ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Наука не может двигаться по заказу...» к 180-летию К. А. Тимирязева

13 июня 2023 - 30 июня 2023
Выставочная зона (2 этаж)

Выставка «Наука не может двигаться по заказу...», приуроченная в 180-летию со дня рождения К. А. Тимирязева, подготовлена центром книжного культурного наследия библиотеки и представляет редкие, в том числе прижизненные издания трудов знаменитого ботаника и основные работы о его жизни и научной деятельности.

Климент Аркадьевич Тимирязев принадлежит к числу лучших ученых России. Он был не только выдающимся ботаником, заслужившим мировую известность своими ставшими классикой исследованиями, но и крупнейшим популяризатором науки.

Род Тимирязевых – старинный служилый дворянский род, ведущий свое происхождение, по некоторым сведениям, от ордынского князя Темира-Гази, воевавшего с Литвой в 1374 году. По сообщениям ассистента К. А. Тимирязева и друга его дома профессора Н. С. Понятовского, в семье Тимирязевых хранилась благодарственная грамота Ивана Грозного воеводе Тимирязеву за его честность и мужество, за то, что он «устоял от прелести (подкупа) литовского и от пристрастия (угроз) татарского».

Климент Аркадьевич Тимирязев родился в Петербурге 22 мая 1843 года. Его отец, Аркадий Семенович, по своим взглядам был республиканцем и отличался революционными настроениями, хотя в течение долгого времени занимал высокие посты в таможенном ведомстве.

Мать, Аделаида Клементьевна, происходила из франко-немецко-английского рода баронов фон Боде. Родившись в Англии, она в 18 лет вышла замуж за овдовевшего статского советника Аркадия Семёновича Тимирязева. Семья, в которой росли восемь детей от двух браков отца, жила скромно; больше всего в ней ценились книги и знания. Мать учила детей всем языкам, какие знала сама, читала сказки и стихи. Аркадий Семёнович вносил свой вклад в воспитание, прививая детям свободомыслие. Несмотря на службу империи, он был убеждённым республиканцем – грозил раздать сыновьям, когда они вырастут, ружья и отправиться с ними штурмовать Зимний – «оплот всей неправды».

Сыновья, однако, предпочли более созидательные занятия. Василий стал литератором, Дмитрий – видным экономистом, Николай – боевым генералом. Младший, Климент, с детства полюбил науку. Из-за слабого здоровья Тимирязев не посещал школу, готовясь к поступлению в университет с домашними учителями. На даче под Петербургом он приносил домой растения и букашек, рассматривая их в подаренный отцом микроскоп. Брат Дмитрий, увлекавшийся химией, научил его ставить опыты.

Со временем на неосторожные политические высказывания отца обратило внимание его начальство, и он был уволен. Юному Клименту пришлось помогать семье, занявшись переводами английских романов. Позже, обращаясь к студентам, он говорил: «С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая».

В 17 лет Тимирязев поступил на юридический факультет Петербургского университета, с которого тут же перешёл на физико-математический – там преподавались естественные науки. В 1861 году из-за участия в студенческих волнениях он был исключён из вуза, но уже через год остался там вольнослушателем. Это позволяло посещать лекции таких корифеев, как Дмитрий Менделеев и ботаник Андрей Бекетов (дед поэта Александра Блока). По их ходатайству отлично занимавшегося юношу допустили к выпускным экзаменам, и он получил золотую медаль за работу «О строении печёночных мхов».

Другим важным этапом в жизни Тимирязева стала поездка в приволжские степи, где он с подсказки Менделеева изучал влияние удобрений на рост урожайности. Там он впервые задумался о явлении фотосинтеза – «питания» растений солнечным светом благодаря зелёному пигменту хлорофиллу. Фотосинтез полностью не изучен до сих пор, а тогда его исследования делали лишь первые шаги.

Доклад молодого учёного на эту тему вызвал большой интерес, и его отправили на стажировку в Германию и Францию.

После окончания университета Тимирязев работал в лабораториях Франции у химика П. Э. Бертло и физиолога растений Ж. Б. Буссенго, и в Германии – у физиков Г. Р. Кирхгофа и Бунзена и у одного из создателей спектрального анализа, физиолога и физика Г. Л. Гельмгольца.

Позже у молодого ученого состоялась встреча с Чарльзом Дарвиным, чьим горячим сторонником Тимирязев был всю свою жизнь.

Вернувшись домой в 1870 году, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию на тему «Спектральный анализ хлорофилла» и получил кафедру ботаники в Петровско-Разумовской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии в Москве.

В течение 22 лет (1870–1892) К. А. Тимирязев состоял профессором Петровской земледельческой и лесной академии. В ней он построил первый в России вегетационный домик для опытов с растениями. На Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде он добился сооружения еще лучшего вегетационного домика, в котором лично демонстрировал питание растений.

