизни он сочетал практическую деятельность в школе с разработкой вопросов теории и истории педагогики, с работой в области методики преподавания русского языка и словесности, с занятиями литературного критика.

Педагогические сочинения В. Я. Стоюнина в дореволюционное время издавались трижды: в 1892, 1903 и 1911 годах. Все три издания однотомники, по содержанию идентичны. В демонстрируемое на выставке издание кроме ряда работ, вошедших в предыдущие, помещено несколько неопубликованных материалов, которые знакомят читателя с малоизвестными сторонами деятельности педагога и дополняют представление о его взглядах на воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Другие материалы освещают его взгляды на политику правительства по реорганизации реальных гимназий («По поводу преобразования реальных гимназий»), знакомят с проектом «Об учреждении Высшей женской школы в Москве», с работой воскресных школ и др. Сочинения Стоюнина расположены в хронологической последовательности, что позволяет проследить развитие его взглядов в разные периоды жизни.

  •  Бобров Е.А. Педагогика. Ч. 2. Ростов-на -Дону, 1916

Евгений Александрович Бобров (1867–1933) – русский религиозный философ, историк философии и литературы, педагог. Ученик Густава Тейхмюллера, представитель Юрьевской философской школы. Свою философскую доктрину называл «критическим индивидуализмом». 

Е. А. Бобров с золотой медалью окончил Екатеринбургскую гимназию, затем учился в Казанском, в Дерптском университете, который закончил по философскому и историко-филологическому отделениям. Обучаясь в Дерпте, слушал лекции профессора Г. Тейхмюллера, ставшего его главным учителем. Собственное учение Боброва представляет собой лишь развитие его идей. С 1893 года был доцентом по кафедре философии Юрьевского университета. С 1896 года был профессором философии в Казанском, а с 1903 — в Варшавском университете. В 1915 году, в ходе эвакуации Варшавского университета, переселился в Ростов-на-Дону. С 1917 года был заслуженным профессором философии в Донском, а затем Северо-Кавказском университете. Скончался от сердечной недостаточности в Ростове-на-Дону 12 марта 1933 года.

Поделиться:
Подбор литературы