ул. Пушкинская, 175А

Средневековое искусство Запада и Востока

11 июля 2023 - 2 августа 2023
Отдел искусств (1 этаж)

Темное время, рыцари, болезни, главенство церкви, крестоносцы, инквизиция, странные изображения животных – первое, что приходит на ум при упоминании Средних веков.

Каждое столетие европейской истории создавало свой образ Средних веков. Для просветителей 18 века это время жестокое и мрачное, наполненное предрассудками; Средневековье в романтизме – прекрасная пора, насыщенная духовными образами, возвышенными размышлениями и очарованием рыцарской культуры. Самым ярким свидетельством средневекового влияния на романтизм, безусловно, является огромное количество сооружений в стиле псевдоготики или неоготики. Образ, созданный романтиками, унаследовал и 20 век – кинематограф воссоздавал легенды об испанских королях или рыцарях круглого стола, писатели использовали средневековые образы и антураж для создания своих фэнтези-миров. События книги «Песнь льда и огня» американского писателя и сценариста Джорджа Р. Р. Мартина происходят в вымышленном мире, напоминающем Европу Позднего Средневековья.

Очередная книжная выставка в отделе искусств посвящена средневековому искусству Запада и Востока. Представлена литература о стилях и жанрах этого периода, одежде, музыке, орнаментах и образах.

Понятие «Средние века» возникло в Италии в XV-XVI вв. как уничижительное определение промежуточного периода между гибелью великой античной цивилизацией и новым подъемом культуры, который, как тогда считалось, начался с творчества Джотто и явился возрождением традиций классической древности. В искусстве этого периода видели лишь упадок, порожденный невежеством и полным забвением классических идеалов. Термин «средневековое искусство» появился в XIX веке, когда благодаря французскому исследователю Виолле-ле-Дюку началось изучение «темных веков» европейской истории. Он приступил к анализу исторических памятников Франции. Позже, мировую художественную культуру обогатило средневековое искусство Англии, Германии, Италии, Испании, а также стран Востока.

Открывается выставка энциклопедией «Панорама Средневековья» под редакцией Роберта Бартлетта. Книга, содержащая более восьмисот иллюстраций, представляет собой всеобъемлющее визуальное воссоздание средневекового мира: его народов, его определяющих характеристик, более того, всей его культуры в самом широком смысле.

Каждый аспект средневекового мира – от падения Римской империи до зарождения Ренессанса – освещен множеством тем. Восемь основных разделов охватывают широкий спектр – от религии до структуры светской власти, искусства и архитектуры, повседневной жизни людей: обычные мужчины и женщины, философия и наука с необычным акцентом на недостаточно известный мир за пределами Европы. Конкретные темы включают папство, монастыри, народную религию; королевскую власть, рыцарство и придворную жизнь; готические соборы; рукописи; жизнь на земле и в городе, космологию, магию и рыцарство.

Медиевистика – такое название получил раздел исторической науки, изучающий средневековье. Одной из основоположниц ленинградской школы искусствоведческой медиевистики стала Цецилия Нессельштраус. Среди её многочисленных публикаций выделяется «Искусство раннего Средневековья», написанная для серии «Новая история искусств». В ней автор прослеживает развитие европейской архитектуры, скульптуры, живописи, книжной графики от периода раннего христианства до начала XI века. Первый раздел книги посвящен раннехристианскому искусству. Далее автор рассматривает «темные века» VI-VIII вв. в Италии, Испании, Франции, скандинавских странах и англо-ирландское искусство. Отдельно рассматривается искусство каролингской империи. Третий раздел посвящен искусству Испании, Англии и Германии в X – начале XI века. Небольшой очерк развития западноевропейского искусства от античности до эпохи Карла Великого (IX век) представлен в книге Венедикта Тяжелова «Раннее Средневековье» издательства «Белый город».

