ул. Пушкинская, 175А

«Женщины-поэтессы»

9 апреля 2024 - 14 мая 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)
В каждой стране есть легенды о женщинах, которые писали стихи. Женщины-поэты были в просвещённой и культурной Элладе, своих поэтесс дали миру и Римская и древние азиатские империи. Все они принадлежали к правящим классам и писали стихи преимущественно на религиозные темы. По большому счёту, это продолжилось и во времена Средневековья. Стихи, опять же религиозного содержания, писали в основном монахини или женщины высокородные. И никто из них никогда не зарабатывал на жизнь стихотворством.

Известно немалое количество женщин-поэтов нового времени. В Италии во времена Ренессанса поэзия считалась «достопочтенным занятием для женщин, облагораживающим даже куртизанок».
В России женщины-поэты появились к середине 18 века. Сочиняла стихи дочь знаменитого поэта и драматурга А. П. Сумарокова – Екатерина Александровна Княжнина, которая в юности бывала при дворе Елизаветы Петровны и обращала на себя внимание образованностью и остротой ума.

Помимо Е. А. Княжниной, к слову, жены драматурга Я. Б. Княжнина, стихи писали жёны поэтов Г. Р. Державина и М. М. Хераскова. Возможно, были и другие женщины, своим творчеством заслуживающие внимания, но имена их по понятным причинам остались для нас неизвестными. В то время отнюдь не все дворяне, которых манило литературное творчество, решались им заниматься и уж тем более печататься. В свете считалось, что такое занятие роняет дворянское достоинство, причём к женщинам это относилось в гораздо большей степени, нежели чем к мужчинам.

Что же двигало женщинами в их стремлении выразить стихами своё отношение к окружающему миру? Сами они этой темы не касались, но уж точно не желание непременно увидеть своё имя среди авторов литературных сборников или же доказать, что не только поэтам-мужчинам дано умение в стихотворной форме выражать порывы своей души. Более всего здесь можно говорить о естественной внутренней потребности, о некоем духовном томлении, которое и обращало утончённую женскую натуру к поэтическому творчеству.

С течением времени интерес к русской поэзии в дворянской среде становится весьма популярным, более всего этому содействовал рост национального сознания в связи с Отечественной войной 1812 года. В Москве и Петербурге создаются литературные и музыкальные салоны, в которых не последнюю роль играли поэтессы. В начале XIX века поэтессы Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова добиваются публикации своих стихов, обращаясь к покровительству не 
только писателей, но и придворных лиц.

Анна Петровна Бунина (1774–1829) — русская поэтесса и переводчица, первая женщиной в России, которая зарабатывала своим пером. Она работала в разных жанрах: от любовных стихов и идиллий до эпиграмм и басней. Именно Анна Бунина в будущем станет ориентиром для большинства женщин-поэтов, из её творчества они будут постоянно черпать темы и языковые приёмы.

Анна Алексеевна Волкова (1781–1834) — русская поэтесса, на талант которой обратил внимание император Павел I, оказавший ей покровительство. Она написала оду на коронацию Павла I и была избрана, наряду с Анной Буниной и княжной Екатериной Урусовой, в почетные члены общества «Беседы любителей русского слова» и пользовалась покровительством ее главы А. С. Шишкова, который в 1807 году издал первое собрание стихов поэтессы «Стихотворения девицы Волковой».

ХХ век стал знаковым для женской истории, в том числе и в литературе. В начале прошлого века женщины уже смело писали и печатались под своими именами, хотя встречались случаи мистификации. В массовой культуре наиболее популярны всего несколько знаковых фигур женской поэзии Серебряного века, однако есть множество поэтесс, которые остались «за кадром».
На протяжении двадцатого столетия женщины активно участвовали в литературном процессе, в период Советского Союза они пользовались той же популярностью, что и мужчины, их роль в поэзии была одинакова. Современная российская поэзия одна из самых сложноустроенных областей литературы. Сегодня поэтессы говорят не только о типично женских проблемах, но и вводят новые жанры, расширяют корпус философских тем и адаптируют поэзию под новые формы.

***
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены творения женщин- поэтесс ХХ века из фонда центра книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки.

1. Лохвицкая М. А. Стихотворения. Т. 1. Санкт-Петербург, 1900
В 1896 году Мария Александровна Лохвицкая выпустила первый сборник «Стихотворения (1889—1895)». Он имел мгновенный успех и год спустя был удостоен престижной Пушкинской премии. «После Фета я не помню ни одного настоящего поэта, который так бы завоёвывал, как она, „свою“ публику», — писал В. И. Немирович-Данченко». В 1898 году вышел второй сборник «Стихотворения (1896—1898)», а в 1900 году обе книги были опубликованы отдельным изданием. Прижизненное издание.

