ул. Пушкинская, 175А

Первенец великих строек: Волго-Донскому судоходному каналу — 70 лет

26 июля 2022 - 30 августа 2022
Отдел краеведения (2 этаж)

Волго-Донской судоходный канал был третьим в СССР после Беломорско-Балтийского канала им. И. В. Сталина (1933, до 1961 г. Беломорканал) и канала имени Москвы (1937, до 1947 г. — канал Москва-Волга). Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина был открыт 27 июля 1952 г. Эти три канала объединили в единую водную транспортную систему пять морей (Белое, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское), омывающих Советский Союз, изменили природу и климат засушливых районов.

На выставке представлены книги и статьи, которые раскрывают историю уникальной по своим масштабам стройки — Волго-Донского судоходного канала:

  • Аксамитный, А. С. Волго-Донская водная магистраль. Ростов-на-Дону, 1929.
  • Афонин, Ю. Н. Строительство Волго-Донского канала и орошение земель. Ростов-на-Дону, 1951.
  • Бусленко, Н. И. Волго-Дон: Слияние вод. Ростов-на-Дону. 2011. Волго-Донской судоходный канал — великая стройка коммунизма. Москва : Госкультпросветиздат, 1952.
  • Воскобойникова, Н. Дон судоходный. Волгодонск, 2018.
  • Гозулов, А. И. Волго-Дон и сельское хозяйство Ростовской области. Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1952.
  • Капустина А. Волго-Дон. Восьмое чудо света // Ростовская область. 2012. № 2–3 (10–11). С. 84–95.
  • Караулов, Н. А. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Москва, 1952 ([Библиотечка] "В помощь лектору". [№ 18]).
  • Кисин, С. КаналоАрмейцы // Вестник строительство. Архитектура. Инфраструктура. 2007. № 3. С. 126–130.
  • Максимов, П. Х. Волго-Донской канал / под ред. А. С. Аксамитного. Ростов-на-Дону: Севкавкнига, 1927.
  • Максимов, П. Х. Что даст Волго-Дон : популярно-экономический очерк / под ред. В. А. Семенцова. Ростов-на-Дону : Севкавкнига, 1927.
  • Первенец великих строек коммунизма : Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина: статьи и очерки о строительстве Цимлянского гидроузла и оросительных систем. Ростов-на-Дону, 1952.
  • Самохин, А. Ф. Волго-Дон. Ростов-на-Дону, 1940.
  • Чеботарев, Б. В. Волго-Донской судоходный канал — великая стройка коммунизма. Москва : Госкультпросветиздат, 1952.

Идеи соединения Волги с Доном возникали много раз. С I тысячелетия нашей эры между Волгой и Доном проходил древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию, который назывался — Волгодонская переволока (Царицынский перевоз). По этому пути грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта.

Александр Македонский мечтал соединить Черное и Каспийское моря. Тысячу лет назад киевский князь Игорь, возвращаясь из греческого похода, перешел «волоком» на Волгу и спустился со своей дружиной к берегам Каспийского моря. Тем же «волоком» пользовались генуэзские и венецианские купцы.

В 1563 г. турецкий султан Сулейман, а за ним его сын Селим II начали копать «турецкий канал» между Камышенкой и Иловлей (притоками Волги и Дона), но туркам пришлось отказаться от этой идеи (с севера на них обрушились отряды русских, посланные Иваном Грозным). А вот ров, прорытый турками, с названием «турецкая канава» сохранился до наших дней.

Соединить Волгу и Дон каналом предпринял Пётр I в 1697–1701 гг. При его участии был составлен проект, размещенный впоследствии в атласе в 1704 г., изданном в Амстердаме. Проект назывался «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дону или Танаиса кораблям Иловлей рекой до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскою рекою в Каспийское море входить».

По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 г. Северная война со Швецией (1701) остановила строительство канала.

В настоящее время в г. Петров Вал (Камышинский район Волгоградской области) осталось два сухих русла каналов — как напоминание о незавершенном проекте.

В дальнейшем было создано много проектов соединения рек Волги и Дона. Среди них назовем проекты — инженера Крафта (1832), Шишова (1857), Гамалицкого (1877) и других.

Николай Осипович Крафт (1798–1857, Санкт-Петербург) — русский инженер, генерал-майор в 1823 г. предложил прорыть 40-километровый туннель между станицей Качалинской на Дону и деревней Дубовкой на Волге. Но проект не был осуществлен, а лишь при содействии инженера Леона Дрю учреждено франко-русское общество изысканий Волго-Донского канал(1866).

Волгу и Дон пыталось соединить Акционерное общество «Компании железно-конной дороги между Волгой и Доном» (1846, без постройки канала). Дубовско-Качалинская частная железная дорога на конно-бычьей тяге работала в 1846–1847 и 1850–1852 гг. Длина железнодорожного полотна составила 62 версты 300 саженей (63 километра). Дорога имела недостатки: не доведена до речных берегов (донской конец ветки обрывался в 4 км от реки, волжский конец — 350 м.). Железная дорога была разобрана в 1855 г.

