ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Вся жизнь — музыка: к 85-летию со дня рождения Л.П. Клиничева»

20 октября 2023 - 21 ноября 2023
Отдел краеведения (2 этаж)

Л. П. Клиничев — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), Почётный деятель Союза композиторов России (2000). Кавалер ордена Дружбы народов (2013). Лауреат премии Ленинского комсомола Дона (1975), Лауреат премии им. М. Шолохова (1978), медаль к 100-летию М. Шолохова, Лауреат первой премии Российского конкурса «Крейцерова соната» (2018), Премия правительства Ростовской области «Человек года» (1999, 2005, 2013). Почетный диплом Российского авторского общества (2008), Почетный диплом почетного члена Шотландского музыкального общества (1990), Почетный член Итальянского авторского общества (SIAE, 1997).

Леонид Павлович родился 25 октября 1938 года в городе Старый Крым близ Феодосии, в местах, овеянных романтикой прозы легендарного А. Грина и полотен И. Айвазовского. Композитор вспоминает:

«Семья была музыкальная, в ней безоговорочно царил культ Моцарта. Отец привез с войны трофейный аккордеон — это подтолкнуло меня к игре, потом купили пианино».

  • Калошина Г., Соколова А. Л. П. Клиничев. Песнь о России. Ростовская консерватория в лицах: очерки / ред.-сост. А. М. Цукер. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2012. С. 204.

После войны Клиничевы перехали в столицу Таджикистана — город Душанбе. Леня стал студентом композиторского факультета музыкального училища у педагогов Я. Собранова и Ю. Тер-Осипова. Его первые опусы заметил замечательный композитор и педагог Сергей Баласанян — автор национальных опер, популярного балета «Лейли и Меджнун». Он уделял много внимания работе начинающего автора, помогал ему советами и консультациями, оказывая благотворное влияние на духовное становление юноши. Леонид мечтал продолжить обучение в Москве. Но планы изменились под влиянием известного композитора и педагога, профессора ташкентской консерватории Бориса Исааковича Зейдмана. Принимая государственные экзамены в училище, Зейдман оценил одаренного юношу и предложил поступать в его консерваторский класс.

Ташкентский период творчества Л. П. Клиничева отражен в статье «Л. П. Клиничев. Песнь о России» Галины Евгеньевны Калошиной, профессора кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории и музыковеда Анны Антоновны Соколовой.

«В 1960 году композитор приезжает в Ташкент. В классе Зейдмана он с увлечением осваивает разные жанры и техники, пишет разнообразные фортепианные произведения, романсы на лирические стихи Перси, Шелли, хоры на философские тексты Горация, первые оркестровые пьесы. Факультативно учится на дирижерском факультете, осваивая опыт симфонического дирижирования.

В 1963 году Клиничев приступает к сочинению симфонической поэмы «Молчание моря» по рассказу Веркора и Первой симфонии, ставшей его дипломной работой (1964). Через год появилась Вторая симфония для симфонического оркестра и солиста-баритона на стихи Гарсии Лорки, которую Клиничев написал, будучи уже педагогом Ташкентской консерватории. Обе свидетельствуют об интересе композитора к общественно-исторической проблематике, отражают тему войны и мира, наполнены протестным пафосом против фашизма. В монументальной Третьей симфонии раскрыта тема судьбы художника в современном мире. Это произведение завершает ташкентский период творчества».

1966-1968 гг. — аспирантура в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского у профессора С. Баласаняна. С 1967 года по настоящее время профессор Клиничев работает в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, где ведет классы композиции, инструментовки, одновременно являясь руководителем отделения композиции. В интервью газете «Аргументы и факты» Клиничев раскрывает свое бережное и чуткое отношение к студентам, к людям разных возрастов:

«... Я стараюсь с людьми любого возраста иметь отношения на равных. К примеру, со студентами. Я не считаю, что они мои студенты. Они мои, ну, товарищи, друзья. Другое дело, что у меня опыта больше, я могу им что-то подсказать. Но при этом всегда говорю, что я могу быть и неправ. Больше того, если студент проигнорирует урок, стараюсь его не ругать, а, наоборот, просить у него прощения. Значит, я не так преподнёс ему предыдущий урок, не смог заинтересовать, чтобы он всё бросил и пришёл на следующее занятие».