Имя поэтессы Мирры Лохвицкой знакомо лишь узкому кругу специалистов и любителей поэзии Серебряного века. Между тем, это была одна из самых светлых поэтесс, очень нежная и трогательная, и чрезвычайно жаль, что о ней написано так мало, и сегодня она почти забыта.

Мария Александровна Лохвицкая (1869—1905), подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая, родилась в Петербурге, в 1869 году. Отец – известный адвокат своего времени Александр Лохвицкий. Мать происходила из обрусевшей французской семьи. Одной из ее сестер была Надежда Лохвицкая, в последующем также ставшая литератором — знаменитой Тэффи.

Литературные способности, в той или иной степени, проявились у всех детей семьи. По семейной традиции сестры вступали в литературу по старшинству, не одновременно, чтобы избежать зависти и творческой конкуренции. Первой была Мирра (так называли Марию друзья и знакомые). Дебют Надежды должен был состояться не раньше отлучения старшей сестры от литературы. Выстраивая такие планы на будущее, девочки-подростки едва ли полагали, что так и произойдет в действительности: полноценная литературная деятельность Тэффи (взявшей псевдоним лишь для того, чтобы отличаться от сестры) началась только после ранней смерти Мирры Лохвицкой.

В 1874 году семья Лохвицких переехала в Москву. В 1882 году Мария поступила в Александровское училище (в 1890-е гг. переименованное в Александровский институт), где обучалась, живя пансионеркой за счет родителей. После смерти мужа Варвара Александровна с младшими дочерьми вернулась в Петербург. В 1888 году, окончив курс и получив свидетельство домашней учительницы, Мария переехала туда же, к своим.

Мария Лохвицкая поэтом осознала себя в 15 лет. Незадолго до окончания института, в 1888 году, два ее стихотворения с разрешения начальства были изданы. В 1889 году Мария Лохвицкая начала публиковать свои стихи в периодической печати. Сначала она сотрудничала с иллюстрированным петербургским журналом "Север", затем печаталась в журналах "Живописное обозрение", "Художник", "Труд", "Русское обозрение", "Книжки недели" и др. Первый сборник стихотворений Марии Лохвицкой вышел в 1896 году и сразу же был удостоен Пушкинской премии. Стихи двадцатилетней поэтессы были удивительно зрелы и сильны. Подписывалась она обычно "М. Лохвицкая", но уже тогда все называли ее Миррой. К этому же времени относится знакомство молодой поэтессы с писателями Вс. Соловьевым, И. Ясинским, Вас. Ив. Немировичем-Данченко, А. Коринфским, критиком и историком искусства П. П. Гнедичем, поэтом и философом Вл. Соловьевым и другими.

Мария Александровна, "Мирра Лохвицкая", еще при жизни получила имя "Русской Сафо". Любовь была главной темой ее творчества, строка "Это счастье - сладострастье" воспринималась как девиз поэтессы. В ее ранних стихах любовь – чувство светлое, приносящее семейное счастье и радость материнства; впоследствии жизнь лирической героини осложняется вторжением греховной страсти, вносящей в ее душу разлад. Широкий диапазон этих переживаний помогал стихам не выглядеть однообразными, любовная лирика как бы обретала сюжетность.

Мирра Лохвицкая обладала большим поэтическим дарованием. Ее стихи отличались блеском метафор, музыкальностью, эмоциональной насыщенностью. По темам и основному содержанию ее поэзия ограничивалась сферой чувственной любви, возводила в культ обнаженное сладострастие. Лохвицкая культивировала взгляд на женщину как на существо, находящее свое счастье в беззаветном подчинении любимому, ее "повелителю". Марию Лохвицкую можно считать основоположницей русской "женской поэзии" XX века, она проложила путь для Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и других русских поэтесс.

2. Инбер В. М. Пулковский меридиан: поэма. Москва, 1944
Прижизненное издание. В издательской иллюстрированной обложке работы Н. В. Ильина, рисунки А. П. Остроумовой-Лебедевой.
Написанная в 1942 году поэма «Пулковский меридиан» посвящена подвигу блокадного Ленинграда. Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. Во время блокады Вера Инбер стала членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). Ее муж, профессор Илья Давидович Страшун, был ректором 1-го медицинского института в осажденном городе.
Николай Васильевич Ильин (1894-1954) — советский график, иллюстратор, художник-оформитель, замечательный дизайнер 1920-х годов, конструктивист и новатор. Много работал в области полиграфического оформления книг.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа, мемуаристка.