Заслуги Тимирязева были признаны во всем мире. Его избрали почётным членом Лондонское королевское общество, университеты Кембриджа, Глазго, Женевы. Ему предлагали работать в научных лабораториях Англии и Франции. Признание на родине, как водится, запаздывало. Только в 1890 году он стал член-корреспондентом Академии наук (полноправным академиком его так и не избрали). 

Первую мировую войну Тимирязев осудил с самого начала, и годом позже принял приглашение Горького возглавить отдел науки в антивоенном журнале «Летопись». Во многом именно благодаря Тимирязеву для работы в журнале удалось привлечь его коллег-физиологов – нобелевских лауреатов Илью Мечникова, Ивана Павлова и многих деятелей культуры, социалистов разных партий и направлений. В тот же период В. И. Ленин стал добиваться публикаций в этом журнале и даже мечтал объединиться с Климентом Аркадьевичем против Августовского блока 1912 года (объединение ряда групп и течений в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)), входившего тогда в оргкомитет «Летописи».

Октябрьскую революцию ученый приветствовал. Несмотря на возраст и тяжелую болезнь, он стал депутатом Московского совета. Регулярно посещал заседания (за ним присылали один из немногих имеющихся автомобилей), говорил о важности для советской власти науки, образования, заступался за учёных, которых ретивые комиссары, причисляя к «буржуям», заставляли чистить снег и нести прочие повинности. Врачи удивлялись: казалось, что их 75-летний пациент переживает вторую молодость. Тимирязев читал лекции в университете (в нетопленых аудиториях публика сидела в пальто и ушанках), продолжал писать книги. Свою новую работу «Наука и демократия» весной 1920 года отправил В. И. Ленину, написав, что испытал «счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности». Вождь пролетариата ответил короткой запиской:  «Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть». Ленин не знал, что Тимирязев в это время был тяжело болен – он простудился, возвращаясь поздно вечером с очередного заседания Моссовета.

20 апреля 1920 учёный умер; с речами и красными флагами его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Тимирязев оставил после себя огромное теоретическое наследство. Научные проблемы в области физиологии растений, агрономии и эволюционного учения, поставленные им, и доныне сохраняют свое значение для биологической науки.

Известно, что К. А. Тимирязев написал свыше ста научных работ по фотосинтезу растений. Среди них были капитальные исследования, магистерская и докторская диссертации.

Свыше ста статей написано Тимирязевым в области популяризации биологии и по общеобразовательным вопросам. Достаточно вспомнить серии его публичных лекций, речей, статей для периодических изданий по вопросам физиологии растений, земледелия, об основных задачах современного естествознания, а также серию статей для знаменитого энциклопедического словаря братьев Гранат.

На выставке представлен ряд прижизненных изданий ученого, а именно:    

  • Тимирязев К. Жизнь растения: десять общедоступных чтений. - 5-е издание. - М.: Изд. В. Н. Маракуева; Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1899;

  • Публичные лекции и речи К. Тимирязева: из области физиологии растений. - М.: Изд. А. А. Карцева, 1888;

  • Тимирязев К. Насущные задачи современного естествознания: публичные речи. - 3-е изд., допол. - М.: Изд. В. Н. Маракуева, 1908;

  • Тимирязев К. Чарлз Дарвин и его учение. - 7-е изд. - М.: Госиздат, 1919

Тимирязев был одним из активных сторонников эволюционной теории Дарвина, которую считал крупнейшим открытием XIX столетия. Будучи активным дарвинистом, он защищал учение от критики и искажений. Именно благодаря Тимирязеву русское общество познакомилось с теорией Дарвина. Ещё студентом Тимирязев одним из первых в России перевёл книгу «О происхождении видов путем естественного отбора». Для журнала «Отечественные записки» Тимирязев подготовил целую серию статей, посвященных дарвиновской теории, а позже опубликовал книгу «Краткий очерк теории Дарвина».

На выставке демонстрируются работы ученых, переводчиком и редактором которых выступал К. А. Тимирязев:     

  • Константен Ж. Растения и среда / пер. с фр. под ред. К. Тимирязева. - М., 1908;

  • Дарвин Ч. Иллюстрированное собрание сочинений Чарлза Дарвина / перевод, предисловие и редакция К. А. Тимирязева.- М.: Изд. Ю. Лепковского, 1907-1908.

Специальный раздел выставки посвящен воспоминаниям современников ученого и его учеников:
  • Васецкий Г. Климент Аркадьевич Тимирязев: общественно-политические и философские взгляды. - М.,1942;
  • Комаров В. Л. К. А. Тимирязев. - М., 1945;
  • Корчагин А. И. К. А. Тимирязев: жизнь и творчество. - М., 1948;
  • Платонов Г. В. Основные черты мировоззрения К. А. Тимирязева. - М., 1949 и другие.

Поделиться:
Подбор литературы