  • Головко, В. Маэстро Клиничев: «Моя музыка началась с трофейного аккордеона» // Аргументы и факты. 2008. 5 ноября.

Статьи композитора Л. П. Клиничева, опубликованные в периодической печати и посвященные различным темам в области искусства, вызовут интерес многих читателей, увлекающихся музыкой:

  • «Искусство заканчивается там, где начинаются объяснения» // Аргументы и факты 1998. № 9 (февp.). С. 12. (Аргументы и факты на Дону).

  •   Как закатывать громкие концерты и любить друг друга // Аргументы и факты 2003. № 4 (янв.). С. 5. (Аргументы и факты-на-Дону).

  • «Классическая музыка очищает душу» // Аргументы и факты. Москва. 2012. 11-17 апр. С. 3 (Аргументы и факты на Дону)

  •   Маэстро нашего времени // Аргументы и факты. Москва. 2015. 23-29 марта. С. 3 (Аргументы и факты на Дону).

  • Мечтаю о хрустальной башне... // Аргументы и факты. 1997. № 26. С. 15. (Аргументы и факты на Дону).

С 1988 по 2001 гг. Леонид Павлович — председатель правления Ростовской организации Союза композиторов. В 1990-1991 избран ответственным секретарём Союза композиторов СССР. С 1993 по 2013 советник губернатора Ростовской области по культуре.

В 1990-е гг. — организатор и участник международных фестивалей «Донская музыкальная весна» в Руре, Германии (1995), Шотландии (1997).

В творческом багаже Клиничева представлены почти все жанры академической музыки — оперы, симфонии, камерные сочинения, много произведений для хора. Центральное место в творчестве композитора занимают произведения для симфонического оркестра и хора. Это пять монументальных симфоний. Концерт для фортепиано с оркестром (1998), прозвучавший во многих странах мира, три вокально-симфонических концерта на духовные тексты «Via Dolorosa», «Offertorio» (1995), «Et incarnatus» (1999), хоровые циклы «Времена года» на стихи А. Пушкина (1975), «Семь хоров» на стихи А. Блока (1974), пять вокально-симфонических поэм, хоровой концерт на стихи М. Ломоносова (1985), хоровой цикл на тексты Евангелия и Т. Элиота (1990).

К моменту переезда в Ростов-на-Дону Клиничев имел уже солидный композиторский опыт. При знакомстве с новым автором ростовская публика практически безоговорочно приняла его раннее сочинение «Симфонические картины» по Гоголю — яркий образец отечественного программного симфонизма. Четыре части цикла отличают чуткое проникновение в красоты украинского мелоса, теплота и непосредственность лирического высказывания, масштабность оркестровой динамики. Вот как эти четыре части цикла описываются в книге «Ростовская консерватория в лицах»:

«Первая картина «Чуден Днепр при тихой погоде» в мягких переливах украинского мелоса воссоздает образ зеркально недвижной глади Днепра. Контрастный образ налетевшего фантастического вихря в середине части предваряет сказочный мир второй картины «Вий» — бесовский полет нечистой силы в жанре гротескного симфонического скерцо с юмористической кодой (крик петуха, разгоняющего чертей, застревающих в окнах церкви). Возвышенный ноктюрн «Тиха украинская ночь» наполнен звуками шорохов ночи, бликами лунного света и сверкания звезд. Эффектный финал «Русь-тройка» развивает напев эпического склада. В оркестрово-тембровых вариациях он разрастается в величественный образ несущейся в пространстве космоса тройки, символизируя последние строки «Мертвых душ»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Чудным звоном заливается колокольчик. Летит мимо все, что ни есть на земле и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  • Калошина, Г., Соколова, А. Л. Ростовская консерватория в лицах: очерки / ред.-сост. А. М. Цукер. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2012. С. 203-219.

Тема Руси-тройки стала эпиграфом творчества Клиничева. Гоголевская фантастика воплощена еще в виртуозной симфонической поэме «Вурдалак» (1975), где торжествует демоническое начало в образе колдуна-оборотня из «Страшной мести». Живописные приемы, состояния тревожного ожидания сближают эти сочинения с поэмой для хора и оркестра «Буревестник» по Горькому (1974).