3. Инбер В.М. Уравнение с одним неизвестным. Москва. Ленинград, 1926
Прижизненное издание, выпущенное в 1926 году издательством «Земля и фабрика». На титульном листе автограф автора: "Вера Инбер 17/III 45 г.". На форзаце книги дарственная надпись: "Биб-ке К. Маркса от старог.[о] работника Р. [Раушас]". В сборнике представлены рассказы: «Уравнение с одним неизвестным», «Ежовы рукавицы», «Лялины интересы», «Вода и слёзы», «Печень Хаима Егудовича», «Тосик, Мура и „Ответственный коммунист“, «Соловей и Роза» и др..

Вера Михайловна Инбер урождённая Шпенцер (1890—1972) — русская поэтесса и прозаик, переводчик и журналист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Родилась в Одессе. Её отец, Моисей Шпенцер (1860—1927) был купцом второй гильдии, владельцем крупной типографии и председателем товарищества научного издательства «Матезис». Мать Фанни Шпенцер была учительницей русского языка и заведующей казённым Еврейским девичьим училищем. В семье Шпенцер с 9 до 15 лет жил и воспитывался двоюродный брат отца Лев Троцкий в пору своей учёбы в реальном училище в Одессе в 1889—1895 годах.
Окончив гимназию, Вера Инбер, посещала историко–филологический факультет на одесских Высших женских курсах.

Первая публикация стихов появилась в одесских газетах в 1910 году. В двадцать лет Вера Инбер вышла замуж и уехала с мужем журналистом за границу. Год прожила в Швейцарии, три года во Франции, в Париже.
В Париже издала за свой счёт первый сборник стихов «Печальное вино». Сборник похвалил Александр Блок.

В 1914 году Вера Инбер вернулась в Россию и в одно мгновение стала известной в литературных кругах личностью, вполне официальным поэтом и журналисткой.

Политикой Вера Инбер не интересовалась, но была хорошим репортёром и очеркистом. В те годы критики писали наравне о стихах Анны Ахматовой и Веры Инбер, это символично, если считать Ахматову камертоном поэзии ХХ века.

В середине 1920-х годов Вера Инбер была корреспондентом журнала «Огонёк» в Европе, жила в Брюсселе, Берлине, Париже. Впоследствии немало путешествовала по СССР и Ближнему Востоку. Авторитет Веры Инбер в писательской среде стал настолько высок, что ее пригласили работать над коллективным романом вместе с Михаилом Зощенко, Алексеем Толстым и другими известными авторами.

Когда к власти пришел И. Сталин, первым его решением оказалось смещение Льва Троцкого со всех постов и последующее уголовное преследование. Лев Троцкий сежал заграницу, а в советской России начинается планомерное уничтожение всех его родственников и соратников.

Вера Инбер продолжает вращаться в литературных кругах и видит, что все вокруг будто забыли, чьей родственницей она является.
Но этого мнимого спокойствия Вере было недостаточно.
Лучшая защита – это нападение, решает она. И вот уже среди литераторов поползли слухи – Вера Инбер выступила на собрании с пламенной речью. Она сказала, что надеется на скорый арест и уничтожение Л. Троцкого. Сын за отца не отвечает – говорил Сталин, так что уж тут говорить о двоюродной племяннице! Седьмая вода на киселе, она ни при чем!

Реакция Сталина на инициативу Веры Инбер была соответствующей – вскоре Вера получила Орден Красной звезды.
В 1941 году вся семья Веры Инбер оказалась в осажденном Ленинграде. После Победы за цикл блокадных стихов она получила Сталинскую премию.

4. Антология революционной поэзии. Москва, 1924 (Библиотека "Красной нивы". Вып. 1)
Анна Александровна Баркова (1901-1976) – русская поэтесса, прозаик, драматург и публицист. Малоизвестная, но необыкновенно талантливая поэтесса и прозаик, прошедшая три лагерных срока в ГУЛАГе, чьё имя было надолго вычеркнуто из литературной жизни страны. Её называли «Жанна д’Арк русской поэзии», но при жизни не печатали. Свыше полувека назад в своей оригинальной талантливой прозе Анна Баркова пророчески "нарисовала" многое из того, что с нами случилось в последние десятилетия.

Биография выдающейся русской поэтессы освещена многими историками и литературоведами, однако широкому читателю ее имя до сих пор неизвестно. Родилась Анна Баркова в 1901 году в Иваново-Вознесенске в семье текстильщицы и швейцара гимназии. Была пятым и единственным дожившим до отрочества ребёнком в семье.
В 10 лет девочка поступила в гимназию М. И. Крамаревской, где служил швейцаром её отец. И уже в 12 лет стала писать стихи, а с 13 лет зарабатывала уроками.

Первый раз её поэтические произведения напечатали в 1918 году в Ивановской областной газете «Рабочий край», а потом несколько стихов попали и в московские журналы. Творчество Барковой было положительно оценено критикой, и ей прочили большое будущее.