Огромная роль в раннем средневековом искусстве выпала на долю орнамента. С радостью украшали в те времена сложнейшим узором всякую свободную поверхность: архитравы порталов, алтарные преграды, плиты кивориев, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. Средневековый орнамент, представлявший собой сложную систему аллегорических образов и растительных мотивов, существовал не только в архитектуре, но и в миниатюре, живописи, узорах на ткани, кости, дереве и т. д. Альбом «Средневековый орнамент» знакомит с многообразием орнаментов – здесь и элементы орнамента – розетки, украшения рукописных книг, одежды, изображения животных, так и художественные изделия и стилизованные цветные композиции. Предисловие Веры Ивановской знакомит с художественными особенностями и тематикой орнаментов.

Одним из крупнейших специалистов по средневековой культуре считается Умберто Эко. Помимо романа «Имя Розы», написанного в антураже средневековья, его перу принадлежит множество научных работ. Средневековье – после столетий, когда оно рассматривалось только как темный и варварский период – было заново открыто как эпоха, полная размышлений о красоте, эстетическом удовольствии, вкусе, естественной и художественной красоте, отношениях между искусством и другой деятельностью человека. В книге «Искусство и красота в средневековой эстетике» Эко представляет ученое изложение средневековых эстетических идей. Сопоставляя теологию и науку, поэзию и мистицизм, он исследует взаимосвязь, существовавшую между эстетическими теориями и художественным опытом и практикой средневековой культуры. Прослеживая средневековые размышления о прекрасном, измерении, пропорции, гармонии, Эко позволяет нам лучше понять менталитет, вкус, настроение средневекового человека – и философа, и монаха, и простого крестьянина, неграмотного человека улицы, который именно через прекрасное пришел к Богу.

Изображения средневековых мастеров чаще всего воспринимаются как творения художников. Между тем Средневековью неизвестны понятия творчество, верность природе или наблюдения, характерные для возрождения. В книге искусствоведа Анны Пожидаевой «Сотворение мира в иконографии средневекового Запада. Опыт иконографической генеалогии» рассматривается работа мастеров миниатюры XI-XIII веков. Какова была мера их свободы, по каким критериям они выбирали образцы для своих иконографических схем, как воспроизводили работы предшественников и что для них было копией. Анализ многочисленных миниатюр позволяет развить концепцию иконографического комплекса, сложенного несколькими поколениями мастеров.

Образы Средневековья сейчас очень популярны. Российский медиа-проект о Средневековье «Страдающее Средневековье», с аудиторией более миллиона человек, группы в соц.сетях, посвященные средневековым рисункам, стикеры в telegram, игры, мемы, принты на одежде и прочее наполняют пространство. В издательстве «Слово» вышла книга историка-медиевиста и одного из авторов «Страдающего Средневековья» Михаила Майзульса «Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем». В ней он раскрывает тайны средневековых изображений и объясняет, каким образом Средние века превратились в тренд. Книга представляет собой итог многолетней работы автора по изучению средневековой визуальности. Автор стремится объяснить потенциальному читателю, как отдельное изображение или его элементы «разговаривают» со зрителем, о чем они ему сообщают, при помощи каких инструментов формируют свой визуальный нарратив. Монография состоит из одиннадцати глав, каждая посвящена конкретному сюжету. Среди образов нашлось место и соблазнительным красоткам, несущим простым смертным адские муки, и непреклонным старцам, своей духовной стойкостью завоевавшим право на вечное блаженство. Каждый сюжет представлен достаточно репрезентативной серией изображений, расположенных в некоторой хронологической перспективе. Это миниатюры средневековых рукописей, алтарные панели, картины, гравюры и, значительно реже, скульптура.

Книга Ларисы Горбачевой «Костюм средневекового Запада» рассказывает о костюме во всем многообразии его функций – от простых, до наполненных символами. Представлена среда бытования костюма, исследуются противоречивые взаимоотношения человека и его костюма. Иллюстрации показывают как сохранившиеся предметы гардероба эпохи, так и изображения нарядов в памятниках искусства.