Многие произведения Леонида Клиничева связаны с историей и культурой донского края. Основа авторского стиля таких сочинений — диалог с традициями казачьей песенной культурой. Жанр хоровой обработки является плодотворной почвой для обретения творческого опыта в области взаимодействия принципов, относящихся к различным системам мышления — академической музыке и фольклору.

Интерес к донскому фольклору проявился у Клиничева еще в 1969 году, когда он выезжал со студентами в фольклорные экспедиции, в результате чего было собрано несколько сотен народных образцов. Этот мелос пропитал всё его последующее творчество. Он ясно ощутим в его камерных произведениях для фортепиано и других инструментов, в пятидесяти обработках народных песнях, в музыке к 29 художественным и документальным фильмам.

Накопленный материал казачьих напевов вошел в фильмы о Михаиле Шолохове, в художественный фильм «Дело было, да!», в многочисленные симфонические и камерные сочинения, где прозвучали десятки казачьих песен разных жанров, поразивших своей красотой и самобытностью. Среди песен, собранных композитором в Вёшенском районе, были настоящие жемчужины, использованные в документальном фильме «Песни Тихого Дона», снятом ростовским кинодокументалистом Лионом Мазрухо, где запечатлен самый уважаемый и любимый герой казачьей песни — Тихий Дон — символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Этот фильм очень понравился М. А. Шолохову.

Обобщением донских мотивов стали три поэмы для хора и оркестра. В первой «Донской поэме» (1970) старинные казачьи напевы несут важную драматургическую функцию, образуя музыкально-песенную фабулу о типичном жизненном круге казака: «Ты Ягорушка, Ягор» не без юмора воспроизводит ритуал женитьбы; протяжная «Казак по Дону гуляет» представляет семейную жизнь и проводы в поход. Женский причет тоскующей в одиночестве молодой жены запечатлен в третьем разделе. Завершают поэму песни о военном сражении на чужбине, о гибели и оплакивании героя.

Во второй поэме «Донская былина» для хора, симфонического оркестра и солиста-тенора (1971) в процессе драматизации былинного причета при непрерывном ускорении темпа и нарастании динамики раскрывается старинный трагический сюжет подлинной казачьей былины о девяти братьях-разбойниках, погубивших свою сестру, ее мужа и сына. Героическая третья поэма — «1812 год» (1973) — отражает исторические события Отечественной войны с Наполеоном, в которой приняла участие конница атамана Платова. Линия Донских хоровых поэм продолжена в хоровом концерте «Степан Разин», балете «Тихий Дон», операх «Цыган» и «Драма на охоте». Клиничев мечтал познакомить с балетом Шолохова, но к моменту окончания партитуры (1983) писателя уже не было в живых.

  • Уринсон, Е. Г. Фольклорный балет «Тихий Дон» Л. Клиничева: принципы музыкальной характеристики и вопросы тематизма // Южно-Российский музыкальный альманах: научный журнал. Ростов-на-Дону. 2013. № 2. С. 4-11.

  • Клиничев, Л. Писать музыку — убийственное напряжение: автору балета «Тихий Дон» и оперы «Цыган» исполнилось 70 лет // Крестьянин. 2008. 29 окт. – 4 нояб. С. 22.

В отличие от всех театральных и киноинтерпретаций, «Тихий Дон» Клиничева обладает иной логикой художественного процесса, пронизан идеей мифологизации истории, возросшей ролью символического ряда драматургии, усиленного в постановке народного артиста СССР Михаила Боярчикова на сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (Михайловский театр, 1833).

В спектакле нашли воплощение черты исторического балета-симфонии («Спартак» Хачатуряна) и балета-драмы («Анна Каренина» Щедрина). Замысел его отличает многоплановость, идущая от сплетения общественного и индивидуального начал, присущих роману–эпопее: судьба казачества в целом, исторические конфликты революции и гражданской войны, судьбы отдельных личностей, втянутых в эпохальные события. Автор выстроил музыкальную драматургию балета на основе движения всех ее образов от света к тьме. Сюжетно-событийная линия сохранила сущностные моменты романа, перипетии многотрудного пути Григория. Мелиховы и Коршуновы представлены на широком фоне ярких картин быта и ратной службы казаков.