Подчеркивая значимость Дубовки как важного торгового пункта, о ней писал А. Н. Минх (1833–1912), историк, краевед, этнограф, археолог, член Императорского Русского географического общества:

«Благодаря своему выгодному положению Дубовка давно сделалась важным торговым пунктом и богатела от транспортировки грузов: сюда сплавлялись сверху лес, деготь, смолу, железо и хлеб, шедший для кавказских войск и в Ростов для заграничной торговли. Речкою Доном приправлялись крымские и донские вина, сухие фрукты, деревянное масло, свиное сало и другие произведения южного края. Перевозка грузов производилась на тачках и фурах, в которые впрягались одна, две или более пар волов. Несмотря на массу быков у донских казаков и в окольных селениях, они не успевали удовлетворять действительной потребности».

  • Булычев, М. В. Эволюция транспортной системы Поволжья в конце XVII – начале XX века // Поволжский край : Межвузовсий сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. № 12. С. 58–73.

В 1862 г. была запущена Волго-Донская железная дорога между Царицыном и Калачом (Волжско-Донская и Царицынско-Калачская).

Продолжали создаваться все новые и новые проекты канала. До 1917 г. их было создано свыше 25-ти. Большой вклад в сооружение канала внес своими работами по изучению междуречья Волги и Дона Нестор Платонович Пузыревский (1861–1934), русский учёный–гидротехник. Он провёл гидрографическое обследование и описание ряда рек европейской части Российской империи — Дона, Днестра, Северского Донца, Оки, Волхов. А также являлся автором проектов строительства межбассейновых соединений Волго-Донского канала. Проект Пузыревского был последним, составленным до 1917 г.

  • Воронцов, В. Единая глубоководная система европейской части России // Морской флот. 2001. № 2. С. 48–49.

Однако ни один из проектов так и не воплотился в жизнь. Описание этих проектов можно найти на страницах книг в Донской электронной библиотеке:

Государственной комиссией по электрификации России (1917) был разработал план ГОЭЛРО — государственный план электрификации Советской России. В 1918 г. принят «Декрет о Волго-Донском канале» (В. И. Ленин). Гражданская война помешала вплотную заняться этими проектами. В 1920 г. по плану ГОЭЛРО правительство страны вернулось к вопросу создания канала.

Первый советский технически обоснованный проект Волго-Донского канала был составлен в 1927–1928 гг. Тем не менее, ему не дано было осуществиться. Следующий проект строительства канала был создан в 1934–1938 гг. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы возобновились в 1943 г. (по окончании Сталинградской битвы).

В 1948 г. Совет Министров Союза СССР утвердил проект строительства судоходного канала между Волгой и Доном, разработанный Гидропроектом. В проект входило строительство: Цимлянского гидроузла, Цимлянского водохранилища, Цимлянской ГЭС и оросительных каналов. Строительство канала началось в 1949 г. и продолжалось до июля 1952 г.

Большой вклад в реализацию этого проекта внесли инженеры, архитекторы, скульпторы. Среди них Сергей Яковлевич Жук (1892–1957), Герой Социалистического Труда (1952), академик АН СССР (1953). С 1948 г. — главный инженер Волгодонстроя МВД СССР (с 1949 г. — Главное управление строительства Волго-Донского водного пути, «Главгидроволгодонстрой» МВД СССР). Под его руководством велось проектирование канала. В последствие его имя присвоено институту «Гидропроект» (1957).

Архитектурный отдел Гидропроекта начал работу над оформлением канала еще в 1948 г. Коллективы возглавили архитекторы: Л. Поляков, И. Фомин, А. Душкин, А. Добровольский, Б. Приймак. В результате конкурса был создан авторский коллектив под руководством Л. Полякова, в который вошли архитекторы А. Белов, С. Бирюков, Г. Борис, Г. Васильев, С. Демидов, А. Ковалёв, З. Мусатов, М. Паньков, Н. Подолинский, А. Рогачев, Ф. Топунов, Р. Якубов и другие. Наряду с архитекторами, участие принимали скульпторы: Е. Вучетич, Л. Поляков, Г. Мотовилов, Г. Шульц, М. Габэ. Евгений Викторович Вучетич (1908–1974) совместно с Леонидом Михайловичем Поляковым (1906–1965) создали монумент И. В. Сталину.

Информацию об инженерах, архитекторах, скульпторах Волго-Донского канала можно найти в книге:

  • Яралов, Ю. С. Архитектура Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Москва, 1955.

На строительстве Волго-Донского канала трудились десятки тысяч рабочих-строителей. Среди них: выпускники вузов и техникумов, демобилизованные военнослужащие, рабочие, военнопленные немцы, советские заключённые, осуждённые по 58-й статье (УК СССР).

