ул. Пушкинская, 175А

Ян Амос Коменский "Великая дидактика"

25 августа 2021 - 25 августа 2021
Обзорная информация

В каждой отрасли знания есть люди, чьи имена являются чуть ли не синонимами самой науки. Их идеи переживают государства и эпохи, и в процессе эволюции не исчезают бесследно, а продолжают в том или ином виде функционировать спустя века или становятся фундаментом для дальнейшего развития. Если говорить о педагогике, то в перечне таких людей на первое место можно вполне заслужено поставить Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - крупнейший педагог-демократ, философ, священник и просветитель, выдающийся общественный деятель XVII в. Он провёл европейскую образовательную реформу. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания.  

Родился он в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

К писательству пристрастился очень рано – уже в 19 лет составил свою первую книгу – чешско-немецкий словарь «Клад чешского языка». А за всю жизнь сочинил 142 книги, среди которых почти два десятка многотомников. В основном это учебники, энциклопедии-справочники и трактаты по педагогике, остальное – богословско-философские труды и духовная поэзия. Громкую прижизненную славу Коменскому принесли учебник латыни и сборник обучающих иллюстраций «Мир чувственных вещей в картинках», неоднократно издававшиеся большими тиражами во многих европейских странах того времени.

Самую фундаментальную и знаменитую книгу Я. А. Коменского принято называть «Великая дидактика». Полное название звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». .

Этот труд считается не только одним из величайших произведений Коменского, но и педагогики в целом. В ней он изложил своё представление о целях образования и представил комплексный взгляд на теорию обучения.

Коменский приступил к написанию дидактики в 1627 году. Вышла она в 1632 году на чешском языке. Спустя шесть лет, в 1638 году, она же выйдет на латыни, дополненная и переработанная, и будет называться уже «Великая дидактика». В этой версии ее прочитают везде, и она сделает Коменского знаменитым. В таком виде эта книга и была опубликована в 1657 году в составе четырехтомника избранных сочинений.

Однако в последующем дидактические труды Коменского целых два века оставались неизвестными широкой публике, потому что провозглашенные в них принципы «всеобщего образования» и «универсального развития» считались непосильными для человеческого рода и слишком дорогостоящими для государства и общества.

Ситуация изменилась, во второй четверти XIX века. В 1849 году в самый разгар революционных волнений по всей Европе «Великая дидактика» разошлась многотысячными тиражами. С тех пор она постоянно переиздается по всему миру. В том числе в 1877 году увидел свет первый перевод на русский язык, подготовленный еще в 60-е годы XIX века. И потом, в социалистических странах ХХ века, Коменского ценили и регулярно переиздавали, правда, со значительными купюрами (сокращениями). 

Важным моментом общей характеристики «Великой дидактики» является то, что автор, вопреки средневековой традиции, видит в образовании не сатанинский, а божий замысел. Он считает, что если человек рождается способным к познанию, то это позволяет говорить о его божественности. Для священника, пусть и протестантского, это было очень смелым утверждением.

Сегодня, наука в целом и педагогика в частности, сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд. Но, несмотря на этот факт, те основные принципы «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса, хотя автор данного труда жил в XVII веке. Так, например, Коменским была придумана классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, он говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.

Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым. В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».

А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет. Так выглядят краеугольные идеи системы образования Яна Амоса Коменского в сжатом изложении. Эти основные образовательные принципы великого чешского педагога помогают оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым вот уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию.

В фонде Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки храниться легендарный труд Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (М., 1896). Это редкое издание. Книга интересна тем, что текст «Великой Дидактики» приведен параллельно на латинском и русском языках, что встречается довольно редко. Издание снабжено многочисленными иллюстрациями и очерком жизни и деятельности Коменского, а также именным и предметным указателями.

Поделиться:
Подбор литературы