Уделено внимание на выставке и средневековой музыке. Музыка уходит корнями в самое сердце западной культуры. Музыка, как правило, отсутствует в историографических реконструкциях Средневековья, хотя она глубоко укоренилась в матрицах Запада. На протяжении последних десятилетий избранная группа ученых-специалистов проводила интенсивные историко-музыковедческие исследования на международном уровне. «Исторический атлас средневековой музыки» – фундаментальный труд, ставящий целью поместить средневековую музыку в ее исторический и культурный контекст и предоставить читателям, интересующимся различными дисциплинами, общую картину музыки Средневековья. Для достижения этой цели к участию были приглашены наиболее выдающиеся ученые-медиевисты, а также археологи, специалисты по акустике и архитектуре, историки и философы средневековой мысли. Книга содержит исключительную иконографию и несколько карт, которые сопровождают читателя в увлекательном путешествии по сети мест, культурных влияний, ритуалов и тем. Сорок пять авторов составили сложный, но легко читаемый исторический атлас, который дает полную картину средневековой музыкальной культуры.

Средние века потребовали от ученых обозначения школ и стилевых особенностей. Таким образом, в современном искусствознании были выделены два художественных периода – романика или романское искусство и готика.

Романское искусство представлено на выставке семью изданиями. Это книги о ремеслах, скульптуре, иконах и др. Книга видного искусствоведа Евсея Ротенберга «Искусство романской эпохи» теоретические основы направления, архитектуру, скульптуру, живопись, миниатюру и прикладное искусство. Внимание автора сосредоточено на характеристике эстетического идеала эпохи, характере соотношения различных видов искусств и их художественного синтеза, а также тематический арсенал данного исторического периода и способы его воплощения.

Готика – то, с чем у большинства ассоциируется Средние века. Двенадцать представленных на выставке книг в полной мере отражают все виды искусств этого периода. Подарочное издание увеличенного формата «Готика: изобразительное искусство Средних веков, 1140-1500» под редакцией Рольфа Томана дает читателям исчерпывающее описание искусства Средневековья, представляя выдающиеся сокровища средневековой образности, такие как религиозные панно, статуи Мадонн, витражи и ювелирное дело, а также придворную культуру и архитектуру. Как отмечается во введении, визуальные образы были важны, поскольку они были эффективным способом передачи «конкретных идей и устремлений в устойчивой форме». Замок-крепость на холме говорил об одном, монументальный собор посреди шумного города – о чем-то другом. Готическое искусство служило определенной цели: религиозной, социальной, политической или, возможно, всем трем. Основанный на превосходных фотографиях Ахима Беднорца текст Бруно Кляйна оживляет далекий мир Средневековья, помогая читателю увидеть и понять жизнь и устремления во времена, которые теперь известны как готическая эпоха.

Средние века оставили свой след не только в Европе. Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований, например Византии. Книга доктора искусствоведения Ольги Поповой «Пути византийского искусства» представляет собой итог многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора – одного из ведущих российских византинистов, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова. В книге прослеживается многовековая история стиля византийского искусства, получившая воплощение в архитектуре храмов, в их мозаиках и фресках, в иконах и миниатюрах рукописных книг. Стилистические особенности рассматриваются при этом как символическое выражение смысла образов византийского искусства, сформированного христианским миросозерцанием и традициями античной культуры. Книга богато иллюстрирована и является одним из значимых трудов по византийскому искусству.

Остальная представленная на выставке литература знакомит с искусство стран Средней Азии и Дальнего Востока, Индии, Ирана, Грузии, Армении и др.

Учебное пособие Татьяны Каптеревой и Надежды Виноградовой «Искусство средневекового Востока» это иллюстрированная собрание очерков об искусстве средневекового Востока: мусульманского мира, простиравшегося от Южной Испании до Индии, а также Китая и Японии. Период по некоторым странам не ограничивается средневековьем, но охватывается время от древности до XIX столетия. Искусство мусульманского средневековья, казалось бы, представлявшее собой рассудочную и нормативную систему, было вместе с тем искусством высокой поэтической образности. В книге анализируются культурные особенности мусульманского средневековья, преобладающие формы и жанры искусства, а также западноевропейское влияние.

Поделиться:
Подбор литературы