31 декабря, в канун Нового года, хозяйка дома («янка») целый день занята подготовкой стола. На нем обязательно должен быть «каханд» — мед с жареными орехами. Печется большой круглый хлеб — «тари», из 12 частей-веток, по числу месяцев в году. В одну из частей закладывается монета. Кому она достанется, у того будет год удачным, исполнятся все желания.
«Гата» — булочка с начинкой из меда и ореха. «Самса» — треугольный пирожок, начиненный луком и изюмом.
На сочельник хозяйки готовят «кубати», изделия из 40 очень тонких листов теста, смазанных маслом, между ними укладывается рыба с луком.
Ранней весной, когда с полей только сходит снег, принято было собирать и готовить «банджар» — молодую лебеду. Банджар жарят, начиняют ею пирог; едят и сырой, предварительно ошкурив.
Солят, готовя к хранению на зиму «шутан» (лилию), а «пентрин» (чебрец) измельчают и хранят как приправу к пельменям, любимому лакомству нахичеванских армян.
Ставили на весенний стол и различные постные супы, приготовленные на грибной юшке, «сисери-тон» — горох, жаренный на подсолнечном или горчичном масле, картофель, накатанный на муке и жареный, маслины, вареную тертую и остуженную фасоль с жареными орехами, сухофрукты, халву и сладкие «сараяли» (слоенки).
К пасхе особенно тщательно убирались комнаты, пекли «псатир», пасхальный хлеб — паску, красили яйца. «Псатир»— это печенье, изготовленное из скоромного сладкого теста, по форме — образец Христова венка: в народе исказили буквальный перевод «псак тир» (одевание венка), а говорили «псатир».
У церквей и монастырей раздавали «матах» — жертвенное мясо.
В последующее за Пасхой зеленое воскресенье горожане выезжали в степь на прогулку, в овраги, нареченные «Аксай-дере» (Аксайская балка), собирали чебрец.
Нахичеванцы издавна гурманы, у них особый вкус к еде, напиткам, к выбору кушаний, пристрастие к мучному и жирным блюдам.
Меню нахичеванца: хац-талак — хлеб, увлажненный в молоке и затем жаренный с яйцом, «мис-тапак» — жареное мясо, «порлиц» — ягненок, набитый рисом и испеченный в печи, «цол-цул» — слоеное мучное изделие, начиненное жаренным на постном масле тестом, особо сложенное и сплетенное, «кло-ракапур» — суп с кружками мяса, «крткртыпур» — суп с жареными и с высушенными кусочками теста, «апухт» — готовится из филейной части, лопаток и языка овец. Куски, подлежащие копчению, моют, очищают, солят, посыпают чесноком и тмином и вывешивают сушиться на воздухе.
Всегда обильный стол — именинный. Он накрывается в честь каждого из домочадцев. Обращение к «виновнику» торжества начинается словами: «Поздравляем с большим днем!».
Источники:
Багдыков М. Г. Нахичеванские портреты. Ростов-на-Дону, 1991. С.21-22
Багдыков М. Г. Нахичеванские портреты. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1991.