В исправительно-трудовых лагерях Цимлянского гидроузла в период с января по декабрь 1951 г. трудились женщины (их число от мужчин составило от 10–19 до 38%). Трудовые ресурсы Волго-Донского канала представлены в следующих книгах:

  • Свечникова, Е. Ю. Использование принудительного труда женщин на строительстве Волго-Донского канала // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Вып. 7. Ростов-на-Дону, 2000. С. 66-70.
  • Сивашов, Н. Они прославили Цимлу. Цимлянск, 1999.
Многие строители получили награды. Всего различными орденами и медалями были награждены 6323 человека:
орденом «Знак Почёта» — 964 человека,
орденом Трудового Красного Знамени — 661 человек,
орденом Красной Звезды — 295 человек,
орденом Ленина — 122 человека,
медалью «За трудовую доблесть» — 1433 человека,
медалью «За трудовое отличие» — 1432 человека.
Звание Героя Социалистического Труда получили 12 человек.

10 июля 1952 г. в постановлении Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала» было отмечено:

« …задание Правительства по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тыс. гектаров засушливых земель в Ростовской области выполнено в установленный срок».

27 июля 1952 г. канал был торжественно открыт (Указ Президиума Верховного Совета СССР). Ему было присвоено имя В. И. Ленина. В этот день началось регулярное движение пассажирских и грузовых судов, одновременно была начата эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений.

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов (101 км), разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоящая из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44,5 м, состоящая из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами: от 700 м на волжском склоне, до 20 км на донском склоне.

Грандиозная стройка Волго-Донского канала нашла широкий отклик среди писателей, художников, композиторов. Этой стройке художники посвящали свои произведения. Среди них можно назвать имена: П. Ф. Гречкин, Я. Е. Гуслистый, С. А. Сухоруков, А. М. Чернышев, Н. М. Замков, И. И. Соколов, Ф. И. Баранов и другие.

Не остались в стороне и композиторы. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953), народный артист РСФСР (1947) написал праздничную поэму «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра, ор. 130, ставшую единственным крупным музыкальным произведением, написанным специально к торжествам, посвящённым открытию Волго-Донского канала. Премьера состоялась 22 февраля 1952 г. в исполнении оркестра под управлением Самуила Самосуда (по радио).

В память о великой стройке в1997 г. создан Музей «Истории Волго-Донского судоходного канала». Основатель и первый руководитель музея — Римма Михайловна Эдельман. История канала представлена в четырех залах музея: историческом, истории строительства канала, эксплуатационном и демонстрационном. Музей является хранилищем уникальных документов не только о легендарном строительстве, строителях, но и рассказывает о сегодняшнем дне и перспективах грандиозного гидротехнического сооружения.

Волго-Донскому каналу посвящали свои произведения замечательные донские писатели — М. А. Шолохов, В. А. Закруткин, А. В. Калинин, Г. Ф. Шолохов-Синявский, Б. В. Изюмский и многие другие.

Михаил Александрович, восхищаясь красотой канала, Цимлянской ГЭС и мужеством строителей, писал о Волго-Донском канале:

«Сколько подвигов, сколько проявлений мужества и самоотверженности советского человека мирного строителя, а когда надо, то и воина, запечатлено в истории создании Волго-Донского судоходного канала! Сколько бессонных ночей, сколько раздумий, сколько энергии вложено в мощное тело плотины Цимлянской ГЭС, в канал, в шлюзы, во все сооружения Волго-Дона!»

«Будут созданы сооружения еще более величественные, еще более прекрасные, чем Волго-Дон. Но в сознании людей Волго-Дон останется первенцем великих строек коммунизма, а первенцев матери всегда любят… и нежнее и больше…»

  • Куликов, С. Волго-Донской судоходный // Донские страницы. Очерки, воспоминания, документы. Вып. 3. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1983. С. 52-53.
  • Шолохов, М. А. Первенец великих строек : очерк // Собрание сочинений: в 9 т. Т. 8. М., 2002. С. 313-321.

Писатель Виталий Александрович Закруткин (1908–1994), подчеркивая значимость строительства Волго-Донского канала, писал в своем очерке:

«Цимлянская плотина, собирая весенние воды на высоту 26 метров, образует в своем верхнем бьефе огромное водохранилище — «Донское море» — длиною более трехсот километров и шириною до 38 километров. Это море не только увеличит судоходные глубины в реке Дон, но и, согласно проекту, станет источником орошения и обводнения несметных участков земли в засушливой зоне… Так стала воплощаться в жизнь давняя мечта народа. Гудки пароходов и паровозов, рокот самолетов, стук паровых молотов, густые сети растущих на донском займище металлических конструкций, тысячи новых телефонных и телеграфных столбов, дымящие на берегу энергопоезда, которые озарили строительный участок электрическим светом, появление в долине Дона десятков тысяч строителей, — все это возвестило начало героической трудовой эпопеи…»

  • Закруткин, В. А. В ожидании весны // Первенец великих строек коммунизма: статьи и очерки о строительстве Цимлянского гидроузла и оросительных систем. Ростов-на-Дону, 1952. С. 276-301.

По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку

Поделиться:
Подбор литературы