Символом Пути выступает Тихий Дон, соединяющий разделенные части пространства и раздвигающий его границы, распадающийся на рукава и притоки — судьбы героев. Следует отметить знаменательное введение в музыку балета «Тихий Дон» ряда церковных песнопений. Клиничев первым открыл в донской музыке тему духовного преображения, воплотив ее позднее в хоровом концерте capella «Credo» на стихи Т. Элиота и тексты псалмов Давида (1990). Его части слиты в единую композицию, в которой проступают контуры церковной литургии.

  • Клиничев, Л. П. Про «чувственный» жанр // Молот. Ростов-на-Дону. 2018. 19 окт. С. 12.

Весной 2005 года состоялась премьера оперы «Цыган» в Ростовском государственном музыкальном театре. Композитору оперы «Цыган» удалось в сжатой, обобщенной форме «прочесть» страницу жизни всеми любимого калининского цыгана, раскрыть историю его мытарств в музыке.

Опера открывается прологом, в котором происходит встреча Будулая со старой цыганкой. Композитор переосмыслил этот образ, отводя ему важную роль: она приносит Будулаю весть о том, что сын его жив и растет в станице в русской семье. Ее рассказ становится завязкой действия и вместе с набатным оркестровым вступлением предопределяет трагедийный тонус спектакля.

Контрастом к прологу в 1-й картине разворачивается сцена таборного гуляния. В пестром калейдоскопе сверкающих огней и безудержного веселья цыганских песен и плясок действуют законы четкой композиции. На выставке представлены статьи, посвященные опере «Цыган».

  • Володина, Д. Новая жизнь старого «Цыгана» // Аргументы и факты. 2001. № 45 (нояб.). С. 10. (Аргументы и факты на Дону).

  • Клиничев, Л. П. Цыганские страсти // Аргументы и факты. 2000. № 32. С. 4. (Аргументы и факт на Дону).

  • Фомин, А. «Скучные оперы никому не интересны» // Новая газета на Дону. 2005. 29 авг. – 5 сент. С. 18.

  • Мещерякова, Н. «Цыган» Леонида Клиничева, или новый триумф романтической оперы // Южно-Российский музыкальный альманах 2007. Ростов н/Д, 2008. С. 53-58.

  • Морозов, Д. Новое возвращение Будулая // Культура. 2005. 7-13 апр. С. 13.

  • Погонцев, В. Возвращение Будулая // Аргументы и факты. 2005. N 12 (март). С. 1. (Аргументы и факты на Дону).

  • Твердохлебова, О. «Цыган», или Новые песни о главном // Город N. 2005. 23-29 марта. С. 18.

  • Фрейдлин, Л. «Цыган» возвращается // Личный эксперт. 2005. 24 янв. С. 7.

Моноопера Л. Клиничева «Анна» посвящена истории жизни Анны Ахматовой.

  • Калошина, Г. Е. Оперный диптих Леонида Клиничева «Страсти по Анне и Марине» // Южно-Российский музыкальный альманах: научный журнал. Ростов-на-Дону. 2015. № 3. С. 75-83.

Жизнь и творчество Леонида Клиничева привлекали внимание многих исследователей. На выставке представлены статьи авторов о жизни и творчестве композитора. Донской писатель Алексей Коркищенко посвятил Клиничеву свой очерк. В нем писатель задает композитору вот какой интересный вопрос о том, когда открывается музыке душа ребенка?... Клиничев ответил, не задумываясь, с убежденностью:

— Душа ребенка всегда открыта музыке. С самого своего начала ребенок слышит мелодию материнского голоса, и первые образы чувственного, материального мира он постигает через музыку слов, а не через их смысл, который ему еще не ведом. Слова матери, близких, любящих его людей ребенок несомненно воспринимает, как обворожительную музыку. Это же сплошные песни — их ласковые разговоры с ним! Как он радуется им, как здорово растет, слыша их изо дня в день!.. Да, я уверен, что основу души одаренного ребенка выстраивает именно такая музыка… Музыка добра и света, любви и нежности. Разве не так?

  • Коркищенко, А. К вечному источнику. Очерк // Дон. 1981. № 11. С. 182-189.

Среди других источников о жизни и творчестве Л. Клиничева следует отметить некоторые:

  • Бендицкий, И. Живой родник // Молот. Ростов-на-Дону. 1998. 27 окт.

  • Варавина, Л. В. Музыка ростовских композиторов для баяна и аккордеона // Проблемы современного композиторского творчества: сборник трудов научно-практической конференции, 18-21 ноября 2019, Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2019. С. 172-179.