В 1922 году по приглашению первого наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского Анна Баркова переезжает в Москву и недолгое время работает его вторым секретарём. И в этом же году выходит единственная, изданная при жизни книга стихов «Женщина». Творчество А. Берковой высоко оценили А. Блок, В. Брюсов, Б. Пастернак.
После отставки А. В. Луначарского А. Баркова работает в газете «Правда». В декабре 1934-го, когда в узком кругу правдистов обсуждали убийство Сергея Мироновича Кирова, Анна активно высказала свое мнение, и кто-то донес. В результате Анна Александровна Баркова была арестована и 31 декабря 1934 года осуждена Особым совещанием на 5 лет ГУЛАГа.
В лагере она откроет в себе то, о чем раньше просто не догадывалась. Выдающимся русским поэтом А. Баркова становится не на «воле», а в ГУЛАГе... Из Карлага Баркова вышла в 1939 году и жила в военные и первые послевоенные годы под административным надзором в Калуге. А в 1947 году снова оказалась в лагерях, на этот раз — воркутинских, по той же 58-й статье.

Все эти годы она не переставала писать стихи. В лагерях появились две поэмы и более 160 стихотворений – это только уже известных, опубликованных в последние годы.

Третий срок (1957-1965 гг.) ареста проходит не в таких тяжёлых условиях, как раньше. Времена «оттепели» ненадолго коснулись и мест заключения. Анна Александровна по возрасту и болезням находилась не на общих работах.

Началом реабилитации Анны Барковой послужило то, что в очередном томе «Известий Академии наук СССР» были опубликованы письма Луначарского к Барковой. Московские друзья ухватились за этот факт, как за соломинку. И начались долгие хождения по инстанциям. И уже в начале брежневской эпохи Анна Александровн была освобождена из лагеря. В 1965 году она была реабилитирована и направлена в инвалидный лагерь в Потьму Мордовской АССР. Только в 1967 году Анна Александровна смогла вернуться в столицу.

Наконец судьба подарила Анне Александровне несколько спокойных лет среди любимых книг, старых и новых друзей. В эти годы она непрерывно работала. Несколько раз предлагала свои стихи в разные московские журналы, но их нигде не принимали: «Нет оптимизма, нет жизнеутверждающего начала». Нигде ни строчки так и не появится в печати при жизни поэтессы. А жить после третьего освобождения ей довелось еще десять лет.

5. Наши дни. / художественный альманах; под редакция В. В. Вересаева. Вып.3. Москва. Петроград, 1923
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) - русский, советский писатель, врач, переводчик, литературовед. Лауреат Пушкинской премии (1919, последнее вручение) и Сталинской премии первой степени (1943).

Мария Михайловна Шкапская (урождённая Андреевская; 1891—1952) — русская поэтесса и журналистка.
Старшая из пятерых детей в семье мелкого чиновника министерства земледелия. Из-за болезни родителей Мария вынуждена была с 11 лет зарабатывать себе на хлеб. Работала прачкой, мыла полы, писала прошения и письма на почте, выступала статисткой в украинской театральной труппе.

Окончила Петровскую гимназию, затем два курса Петербургского психо-неврологического института. В 1910 году вышла замуж за своего сокурсника Глеба Орестовича Шкапского.

В 1913 году после событий Ленского расстрела Мария Шкапская была арестована, но после двух месяцев тюрьмы ей было разрешено выехать в Европу. На Западе Мария Шкапская познакомилась с известными русскими литераторами. Там окончила литературный факультет в Тулузе, затем прослушала годичный курс китайского языка в Париже.

В 1916 году М. Шкапская в Россию. В начале 1920-х годов по рекомендациям некоторых поэтов была принята в члены петроградского Союза поэтов, представив к рассмотрению ещё не опубликованную книгу стихов «Mater Dolorosa» (1921). Всего в 1922—1925 годах издала семь поэтических сборников, а также книгу стихов для детей.

В 1925 году М. Шкапская оставила поэзию и занялась журналистикой. Работала разъездным очеркистом в газете «Правда» и в ленинградской «Красной газете». Побывала в самых разных уголках страны — в Белоруссии, Средней Азии, в Сибири.

С началом Великой Отечественной войны М. Шкапская была зачислена в Литгруппу. Во время бомбёжек работала в медико-санитарном звене. Писала очерки для Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС), Антифашистских комитетов и Радиокомитета.
Интересно, что помимо творчество Мария Шкапская активно интересовалась собаководством. Устраивала многочисленные выставки и даже вывела породу коричневых пуделей с различными оттенками.


Поделиться:
Подбор литературы