  • Вербовская, Е. Любви много не бывает: [о ростовском композиторе Л. Клиничеве и его жене Е. Клиничевой, хормейстере музыкального театра] // Молот. 2008. 4 июля. С. 4.

  • Ветрова, С. Ростовская филармония готовит мировую премьеру // Наше время. Ростов-на-Дону. 2022. 9 сент. С. 6. — О новых произведениях композитора Л. Клиничева (Ростов-на-Дону).

  • Винников, Н. Ростовскому композитору pукоплещет Италия: [о пpед. Рост. отд-ния Союза композитоpов Л. П. Клиничеве и его твоpчестве] // Аргументы и факты-на-Дону. С. 7.

  • Волошинова, В. Ф. Концерт для любимого инструмента // Молот. Ростов-на-Дону. 2022. 13 сент. (№ 66). — О премьерном исполнении сочинений ростовского композитора Л. Клиничева «Кавказской симфонии» и Концерта для виолончели с оркестром Ростовским академическим симфоническим оркестром.

  • Говорят лауреаты комсомольских премий // 100-летию ВЛКСМ посвящается: летопись донского комсомола: избранное. Ростов-на-Дону, 2018. С. 57-80.

  • Калошина, Г. Е. Этапы эволюции симфонического творчества Леонида Клиничева. Симфония «100 лет» // Проблемы современного композиторского творчества: сборник трудов научно-практической конференции, 18 - 21 ноября 2019, Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2019. С. 153-164.

  • Карпова, О. Римские каникулы: Автор. прогр. рост. комп. Леонида Клиничева вызвала восхищение у итал. публики: [о гастролях в Риме] // Аргументы и факты 2003. N 52 (дек.). С. 15. (Аргументы и факты-на-Дону).

  • Клиничева, Е. Донская казачья песня в творчестве Леонида Клиничева // Южно-Российский музыкальный альманах: научный журнал. Ростов-на-Дону. 2013. № 2. С. 12-15

  • Клиничева, Е., Чаленко, Н. Донская казачья песня в творчестве Леонида Клиничева // Южно-российский музыкальный альманах. 2013. N 2 (13). С. 12-15.

  • Кузнецова, Т. О ростовских мальчишках узнал весь мир // Аргументы и факты. 1997. № 50.

  • Милютина, Л. Вундеркинд спустя 15 лет // Вечерний Ростов. 2003. 5 дек.

  • О Лауреатах премии комсомола Дона. Школа труда, творчества и жизненного успеха (из истории премии комсомола Дона) // 100-летию ВЛКСМ посвящается: летопись донского комсомола: избранное. Ростов-на-Дону, 2018. С. 48-56
  • Шендерова, А., Немцев, С. Снимите это немедленно // Театр. 2013. № 11-12.

  • Шибинская, А. А. «Времена года»: индивидуальные претворения «вечной» темы в творчестве ростовских композиторов // Статьи молодых музыковедов. Ростов-на-Дону. 2020. Вып. 6. С. 175-186.

Музыка Л. П. Клиничева широко известна в России и за рубежом. По данным Итальянского авторского общества SIAE она исполняется более чем в сорока странах мира. Неоднократно сочинения композитора печатались в издательствах «Музыка», «Композитор», B&W («Бидэри и Уорнер Бразерс», Италия), записаны на компакт–дисках в фондах всероссийского радио и Мариинского, Нижегородского, Ростовского, Владикавказского, Михайловского оперных театров.

Л. Клиничев ведёт большую просветительскую и общественную работу, проводя многочисленные творческие встречи, мастер-классы не только в России, но и за рубежом. Он является постоянным председателем жюри областного конкурса молодых композиторов Ростовской области им. С. С. Прокофьева (2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013, 2015, 2017), председателем международных конкурсов композиторов (Болонья, Италия 1998; Кьетти, Италия 2002), член жюри международных конкурсов композиторов и исполнителей (Кастрогари, Италия, 2004; Фьюджи, Италия, 2005; Торонто, Италия, 2006), член жюри Северокавказского конкурса молодых исполнителей (2015), международного конкурса вокалистов им. П. Лисициана (Владикавказ, 2017).

По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.

Л. А. Пономаренко, главный библиотекарь отдела краеведения ДГПБ.


Поделиться:
Подбор литературы